Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 17:02:43
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЕАЭС: правовые риски и возможности экосистемы МТК

Мартынов Борис Викторович

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Международный менеджмент»

Частное образовательное учреждение «Южный университет (ИУБиП)»

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: martynov@iubip.ru

Добросоцкая Светлана Юрьевна

магистрант 2 курса

Частное образовательное учреждение «Южный университет (ИУБиП)»

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: culttonal@yandex.ru

 

EEU: legal risks and opportunities of the ecosystems of the ITC

Martynov Boris Viktorovich

Candidate of Philosophical Sciences, associate Professor, Associate Professor at the Department of International management

Southern University (IMBL)

Rostov-on-Don, Russia

Dobrosotskaya Svetlana Yurievna

Second year grade master-student

Southern University (IMBL)

Rostov-on-Don, Russia

 

В статье описаны  положительные и отрицательные стороны интеграции России в ЕАЭС.  Раскрыты  юридические аспекты развития международных транспортных коридоров в Евразийском экономическом союзе и предложены институциональные решения поставленных правовых проблем. В частности, предложено формирование региональной сети совещательно- консультативных центров, осуществляющих разработку единых методических  рекомендаций по правовым вопросам деятельности участников МТК.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, международный транспортный коридор, правовые риски, экосистема МТК

 

The article describes the positive and negative aspects of Russia's integration into the EAEC. Legal aspects of the development of international transport corridors in the Eurasian Economic Union are disclosed and institutional solutions of the legal problems are proposed. In particular, it was proposed to form a regional network of consultative centers that develop uniform guidelines for legal issues of the activities of ITC participants

Key words: Eurasian Economic Union, International Transport Corridor, Legal Risks, Ecosystem of the ITC

 

Введение

Российская Федерация намерена занять активную позицию в процессе реализации мероприятий в рамках обозначенных приоритетов. Так, уж в июле текущего года на заседании в расширенном составе Евразийского межправительственного совета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил «ряд инициатив в области интернет-торговли, технологий прослеживаемости движения товаров, создания транспортных коридоров, промышленной кооперации» [1].

Перечисленные предложения приобретают особую актуальность в свете очередной версии логистического рейтинга стран Logistics Performance Index 2018, опубликованной Всемирным банком. Согласно данным исследования, «самые низкие рейтинги у России по показателям таможни (97 место из 160, 2,42 балла), отслеживанию грузов (97 место, 2,65 балла) и международным перевозкам (96 место, 2,64 балла)» [2]. Важно отметить общую положительную динамику развития отечественной логистики: в нынешнем рейтинге Россия поднялась на 24 позиции по сравнению с 2016 годом, и занимает 74 место.

Обеспечение развития российской логистики по комплексу показателей представляется возможным посредством формирования экосистемы МТК. Под экосистемой МТК следует понимать комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов международного транспортного коридора: задействованных в международном товарно-денежном обмене бизнес-структур, государственных органов с тематическим функционалом, научных и образовательных организаций. При «экосиситемность» можно определить как характеристику степени взаимосвязанности и качества взаимодействия элементов системы. На наш взгляд, сегодня можно говорить слабой экосистемности инфраструктуры МТК. Такое положение дел обусловлено, с одной стороны, слабым развитием гражданского общества в России и отсутствием инициативы со стороны государства и органов местного самоуправления – с другой стороны [3].

Развитие МТК и способствующей экосистемы во многом зависит от характеристик правового ландшафта на территории международного сотрудничества. Поэтому эффективность, прозрачность и универсальность действующего в рамках Союза механизма юридического обеспечения деятельности предпринимателей– ключевые атрибуты МТК будущего [4].

Поэтому представляется важным рассмотреть правовые аспекты развития международных транспортных коридоров в ЕАЭС и выявить оптимальные институциональные формы их преодоления. 

Правовые аспекты развития международных транспортных коридоров в Евразийском экономическом союзе

Важным представляется обозначить основные риски и возможности интеграции представителей бизнес-среды в цифровую экосистему международных транспортных коридоров государств Евразийского экономического союза. Можно выделить несколько факторов правовой среды ЕАЭС, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на привлекательность экосистемы МТК Союза:

1. Единое правовое поле.

+ Установленные на территории государств-союзников правила перевозки товаров, налогообложения и оказания услуг снимают львиную долю бюрократических и политико-правовых вопросов в процессе реализации внешнеэкономических притязаний экономических субъектов стран ЕАЭС.

–  Отсутствие нормативной регламентации ключевых для развития логистики новых технологий (например, блокчейн), обусловленное низкими темпами развития цифрового законодательства,  воспринимается субъектами как табу на внедрение инноваций.

–  Издержки гармонизации законодательства в виде коллизий между актами ЕАЭС и  положениями национального законодательства нашли множественное отражение в судебной практике по транспортным спорам.

2. Правовые преференции.

+ Взаимное признание странами-участниками документов о соответствии товаров, ставшее возможным вследствие  согласования единых требований к стандартам качества продукции, и льготный режим налогообложения упростили интеграцию представителей бизнес-среды ЕАЭС в экосистему МТК.

– Способствующая правовая среда – один из факторов роста конкуренции, являясь безусловным плюсом для потребителей логистических продуктов, требует от предпринимателей оптимизации деятельности.

3. Совершенствование контрольно-надзорных функций.

+ Развитие системы выявления и пресечения нарушений повышает безопасность внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

– Развитие контрольного механизма, гарантируя привлечение к ответственности за нарушения, обязывает субъектов обеспечивать соответствие своей деятельности стандартам ЕАЭС.

Анализ правовых рисков и возможностей экосистемы ЕАЭС для субъектов международных транспортных коридоров показывает, что недостатки среды позволяют предъявить претензии разве что к скорости реализации политики международного союза, но никак не направлению вектора ее развития. Большая часть описанных рисков ведения внешнеэкономической транспортной деятельности на территории стран ЕАЭС указывает на зоны роста качества сервиса субъектов МТК и должна рассматриваться не в качестве деструктивного элемента, а как общее проявление закона рынка.

Институциональные решения правовых проблем

Для решения правовых проблем МТК проблем представляется целесообразным создание на территории стран-участников ЕАЭС сети консультативно- совещательных органов, в рамках которых  логистические компании совместно с транспортными юристами на базе образовательной платформы будут осуществлять деятельность в двух направлениях:

Ѓ Выработка предложений по гармонизации транспортного  законодательства с последующим их направлением в правовой департамент ЕЭК и законодательные органы государства-участника ЕАЭС для дальнейшей разработки;

Ѓ Разработка единых методических рекомендаций по правовым вопросам деятельности участников МТК на период гармонизации законодательства для целей собственной деятельности и направления в транспортные вузы для изучения [5].

Важно учитывать, что масштаб территории России и иерархия государственной власти весьма жестко дифференцируют правовое пространство на уровне субъектов РФ. В связи с этим, целесообразным представляется формирование территориальных органов Комиссии по правовым вопросам в регионах. Так, в Ростовской области актуализация региональных правовых вопросов и их решение может осуществляться посредством взаимодействия именитых юридических, консалтинговых и логистических компаний, транспортных вузов и кафедр на базе Межвузовского научно-образовательного центра управления транспортными системами (МНОЦУТС).

Необходимо отметить особую роль крупных консультационных центров в системе регионального сотрудничества по правовым вопросам интеграции в ЕАЭС. Так, в центры поддержки клиентов таких крупных справочно-правовых систем, как Консультант Плюс, Гарант ежедневно обращается множество представителей региональной бизнес-среды с юридическими вопросами. В процессе консультаций эксперты консультативных центров получают информацию о действенности нормативных правовых актов напрямую. Систематизация и анализ таких сведений с последующим их направлением в главную федеральную комиссию по решению правовых вопросов интеграции в ЕАЭС представляется эффективной мерой мониторинга результативности норм законодательства ЕАЭС и российского законодательства.

В настоящее время аналитическое обобщение обращений граждан по вопросам действия нормативных правовых актов в органы власти организовано в рамках мониторинга законодательства Российской Федерации. Но наличие у этих органов властных полномочий и контрольно-надзорных функций обязывают граждан и представителей бизнеса оценивать риски и учитывать возможные последствия своих обращений по деликатным правовым вопросам. Обращение за консультацией в коммерческую организацию, по определению не наделенной властными полномочиями, не создает риска получения внеплановой проверки хозяйственной деятельности юридического лица как «ответной» меры реагирования. Систематизированные и представленные на условиях анонимности сведения крупных консультационных компаний об обращениях клиентов по правовым вопросам интеграции в ЕАЭС будут наиболее достоверным индикатором эффективности норм законодательства ЕАЭС.

Выводы

Можно заключить, что разработка юридической составляющей интеграции России в Евразийский экономический союз является одним из ключевых условий развития межгосударственного хозяйственного сотрудничества. Реализация трансфера товаров и услуг на международном уровне актуализирует необходимость совершенствование механизма правового обеспечения транспортных процессов.

На сегодняшний день наличествует ряд отдельных юридических преференций, которые увеличивают привлекательность участия экономических субъектов в развитии инфраструктуры международных транспортных коридорах ЕАЭС. Эффективным стимулом для развития экосистемы международных транспортных коридоров ЕАЭС представляется создание комплексного механизма экономических, налоговых и правовых преференций для субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на территории межгосударственного Союза.

Представляется, что создание консультативно-совещательных площадок с участием представителей бизнес-среды российского сегмента международного Союза, крупных центров правовой поддержки и научных сотрудников на базе образовательных платформ станет эффективным механизмом выявления и последующей реализации правовых потребностей коммерческих субъектов, что положительно отразится на динамике экономического развития межгосударственного сотрудничества в целом и МТК — в частности.

 

Библиографический список:

1.   Россия предложила инициативы в сфере цифровизации в ЕАЭС, [Электронный ресурс], http://tass.ru/ekonomika/5409076 (Дата обращения: 08.2018)

2.   Российская логистика в рейтинге Всемирного банка, [Электронный ресурс], http://www.morport.com/rus/news/rossiyskaya-logistika-v-reytinge-vsemirnogo-banka (Дата обращения: 08.2018)

3.   Мартынов Б.В. Философия логистики образовательного процесса как фактора самоактуализации человека и канала развития социально-экономической среды региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-6. – С. 1106-1109.

4.  Мартынов Б.В. Формирование правосознания как метод аттракции самоактуализационных форм деятельности // В сборнике: Методология юридической науки: состояние проблемы, перспективы [сборник статей]. М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ассоц. юридических вузов, Ин-т упр. бизнеса и права ; [отв. ред. Марченко М. Н.]. – Москва. – 2008. – С. 41-49.

5.   Добросоцкая С.Ю., Мартынов Б.В. Актуальные проблемы правового обеспечения управления транспортными системами в контексте диджитализации региональной экономики //Вестник экономики, права и социологии. – №2. – 2018. – С. 75 – 78.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1575
05.06.2019 05:45 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама