Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 19:05:56
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Организация цветочного бизнеса с использованием элементов логистики

Хмельницкая Зинаида Борисовна

д.э.н., профессор

Уральский государственный экономический университет

г. Екатеринбург, Россия

E-mail: zb44@mail.ru

Замараева Елена Николаевна

ассистент

 Уральский государственный экономический университет

г. Екатеринбург, Россия

E-mail: elena.zamaraeva36@gmail.ru

 

Organization of flower business using elements of logistics

Khmelnitskaya Zinaida Borisovna

doctor of Economics, Professor

Ural state University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Zamaraeva Elena Nikolayevna

assistant

Ural state University of Economics

Yekaterinburg, Russia

 

В статье рассмотрены важные для участников цветочного бизнеса аспекты современной логистики, влияющие на хранение, распределение, упаковку и транспортировку срезанных цветов и обеспечивающие надежное получение заказов. Сделан акцент на выбор надежных поставщиков. Перечислены основные факторы, влияющие на сохранность цветочной продукции при транспортировке. Сделан обзор крупнейших российских тепличных комплексов и питомников. Перечислены страны, поставляющие срезанные цветы в Россию. Рассмотрены некоторые способы закупки цветочной продукции. Описан принцип ценообразования. По факту обзора текущей ситуации в цветочном бизнесе сделан вывод о необходимости грамотной организации логистических процессов. 

Ключевые слова: Логистика цветочной продукции, упаковка, хранение и транспортировка цветов.

 

The article deals with the important aspects of modern logistics for the participants of the flower business, affecting the storage, distribution, packaging and transportation of flowers. Emphasis is placed on the choice of reliable suppliers. The main factors affecting the safety of flowers during transportation are listed. The review of the largest Russian greenhouse complexes and nurseries is made. The countries supplying cut flowers to Russia are listed. Considered some ways of purchasing floral products. The principle of pricing is described. The conclusion is made about the need for a competent organization of logistics processes..

Key words: Flower production logistics, packaging, storage and transportation of flowers.

 

В последнее время ужесточились требования потребителей к товарам, в связи с чем изменились требования к организации логистических процессов. Для обеспечения эффективной организации цветочного бизнеса следует очень ответственно подходить к выбору поставщиков, обращая внимание на их надежность и оперативность поставок, ведь именно от поставщика будет зависеть первоначальный вид товара. Небольшая задержка в транспортировке либо незначительное нарушение температурного режима хранения могут привести к потере товарного вида. Поэтому выбор поставщика и грамотная организация логистики является гарантией дальнейшего развития российского рынка цветочной продукции в целом, объем которого, согласно статистике Global Reach Consulting (GRC), в 2017 году составил 182,6 млн штук в год. [5]

Данная темя являются актуальной, поскольку срезанные цветы - это уязвимые и деликатные продукты, путешествующие по миру. Логистика в цветочном бизнесе, включающая хранение и транспортировку цветов, должна быть точно спланирована. Конечный потребитель желает получать продукт в идеальном состоянии. Это влияет на всю маркетинговую цепочку, от культивирующей компании до магазинов розничной торговли.

До недавнего времени розничная продажа цветов производилась в основном через павильоны и киоски. Но постепенно число цветочных магазинов и бутиков увеличивается. Также активно развивается торговля цветами через интернет, при этом данное направление довольно перспективно, так как требует меньших вложений, чем при открытии розничных магазинов. [1]

Также в последнее время увеличивается количество российских тепличных комплексов и питомников, культивирующих цветы. Большая часть питомников расположены в Подмосковье, Краснодарском крае, Тульской, Ленинградской, Волгоградской, Белгородской областях, Адыгее, Удмуртии, Мордовии. Среди крупнейших производителей можно назвать  тепличные комплексы «Юг-агро», «Новая Голландия», «Мокшанский», «Розовый сад», «Теплицы России», среди крупнейших оптовых продавцов - «Уралторгсервис», «Оазис-цветок», «Цветочная торговая компания», крупнейшие розничные продавцы в России это «Арман Пизури», ГК «Цветоптторг» и другие. [3]

Россия является одним из крупнейших импортеров цветочной продукции. Хотя число питомников и тепличных проектов в России постепенно увеличивается, доля импортных цветов на рынке остается более 82%. В основном в Россию цветы поступают из Эквадора, Голландии, Кении, Колумбии, Эфиопии, Италии, Израиля, Индии, Китая, Казахстана, Узбекистана, Грузии и других стран. Например, из Южной Африки поступают в основном экзотические цветы (орхидеи), из Израиля – декоративная зелень, астры, герберы, стрелиции, из Колумбии и Эквадора – крупные гвоздики и часть роз и т.д. В структуре импортных цветов доминируют розы, далее по объему продаж идут хризантемы, на третьем месте – гвоздики. [2]

Цветы закупаются разными способами: напрямую на плантациях в Африке или Латинской Америки, на аукционах в Европе либо у оптовых компаний в России.

Наиболее выгодно закупать цветы на плантациях. Правда здесь есть  нюансы: плантации выставляют свои условия, например, в процентном соотношении цветовой гаммы цветов.

Брокеры продают цветы, ранее выкупленные с плантаций, со своей наценкой, но уже расфасованные и зачастую упакованные. Продаются цветы на аукционах кратными партиями, к примеру, герберы продаются коробками по 60 штук, хризантемы – упаковками по 68 штук. В конце аукциона распродаются нереализованные остатки. Такие цветы не отличаются высоким качеством, но их можно реализовать по низкой цене либо использовать в разных цветочных композициях. [2]

Цена цветов зависит от размера бутона, длины стебля, стоимости доставки, комиссии посредников. Например, цена одной срезанной розы с длиной стебля 50 см на плантации в Эквадоре составляет примерно 18 рублей, с доставкой в нашу страну цена составит 33 рубля, на рынке она будет стоить уже 50 рублей. Такая же роза, но высотой более 80 см, на плантации стоит 30 рублей, доставленная в Россию будет стоить 55 рублей, а в цветочном магазине ее можно будет купить за 150 рублей. [5]

При этом рынок цветов в России довольно цикличен и зависит от сезона. Повышенный спрос на цветы наблюдается к праздникам: Дню Святого Валентина, Международному женскому дню, 1 сентября, Дню матери, Дню учителя. В предпраздничные дни цены повышаются на 30-100%, оборот увеличивается в 3-5 раз, а в марте предприниматели могут получить до 20% годового дохода. [2]

Все цветы, поступающие в Россию из-за границы, проходят карантинный контроль на предмет заражения вредными организмами. Это необходимая мера принята с целью не допустить распространения заболеваний сельскохозяйственных культур на территории России и предотвратить нанесение стране экономического ущерба.  

Основной автотранспорт, который доставляет цветочную продукцию в торговые точки, это грузовые рефрижераторы. Также используются прицепы с изотермическим оборудованием в фургонах, мини-автофургоны, автопоезда и т.д.

Транспортировка цветов имеет свои особенности, понимание которых помогает производителю и перевозчику создать все возможные условия для сохранения срезанных цветов, а покупателю проконтролировать выполнение данных действий. Цветы не любят жару и холод. После того, как цветы срезаны, они продолжают дышать, поэтому их нужно держать в холодном месте, таким образом цветы потребляют меньше энергии, гарантируя более длительный срок службы в вазе у конечного потребителя, что является основной причиной для наблюдения за сохранением температурного режима. Сохранять температурный режим необходимо от  производителя до розничной точки, а лучше всего до конечного потребителя. Оптимальная температура для их перевозки от +1 до +8 . [4]

Кроме температурного режима крайне важно обеспечить наличие питательных веществ (крахмала и сахара) в стеблях на момент стебля. Это необходимо для распускания цветка. Лучшее время для срезки цветов раннее утро. Во время транспортировки срезанные растения в питании не нуждаются, поэтому питательных вещества на данном этапе не применяются. Уже после перевозки, особенно длительной, цветы необходимо выдержать в холодной воде, при необходимости можно добавить питательные вещества. [4]  

Другим аспектом, который следует учитывать при транспортировке цветов, является влажность воздуха. Влажность воздуха необходимо контролировать с помощью специальных датчиков, которые гарантируют поддержание идеальной влажности, чтобы цветы содержались в идеальной среде, подобной той, которая создается в специальных теплицах или в типичном климате регионов, где выращиваются данные цветы. Для поддержания идеальной влажности в транспортных средствах, будь то самолет или грузовик, необходима непрерывная активация вентиляторов, которые отвечают за распределение влажности.

Цветы в процессе перевозки не должны касаться пола или стен фургона, в связи с чем упаковка цветочного товара и его размещение в транспорте также крайне важны. Цветы необходимо упаковывать в плотные коробки со специальной маркировкой.

Желательно, чтобы упаковка была твердая и в то же время гибкая, она должна защищать цветы при любых обстоятельствах. Наиболее подходящий материал упаковки – картон, он способен сохранять свою текстуру, при этом обеспечивая гарантию качества и безопасности. Кроме того, картонная упаковка на 100% перерабатывается, не нанося ущерб экологии. Также гладкая поверхность картонной коробки позволяет использовать методы офсетной печати для нанесения логотипов, товарных знаков либо каких-либо других творческих и личных заметок.

При упаковке цветочной продукции нужно избегать очень плотной укладки цветов в тару, чтобы избежать повышения влажности и температуры, поскольку это может вызвать возникновение и распространение паразитарной микрофлоры. Перед укладкой в коробку цветы можно упаковать в бумагу или полимерную рукавную сетку, формируя срезанные цветы в пучки по 20-30 штук. Стыки подготовленных к перевозке коробок следует оклеить бумажной лентой, затем обвязать коробки крепким шпагатом, или обшить коробки марлевым материалом, а затем произвести опломбирование или опечатывание. [4]

Итак, как было сказано ранее, довольно большой сегмент рынка цветов в России занят импортными производителями, при этом достаточно четко отлажен механизм доставки цветов из разных уголков мира. Но, как отмечают предприниматели, все-равно бывают случаи порчи оптовых партий срезанных цветов, что еще раз подтверждает важность разработки и выполнения мероприятий по организации логистики в цветочном бизнесе.

 

Библиографический список:

1. Как выбрать поставщика (оптовика) цветов? / Пресс-релиз от 01.04.2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа http://flowerindustry.ru/ stati/cvetochnye-kompanii-rynki-cvety-optom-cv/kak-vybrat-postavschika-optovika-cvetov.html (24.10.2018).

2. Особенности цветочного бизнеса, И.Данилкин, «Бизнес журнал» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/ html/dop3/flower2.htm (21.10.2018).

3. Секреты цветочного бизнеса России / Пресс-релиз от 11.02.2012 [Электронный ресурс] – Режим доступа http://mebeos.ru/ article/67/sekrety _cvetochnogo_biznesa (21.10.2018).

4. Сохранение срезанных цветов при транспортировке / Пресс-релиз от 13.02.2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://uralferm.ru/ tsvetochnyj-biznes/348-sokhranenie-srezannykh-tsvetov-pri-transportirovke.

5. Цветы нации: как устроен цветочный бизнес в России / Пресс-релиз от 07.03.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа  https:// www.rbc.ru/business/07/03/2017/58bd68479a7947ffc224a695 (21.10.2018).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 87
05.06.2019 03:13 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама