Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 18:18:59
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Социально-логистическая инфраструктура: современный подход

Скоробогатова Татьяна Николаевна

д.э.н., профессор, профессор кафедры

государственного и муниципального управления,

Институт экономики и управления

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Россия

E-mail: stn57@mail.ru

 

Socio-logistic infrastructure: a modern approach

Skorobogatova Tatiana Nikolaevna

doctor of Economics, professor, professor

state and municipal government,

Institute of economics and management

FSAEI of HE "Crimean Federal University

named after V.I. Vernadsky",

Simferopol, Russia

 

Уточнена область применения термина «логистическая инфраструктура». Дано определение и показана сущность социально-логистической инфраструктуры. Акцентировано внимание на социально-логистической инфраструктуре для инвалидов.

Ключевые слова: логистическая инфраструктура, социально-логистическая инфраструктура, человеческие потоки.

 

The scope of the term “logistics infrastructure” has been clarified. The definition and the essence of the socio-logistics infrastructure is shown. Attention is focused on the social and logistics infrastructure for people with disabilities.

Key words: logistic infrastructure, socio-logistic infrastructure, human flows.

 

Классическая экономика, как справедливо указали Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс, не придавала должного значения размещению инфраструктурных подразделений [1]. В современной же экономике наблюдается поворот к инфраструктуре, что и обусловило тему данной статьи.

Известно, что термин «инфраструктура» обозначает «комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы» [2]. Таким образом, можно говорить, что инфраструктура выступает в качестве обслуживающей подсистемы по отношению в функциональной подсистеме в рамках определенной системы. В то же время ее можно рассматривать как собственно систему, включающую ряд элементов.

Применительно к национальному хозяйству, инфраструктура классически подразделяется на производственную и социальную. В связи с появлением новых экономических областей употребление данного термина может расширяться. Такое положение касается и аспекта получившей импульс развития логистики, кратко характеризуемой как наука и практика управления потоками.

В контексте вышесказанного укажем, что появившаяся терминология «логистическая инфраструктура» становится все более популярной. П.Г. Швалов на основе анализа публикаций выделяет два подхода к интерпретации термина: 1) логистическая инфраструктура как совокупность объектов, 2) логистическая инфраструктура как совокупность процессов [3]. В первом  случае, вероятно, идет речь об объектах как источниках и приемниках потоков и объектах, образующих потоки, во втором – о собственно поточных процессах, методах и средствах управления ими. Первый подход, на наш взгляд, лучше применять на отдельных участках, когда требуется конкретный анализ; второй подход имеет более широкий характер.

Большинство авторов относят к логистической инфраструктуре транспортное (иногда транспортно-складское) обслуживание на логистической основе, что, в частности, встречается в работах [4-6]. Заметим, что Л. Бережная указывает на неверное употребление термина «транспортно-логистическая» инфраструктура [7].  Такое положение действительно, если рассматривать логистическую инфраструктуру как совокупность видов деятельности, куда входит и даже занимает основное место транспорт. Если же подразумевать обслуживание, в частности транспортное, на логистической основе, то терминология имеет место быть.

В данном ракурсе заметим, что в условиях цифровой экономики в состав логистической инфраструктуры следует включать информационную составляющую. Такой тезис имел место всегда, а с поворотом  к информационной экономике – особенно. При том, что одно из начальных определений логистики характеризовало ее как научное направление, связанное с рационализацией управления материальными и информационными потоками [8], на сегодняшний день наблюдается  все боле тесное взаимодействие между указанными потоками. Роль информационной инфраструктуры существенно повышается, информационные потоки импульсируют материальные, а в отдельных случаях и заменяют их. Современные информационные технологии позволяют отслеживать материальные потоки, что дает возможность принятия превентивных мер по ликвидации барьеров на их пути. Но необходимо учитывать, что информационная составляющая логистической инфраструктуры играет дополняющую роль. 

В данном контексте нельзя не согласиться с мнением П. Попова, что основными составляющими логистической инфраструктуры выступают транспортная и складская [9]. Причем в работах большинства авторов, рассматривающих гражданскую логистику,  превалирует транспортная составляющая, в военной же логистике на первый план выходят склады [10]. В качестве обеспечивающих (адекватнее в соответствии с термином «основные» сказать «вспомогательных») составляющих П. Попов называет информационную и финансовую [9]. Такое разделение можно принять как классификацию логистической инфраструктуры по функциональному признаку.  Рассмотрение же логистической инфраструктуры в виде совокупности четырех укрупненных элементов, а именно транспортного, складского, информационного и обслуживающего или сервисного (при этом автор не уточняет, что понимается под последним из перечисленных элементов) [7] представляется нам достаточно общим.

Фактически, говоря о логистической инфраструктуре, авторы имеют в виду производственно-логистическую инфраструктуру, где объектом управления выступают материальные потоки. При этом существует и логистическая инфраструктура применительно к социальной сфере (социально-логистическая составляющая инфраструктуры или, проще, социально-логистическая инфраструктура), направленная на обеспечение эффективности функционирования потоков людей. Можно сказать, что социально-логистическая инфраструктура представляет собой совокупность элементов ограничительного порядка (как в территориальном, так и во временном аспектах) функционирования человеческих потоков, а также комплекс средств, позволяющих направлять и обслуживать движение людей.   Касательно ограничительных элементов, укажем, что к первым относятся улично-дорожные сооружения, конструктивные элементы зданий и др. Вторые представляют собой регламентирующие положения относительно времени работы организаций, что практически определяет передвижение людей.   Круг организаций, обеспечивающих движение индивидов, велик. Сюда можно отнести структуры, предоставляющие ресурсы и продукты от информационных до материально-технических.

При организации рационального взаимодействия элементов можно говорить о социально-логистической инфраструктуре как системе, причем ее можно рассматривать в качестве варианта логистической сервисной системы (о  логистических сервисных системах – в монографии [11]).  Несомненно, что любая логистическая система включает социальный компонент. Но в логистических сервисных системах данный компонент выступает основным.

Если, как справедливо отмечает С.А. Уваров, подразумевая материальное производство, в настоящее время конкурируют не отдельные фирмы, а цепи поставок [12], то в сфере услуг конкуренция между отдельными предприятиями заменяется конкуренцией между сервисными комплексами (на базе которых могут формироваться логистические сервисные системы). При этом многие конкурентные преимущества лежат в области социально-логистической инфраструктуры, в частности: время работы комплекса, расположение комплекса по отношению к центру, близость остановок общественного транспорта, обустройство паркинга, наличие приспособлений для лиц с ограниченными физическими возможностями

Действительно, немаловажную роль в социально-логистической инфраструктуре играет ветвь, определяющая обслуживание инвалидов. Сказанное касается транспортных средств, а также приспособлений, позволяющих войти в здание и передвигаться внутри него (пандусы, двери, перила, ступени, ручки, лифты и т. д.). Подчеркнем, что в настоящее время реально говорить о применении логистики по отношению к перемещению инвалидов. Если ранее их движение носило единичный характер, то теперь, в связи с поворотом общества к людям с ограниченными возможностями, допустимо вести речь о потоках инвалидов. 

Можно сказать, что социально-логистическая инфраструктура является основой безбарьерной среды (безбарьерная среда – это «элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями» [13]). Адекватное обслуживание лиц с ограниченными физическими возможностями позволяет инвалидам работать в приспособленных помещениях, что дает не только социальный, но и экономический эффект. Другими словами, это позволяет людям реализоваться, превращаясь из иждивенцев в востребованных личностей, и приносит государству дополнительный доход. Немаловажную роль при этом играет и информационная составляющая, когда современные компьютерные технологии дают возможностям указанным людям работать, не выходя из дома. Кроме того, они обеспечивают  общение инвалидов и дают им возможность самоактуализации.

Таким образом, проникновение логистики в область инфраструктуры определило новую ветвь – логистическую инфраструктуру. Различные авторы определяют ее по-разному, но большинство отождествляет с производственно-логистической (или транспортно-логистической) инфраструктурой. Основными составляющими логистической инфраструктуры являются транспортная и складская, вспомогательными –  финансовая и информационная.

Приложение логистики к социальной сфере позволило выделить социально-логистическую инфраструктуру как совокупность элементов ограничения человеческих потоков и комплекс средств, позволяющих регулировать и обслуживать движение людей. Особо важным направлением является обслуживание лиц с ограниченными физическими возможностями, где социально-логистическая инфраструктура выступает основой безбарьерной среды их жизнедеятельности.

 

Библиографический список:

1.  Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2005. – 640 с.

2.  Инфраструктура [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инфраструктура (Дата обращения 05.12.2018).

3.  Швалов П.Г. Основы управления логистической инфраструктурой городской агломерации / П.Г. Швалов // Известия Иркутской государственной экономической академии. –  2014. –  3 (95). –  С. 37-45.

4.  Кельбах С.В. Перспективы развития транспортной инфраструктуры в Российских регионах [Электронный ресурс] / С.В. Кельбах // Журнал правовых и экономических исследований. –  2014. –  1.    С. 189-192. – Режим доступа: http://giefjournal.ru/node/98 (Дата обращения 10.12.2018).

5.  Старостина У. Я. Развитие сотрудничества России со странами Азии в области транспортно-логистической инфраструктуры [Электронный ресурс] / У.Я. Старостина // Российский внешнеэкономический вестник. –  2015. –  4. –  С. 52-66. – Режим доступа: http://www.rfej.ru/rvv http://giefjournal.ru/node/98 (Дата обращения 12.12.2018).

6.  Кузнецов М.М. Особенности развития современной евразийской транспортно-логистической инфраструктуры / М.М. Кузнецов // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Сер. Экономика и управление. –  2011. –  Том 24, № 2. –  С. 112-122.

7.  Бережная Л. О необходимости разграничения понятий «транспортная» и «логистическая инфраструктура» /Л. Бережная // Логистика. –  2018. –  10. –  С. 32-36.

8.       Гаджинский А.М. Логистика / А.М. Гаджинский. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. – 228 с.

9.       Попов П. Оценка влияния логистической инфраструктуры на социально-экономические показатели Астраханской области / П. Попов // Логистика. –  2019. –  1. –  С. 46-50.

10.  Курбанов Т. Интеграционное развитие военной и гражданской логистики: особенности управления и потенциал внедрения инноваций / Т. Курбатов, С. Яремчук // Логистика. –  2018. –  11. –  С. 28-31.

11.  Скоробогатова Т.Н. Логистические системы в сервисе: монография/ Т.Н. Скоробогатова. – Симферополь: Доля, 2007. – 416 с.

12.  Уваров С.А. Менеджмент логистической инфраструктуры как фактор устойчивого развития цепей поставок [Электронный ресурс] / С.А. Уваров // Журнал правовых и экономических исследований. – 2016. –   1. –  С. 200-203. – Режим доступа: http://giefjournal.ru/node/98 (Дата обращения 20.12.2018)

13.  Выступление члена Общественного совета Нечаевой Т.Б. по теме: "Создание безбарьерной среды как способ полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://special.oblsovet.ru/upload/iblock/d38/1291376693vuctypleniy.pdf (Дата обращения 31.01.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 94
05.06.2019 03:03 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама