Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 18:54:52
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

О формировании системы показателей для оценки эффективности логистической деятельности в дистрибуции FMCG

Ваховская Маргарита Юрьевна

к.э.н., доцент

КФУ им. В. И. Вернадского

Институт экономики и управления,

г. Симферополь, Россия

E-mail: margo_vah@mail.ru

Нагиленко Антон Петрович

магистрант 2 курса

КФУ им. В. И. Вернадского

Институт экономики и управления,

г. Симферополь, Россия

E-mail: nagilenkoanton@gmail.com

 

About formation of indicator system for the estimation of the logistic activity efficiency in the FMCG distribution

Vakhovskaya Margarita Yurievna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Institute of Economics and Management,

Simferopol, Russia

Nagilenko Anton Petrovich

2nd grade master-student

V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Institute of Economics and Management,

Simferopol, Russia

 

Рассмотрены показатели, с помощью которых может быть проведен анализ эффективности логистической деятельности дистрибутора товаров широкого потребления, идентифицированы факторы, оказывающие влияние на эффективность логистической деятельности.

Ключевые слова: логистика, эффективность, показатели оценки, дистрибуция, товары широкого потребления, факторы, KPI.

 

In the framework of this work, indicators are considered with the help of which analytics of the efficiency of the logistics activity of a distributor of consumer goods can be carried out. The factors affecting the efficiency of logistics activities are also considered.

Key words: logistics, efficiency, indicators for evaluating, distribution, FMCG, factors, KPI.

 

Введение. В условиях современной экономической среды любое предприятие находится под постоянным воздействием большого множества факторов, поэтому для обеспечения максимальной эффективности осуществления деятельности необходимо анализировать каждый аспект системы. Логистическая деятельность не является исключением.

Цель исследования. Целью исследования является продемонстрировать, благодаря каким показателям можно проанализировать эффективность логистической системы дистрибутора товаров широкого потребления, а также описать факторы, которые могут на нее оказывать воздействие.

Результаты исследования. KPI (Key Performance Indicators) являются показателями, которые количественно характеризуют степень достижения поставленных целей. Их преимуществом является возможность оценивать не только финансовые, но и нефинансовые результаты деятельности, например, уровень лояльности клиентов, уровень сервиса и так далее.

KPI берут свое начало из системы сбалансированных показателей, также известной как BSC (Balanced Scorecard). Первоначально система сбалансированных показателей включала в себя 4 основных раздела [1, 3]:

– Финансы;

– Обучение и развитие;

– Клиенты;

– Бизнес-процессы.

В рамках раздела Бизнес-процессы рассматривались цели, связанные с этими бизнес-процессами, и именно в рамках оценки этих целей и были первоначально использованы Ключевые показатели деятельности. На сегодняшний день понятие KPI широко используется как самостоятельный инструмент для мониторинга бизнес-процессов на предприятиях с целью повышения эффективности деятельности.

KPI являются измерителями результативности, эффективности, производительности бизнес-процессов. По видам ключевые показатели могут быть следующими [2]:

– KPI функционирования;

– KPI результата;

– KPI затрат;

– KPI производительности;

– KPI эффективности.

В рамках данной работы предложена оценка эффективности логистической деятельности при помощи KPI результата. Рассматривается деятельность компании-дистрибутора осуществляющей свою деятельность в сфере прямых продаж. А именно дистрибуции товаров широкого потребления. Данная ниша рынка имеет некий перечень особенностей, в соответствии с которым предприятие и должно настраивать и оптимизировать свои бизнес-процессы. К таким особенностям можно отнести:

– Высокую скорость ротации товара;

– Низкую маржинальность товара;

– Большое количество товаров-заменителей;

Для того чтобы определить KPI результата предварительно требуется необходимо идентифицировать что является ресурсами входа и выхода для того или иного бизнес-процесса. В рассматриваемом случае с дистрибуцией товаров широкого потребления на входе мы имеем товары, которые доставляются с завода-производителя, а также заявки от клиентов дистрибутора, которые собираются торговыми агентами или каким-то иным образом. Выходами являются заявки от дистрибутора на завод-производитель, а также исполненные заявки клиентов, которые отображаются в виде отгруженных накладных.

Далее руководство и топ-менеджмент предприятия производит отбор и нормирование показателей в соответствии с критериями отбора KPI.

Зная результат, который должен быть получен, необходимо оценить его количественно - сформировать показатели результата. Они могут быть как простыми, так и рассчитываемыми (по формуле или иным способом).

Например:

– KPI 1 — процент накладных обработанных в срок (под обработкой подразумевается процесс с момента появления заявки в базе данных предприятия до полной сборки товара на складе).

KPI 1 = количество накладных обработанных/ общее количество полученных накладных * 100%;

– KPI 2 — процент заявок отгруженных в срок.

KPI 2= количество отгруженных в срок заявок / количество обработанных заявок * 100%;

– KPI 3 — процент корректно обработанных накладных.

KPI 3 = корректно обработанные накладные / общее количество обработанных накладных * 100%.

Данные показатели позволяют оценить результативность логистической системы. К примеру, дистрибутор в договоре указывает поставку в 48 часов с момента получения заказа, а также корректность содержимого заявки не менее 95%.

KPI 1 позволяет оценить эффективность складской логистики - определить какой процент заявок обрабатывается в срок и готов к отгрузке в назначенное время. Если значение данного KPI низкое, значит, необходима оптимизация логистических процессов на складе.

KPI 2 показывает, какое количество обработанных заявок доставлено в срок - бывают ситуации, когда склад предоставляет все накладные к погрузке в указанный срок, однако по каким-то причинам товар не оказывается у клиента вовремя. Если значение данного показателя оказывается ниже заданного уровня, необходимо оптимизировать транспортную логистику.

KPI 3 позволяет оценить эффективность работы сотрудников склада.

Также необходимо учитывать факторы, которые могут оказать влияние на значение приведенных выше показателей. Таких факторов большое множество, и классифицировать их можно совершенно по различным признакам, однако в рамках данного исследования целесообразно абстрагироваться от неконтролируемых факторов, так как их воздействие практически невозможно нивелировать. Рассмотрим факторы, которые могут оказаться причинами низких значение перечисленных выше показателей (табл. 1).

Таблица 1.

Анализ факторов, оказывающих негативное воздействие на эффективность логистической деятельности

KPI

Факторы негативного воздействия

Процент накладных обработанных в срок

– наличие и качество логистических ресурсов;

– наличие и уровень складского персонала;

– качество складской инфраструктуры.

Процент заявок отгруженных в срок

– наличие и качество транспортных средств;

– наличие и уровень персонала доставки;

– недостатки коммуникаций с торговой точкой.

Процент корректно обработанных накладных

– наличие и качество логистических ресурсов;

– уровень квалификации складского персонала;

– отсутствие необходимого товара на складе.

Источник: составлено авторами на основе [4].

Выводы. В рамках данной работы были описаны показатели, с помощью которых можно оценить эффективность логистической деятельности предприятия-дистрибутора товаров широкого потребления, а также описаны факторы, которые могут оказать влияние на логистическую деятельность.

Следующим направлением работы будет выработка универсального алгоритма выбора конкретных KPI для предприятий в сфере дистрибуции FMCG.

Бесспорно, что набор и количество показателей для различных предприятий, работающих в одной и той же отрасли может отличаться в зависимости от целей, которые ставит перед собой руководство при проведении такого анализа, финансовых и иных возможностей предприятия. Но тот факт, что методика анализа эффективности логистической деятельности предприятий по ключевым показателям эффективности доказала свою жизнеспособность и результативность во всем мире не вызывает сомнений.

Библиографический список:

1. Клюбек М. Бизнес-метрика: Как улучшить ключевые результаты компании / М. Клюбек. — Apress, 2011.

2. KPI (ключевые показатели эффективности). Как внедрить систему KPI в компании // Генеральный директор. — 2014. — №1. — С. 1-7. — URL: https://www.gd.ru/articles/3584-kpi.

3. Разработка ССП и KPI: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.balancedscorecard.org/ (дата обращения: 20.03.2019).

4. Баскакова А. А., Плетнева Н. Г. Анализ макроэкономических факторов снижения логистических издержек / А. А. Баскакова, Н. Г. Плетнева // Логистические системы в глобальной экономике. — 2013. — №3. — С.43-48. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22541474

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 80
04.06.2019 02:38 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама