Регион: Выбрать регион
Сейчас: 2 мая 0:54:27
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

К вопросу о разработке нормативно-правовой базы логистической сети АПК Красноярского края

Пантелеев Владимир Иванович

к.и.н., доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»

 Красноярский государственный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail:vpanteleev@yandex.ru

 

On the development of the regulatory framework of the logistics network of the agricultural sector of the Krasnoyarsk Territory

Panteleev Vladimir Ivanovich

candidate of historical sciences, associate professor

 of “Logistics and Marketing in AIC department”

Krasnoyarsk State AgrarianUniversity,

Krasnoyarsk, Russia

 

Анализируются причины не совсем быстрого развития проекта создания логистической сети АПК Красноярского края. Делается вывод, что одна из причин – конфликт интересов. Далеко не все участники рынка заинтересованы в том, чтобы этот проект быстро развивался. Вносится предложение о необходимости проведения работы по созданию  регионального закона о субсидировании продукции, поставляемой в оптово-распределительные центры.

Ключевые слова: логистика, оптово-распределительный центр, логистическая сеть, Красноярский край

 

The reasons for the not quite rapid development of the project of creating a logistics network for the agro-industrial complex of the Krasnoyarsk Territory are analyzed. It concludes that one of the reasons is a conflict of interest. Not all market participants are interested in this project developing rapidly. A proposal is made on the need to work on the creation of a regional law on subsidizing products supplied to wholesale distribution centers.

Key words: logistics, wholesale distribution center, logistics network, Krasnoyarsk Territory

 

В марте 2018 года на Губернаторском совете была утверждена Концепция развития логистической сети АПК Красноярского края[1].   В настоящее время идет проработка проекта [2], как в научном, так и практическом плане. Есть определенные подвижки по объединению усилий трех субъектов Федерации, расположенных на берегах Енисея, в этом направлении[3]. Идея создания на региональном уровне оптово-распределительных центров (ОРЦ) продукции АПК пошла в рост, в 2018 году такой центр был построен в Минусинске, а в марте 2019 года крупный центр был запущен в эксплуатацию в Красноярске. Предпринимают шаги к созданию оптово-распределительного центра и в Республике Хакасия[4].

Однако в целом, проект создания логистической сети АПК Красноярского края (ЛС АПК) пока не получил должного развития. На круглом столе, состоявшемся в ноябре 2018 г., министр сельского хозяйства и торговли Красноярского края Л.Н. Шорохов сказал: «Необходимо, на мой взгляд, начать работу по созданию информационно-аналитического центра, который бы действительно собрал в себя многие аспекты, чтобы удачно стартовать в общем построении логистической сети на территории Красноярского края. Мы, действительно, должны ещё раз определить баланс объёмов производства и потребления, анализ и контроль конфигурации потока, оценить имеющуюся инфраструктуру, сделать анализ экспорта продовольственных товаров, определить возможные риски». 

Им также было высказано мнение о необходимости анализа имеющейся нормативной базы по развитию системы господдержки АПК: «Мы понимаем, что сельское хозяйство без господдержки ничто. Мы должны знать, какие нормативные акты уже не имеют своей актуальности, что нужно изменить в законодательстве, чтобы продвигать нашу продукцию, какие изменения внести в антимонопольное законодательство. Какие заградительные барьеры существуют сегодня для экспорта и продвижения нашей продукции?».

Как известно, Концепция развития логистической сети АПК Красноярского края представляет собой многоуровневую систему логистических центров по сбору, переработке и сбыту продовольственной продукции [8]. Подробно концепция изложена в работе В.Ф. Лукиных [2]. Чтобы ввести читателя в курс дела опишем ее в общих чертах.

1.                   Первый уровень системы - уровень хозяйств - районный

Состав:  Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства (ЛПХ); организации, в том числе кооперативы, которые занимаются сбором продукции у КФХ и ЛПХ, их транспортировкой в местные склады, пункты переработки и по возможности упаковки.

2.                  Второй уровень системы -  межрайонный - четыре группы районов - производителей сельскохозяйственной продукции - Юг (Минусинск, Абакан), Восток (Канск), Запад (Ачинск).

Состав: кооперативы; крупные хозяйства, районные средние консолидирующие и распределительные логистические центры

На этом уровне осуществляется транспортировка продукции в межрайонные распределительные центры-склады, по необходимости переработка продукции, хранение, упаковка, транспортировка продукции по местным торговым точкам, сбыт продукции в местных торговых точках [7,9].

3.                            Третий уровень системы - межрегиональный, межрайонный (Красноярск)

Состав: Распределительные логистические центры региона, которые осуществляют координацию товаропроводящих потоков в регионе и между регионами.

В структуру Главного координирующего предприятия - Красноярского распределительного центра входят:

-                       информационно-аналитический центр (ИАЦ);

-                       электронная торговая площадка (ЭТП).

На ЭТП осуществляется:

-                       Торги между участниками рынка на поставку и сбыт продукции;

-                       Торги между грузоотправителями, грузополучателями, с одной стороны и транспортными компаниями - с другой.

На вебсайте ИАЦ должно осуществляться информирование участников рынка о ситуации на рынке (новости, аналитика).

Сегодня крупные сельскохозяйственные предприятия сравнительно легко находят себе сбыт. Как через собственные фирменные магазины, так и торговые сети. С КФХ и ЛПХ - есть проблемы. Торговые сети привыкли работать с крупными поставщиками [9]. КФХ и ЛПХ, как правило, продают овощи, молоко, мясо кому придется - на не очень выгодных условиях. Причем значительная часть операций по таким сделкам находится в тени и не приносит налоговых поступлений в бюджет.

Соответственно, стоит задача организации эффективной системы сбора информации о продукции у КФХ и ЛПХ для дальнейшей ее транспортировки в места переработки, сертификации, штрих-кодирования и поставки в торговые точки. Решение этой задачи должно предусматривать и выход из тени операций по продаже КФХ и ЛПХ своей продукции. В идеале эта система должна привести и к тому, что гораздо большая часть добавочной стоимости будет доставаться при реализации продукции не торговым сетям, а самим крестьянам, а также структурам, которые будут заниматься сбором, переработкой и хранением продукции.  Элементом этой системы может стать создание альтернативной современным торговым сетям системы торговых точек, где было бы можно было по конкурентным ценам продавать продовольствие от местных производителей.

Создание этой системы может привести не только к тому, что в «светлый» товарооборот попадет продукция КФХ и ЛПХ. Крайне важно, что эта продукция будет консолидированной, появится возможность собирать крупные партии тех или иных продовольственных товаров, что является непременным условием их отправки на экспорт. 

Однако на пути у создания этой системы есть существенные препятствия. Представим, что создан информационно-аналитический центр ЛС АПК, информация центра будет доступна через интернет-коммуникации и ЭТП другим участникам рынка. В этих условиях пострадают интересы многих из тех, кто уже работает на этом рынке. Далеко не всем из них захочется терять своих поставщиков и клиентов. Они не заинтересованы в том, чтобы другие игроки рынка работали через электронную торговую систему с их поставщиками и клиентами, чтобы кто-то координировал через систему электронных коммуникаций товаропотоки и так далее.

В итоге неизбежно «торможение в небесах». Лоббисты разного уровня не могут не обивать пороги региональных властей с целью выделения средств на менее значимые проекты и способствовать «забалтыванию» самого проекта ЛС АПК.

С нашей точки зрения, именно это является причиной того, что до сих не объявлен по линии правительства Красноярского края конкурс на создание уже не концепции, а проекта ЛС АПК, не выделены средства на создание и функционирование информационно-аналитического центра ЛС АПК и ЭТП ЛС АПК, не решен вопрос о том, какое юридическое лицо будет координатором ЛС АПК. Когда будет разработан проект ЛС АПК, тогда станет ясно, какие нормативные документы следует принять, для эффективного функционирования этой системы. 

Главное в этом вопросе – наличие реальной политической воли на создание и развитие ЛС АПК. Как нам представляется, эта воля появится лишь тогда, когда региональные власти ощутят не эфемерную, а реальную экономическую эффективность создания ЛС АПК.

В 2016 году была опубликована очень любопытная статья под названием «Экономическая модель функционирования оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции на основе государственно-частного партнерства». Ее авторы попытались сделать расчеты, как повлияет осуществление государственной поддержки АПК через оптово-распределительные центры. Расчеты делались на материалах Приморского края на примере реализации через ОРЦ картофеля, производителем которого в этом регионе на 80% выступают ЛПХ.

Как показали эти расчеты, дополнительная доходность сельхозтоваропроизводителей может возрасти до 50 %. В то же время произойдет снижение на 13% розничных цен для всех конечных потребителей и, гарантированное поступление в бюджет 6%-ного налога с общего дохода сельхозтоваропроизводителей малых форм хозяйствования. Иными словами, государственная поддержка АПК через ОРЦ (компенсация производителю части стоимости произведенного и доставленного в ОРЦ картофеля) ведет не только росту доходов производителя и снижению стоимости продукта для конечного потребителя, но и к росту налоговых поступлений в бюджетную систему.

Разумеется, соответствующие расчеты есть необходимость сделать на основе материалов Красноярского края. Нужно только заказать соответствующее исследование, причем не только на примере картофеля, но и других продуктов.

Его результатом вполне может стать принятие регионального закона о субсидировании продукции, поставляемой в оптово-распределительные центры (ОРЦ) этой ЛС АПК.

 

Библиографический список:

1. В  Красноярске  состоялось  заседание  Губернаторского  совета края//Красноярский  край  [Официальный  сайт] http://www.krskstate.ru/press/news/0/news/87524 (Дата обращения: 31.03.2019).

2. Лукиных В.Ф. К вопросу о проекте развития логистической сети агропромышленного комплекса Красноярского края // Логистика – Евразийский мост. Материалы XIII Международной научно-практической

конференции (25-29 апреля 2018 г., Красноярск). Часть 1 – Красноярск, 2018. – С.139-145.

3. Вопросы развития АПК Красноярского края, Тывы и Хакасии обсудили на конференции по логистике //Красноярский  край  [Официальный  сайт] http://www.krskstate.ru/press/news/vnesh/0/news/87981 (Дата обращения: 31.03.2019).

4. КЭФ 2019: Хакасия планирует создать крупный логистический центр // Официальный сайт Правительства Республики Хакасия https://r-19.ru/news/ekonomika/86778/ (Дата обращения: 01.04.2019).

5. Материалы круглого стола «Технологии создания интегрированной логистической сети АПК Енисейской Сибири» // Бизнес-Сайт [Электронный ресурс] http://www.sitebs.ru/blogs/43094.html (Дата обращения: 31.03.2019).

6. Маслов С. В., Пилюс Е. В. Экономическая модель функционирования оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции на основе государственно-частного партнерства // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 350-358. — URL https://moluch.ru/archive/130/36212/ (дата обращения: 01.04.2019).

7. Швалов П.Г. Основы управления логистической инфраструктурой городской агломерации / П.Г. Швалов // Известия Иркутской государственной экономической академии. –  2014. –  3 (95). –  С. 37-45.

8. Швалов П.Г. Роль логистической инфраструктуры в обеспечении процессов импортозамещения продукции сельского хозяйства / П.Г. Швалов / Инновационные разработки молодых ученых в сфере АПК. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 85-летию ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА. Издательство: ФГБОУ ВПО НГАУ. 2016. – 188 с.

9. Швалов П.Г., Мишагин Р.А. Логистические принципы дистрибуции сельскохозяйственной продукции через магазины шаговой доступности / П.Г. Швалов, Р.А. Мишагин / Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ / выпуск 3 / Красноярск / 2018 / С. 48-57.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1402
05.06.2019 05:53 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама