Регион: Выбрать регион
Сейчас: 16 ноября 0:29:11
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Зерновой экспорт Казахстана: логистический аспект

Чакеева Карлыгаш Сайлаубаева

доцент., к.т.н

Алматинский технологический университет,

г. Алматы, Казахстан

E-mail: chakeeva_karla@mail.ru

Конырбеков Медет Жаугаштиевич

доц., доктор PhD

Университет Туран,

г. Алматы, Казахстан

E-mail: konyrbekov.m@gmail.com

 

Grain exports of Kazakhstan: logistic aspect

Chakeeva Karlygash Sailaubaeva

Associate Professor Candidate of Technical Sciences,

Almaty Technological University,

Kazakhstan, Almaty

Konyrbekov Medet Zhaugashtievich

Associate Professor doctor PhD

University Of Turan,

Almaty, Kazakhstan

 

В статье рассмотрены основные направления экспорта зерна в Казахстане, этапы развития сельскохозяйственной логистики.

Ключевые слова: Казахстан, зерно, экспорт, логистика.

 

The article describes the main directions of grain exports in Kazakhstan, the stages of development of agricultural logistics

Key words: Kazakhstan, grain, export, logistic

 

Зерновой рынок Казахстана является конкурентоспособной, экспорта-ориентированной сферой. Развитие рынка зерна затрагивает широкий спектр вопросов, от выращивания зерновых культур до реализации их конечному потребителю.

Если изменить направление экспорта зерна путем совершенствования логистических маршрутов, то это благоприятно повлияет на уменьшение затрат и увеличение экспорта зерна.

Исследованием данной проблемы занимаются: З.И.Аксенова[1], А.У.Альбеков[2, с.41], М.Жуков[3, с.69], В.Н. Волков[4, с.87], Б.Е.Одинцов[5], В.В.Окрепилов В.В. [6], В.Е.Новиков[7, с.328], Л.Б.Миротин[8, с.27].

По мнению Л. Б. Миротина, А. У. Альбекова, проблема географической удаленности Казахстана от морских портов связана со значительными издержками, возникающими в процессе доставки грузов транзитом через территории сопредельных государств. Дорогая логистика, высокие тарифные ставки и значительные сроки доставки грузов снижает конкурентоспособность казахстанского зерна на мировом рынке[8;2]. Для решения вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, целесообразно находить пути снижения транспортных издержек за счет нахождения экономически эффективных маршрутов транспортировки зерна за пределы нашей республики.

В процессе написания статьи был использованы такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический.

Чтобы выявить этапы развития сельскохозяйственной логистики необходимо разобраться в том, что такое сельскохозяйственная логистика. Сельскохозяйственная логистика данное организация результативных грузопотоков продукта аграрного хозяйства и товаров их обработки в агропромышленном секторе экономики. Главными этапами формирования логистики аграрного хозяйства считаются: Первый       этап: 60-е года ХХ века - объединение складского хозяйства с автотранспортом с целью «скрепить» их в общий финансовый итог: увеличение резервов и автотранспортных издержек в концепциях дистрибуции продуктов; увеличение автотранспортных тарифов; формирование концепции и практики аграрной логистики в Казахстане. Второй этап: 80-е года к взаимодействию и перевозке подключается «составление плана» изготовления: формирование концепции и практики логистики; влияние условия расходов в изготовлении.

Третий этап: конец XX- начало XXI века - целостная интеграция всех материалопроизводящих звеньев: глобализация рынка; революция в информационных технологиях; изменение в государственном регулировании инфраструктуры рынка; рост партнерства.

Отсутствие единой системы формирования зернового рынка Евразийского экономического союза не представляет возможности современно выполнять на практике комплексную структуру законодательных, экономических и организационных мер по его оперативному функционированию. Это отрицательно выражается на процессе зернового хозяйства и зернового рынка, в первую очередь Казахстана и России, на часть которых необходимо свыше 90% общего количества изготовления зерна государств - членов ЕАЭС и почти весь их зерновой экспорт. Только эти две страны в конечном итоге целостно характеризуют состояние и возможности внутренней зерновой торговли Союза и объемы поставок зерна, в основном пшеницы и ячменя, на мировой рынок. В Казахстане зерновое производство является главным агропромышленным комплексом страны и наиболее масштабной отраслью сельского хозяйства. Под выращивание зерновых культур отведена основную часть земельных угодий, материально-технических и трудовых ресурсов.

Производство зерна в Республике размещено почти по всей территории (за исключением Мангистауской области), оно имеет сложившиеся регионы специализации, которые в наибольшей мере отвечают требованиям эффективного возделывания зерновых культур. Но, в Казахстане за период рыночных переворотов правительство почти утратило контролирования за правлением хода подходящего размещения и квалификации зернового изготовления, то что повлекло вслед за собою деспециализацию изготовления единичных типов семени, росту цен и снижению свойства.

География вывоза казахстанского семени в совокупном выявлена больше 40 государствами мира, в этом количестве в нынешнем г. - 28 государствами. В частности государства СНГ (73%), Евро объединения (9%), Близкого Востока (8%). Ввозят наше зерно в свой черед Египет, Монголия, Афганистан, Норвегия, Ливия. Не так уже давно казахстанская крупа в первый раз установлена в базары Индии и Йемена, проводится исследование проблемы его поставки в возможности в китайский торг (смотрим таблицу1). Увеличение масштабов вывоза семени потребует улучшения автотранспортных коммуникаций. В частности, себестоимость транспортировки семени с основных зерносеющих регионов вплоть только до одного в государстве мореходного порта Актау создает данное зерно на самом деле золотым. Согласно обстоятельству географической удаленности с мореходных портов на конкурентоспособность казахстанского семени в всемирных рынках значительное воздействие проявляют временные и вывозные тарифы, вспомогательные пошлины присутствие прохождении посредством местности соседствующих государств, старая технология сертификации семени. Многообещающим течением вывоза казахстанской пшеницы становится Китай. Сбор, организованный с полей Республики, согласно-старому популярен в государствах ЙЕС и Ближнего Востока.

Таблица 1 - Страны крупнейшие экспортеры пшеницы в 2016 г.

Место в рейтинге

Страны-экспортеры

Стоимость реализованной пшеницы в млрд. долл.

% от объемов реализации на мировом рынке 

1

США

7.7

16.3

2

Канада

7.1

15.1

3

Франция

5.5

11.4

4

Австралия

5.4

11.2

5

Россия

5.4

11.2

6

Германия

3.0

6.4

7

Украина

2.4

4.8

8

Румыния

1.2

2.7

9

Индия

1.1

2.3

10

Казахстан

0,962

2

11

Польша

0,805

1.7

12

Болгария

0,690

1.5

13

Литва

0,645

1.4

14

Аргентина

0,602

1.3

15

Чехия

0,579

1.2

16

Венгрия

0,560

1.2

17

Мексика

0,402

0.8

18

Латвия

0,355

0.7

19

Уругвай

0,328

0.7

20

Австрия

0,284

0.6

Примечание: составлено автором на основе [4]

В формировании и развитии транспортных стратегий важную роль играет использование передового опыта стран постиндустриального уровня развития. Так, логистическая система США по доставке зерна на внутренний рынок и на экспорт представляет собой сложную систему взаимосвязанных интегрированных элементов. Система транспортировки в США выстроена таким образом, что она может осуществляться различными транспортными средствами, а также по разветвлённой сети каналов и рек, независимых железнодорожных веток. Это позволяет компаниям и продовольственным корпорациям экономить на логистической цепочке, сокращать операционные издержки, что особенном важно для внутреннего рынка. Грузоперевозки в США составляют 8,5% от ВВП [6].

В системе логистики США выделяют 4 вида перевозок: воздушные, железнодорожные, морские, транспортные. В 2016 году пшеница экспортировалась по следующим направлениям Северо-Запад Тихого Океана -36%, Мексиканский залив -27% (Техас), Мексиканский залив (Миссисипи)- 29%.

Мировой опыт показывает, что логистика является прибыльным направлением экономической деятельности. Оборот мирового рынка транспортной логистики экспертами оценивается в 2,7 трлн. долларов США или примерно 1% мирового ВВП. В развитых странах доля транспортной логистики достигает 13-14% от ВВП[4].

В Ирландии этот показатель равен 14,2%, в Сингапуре - 13,9%, Гонконге - 13,7%, в Германии -13,0%. В Казахстане этот показатель составляет около 8%. То есть развитый рынок логистики является одним из важных источников формирования национального дохода.

Логистика, благодаря своим свойствам, является ведущим течением формирования и улучшения автотранспортного сервиса в области изготовления, распределения и употребления продукта. На Западе накоплен огромный навык исследования и введения результативных макроэкономических транспортно-логистических концепций в степени мегаполиса, местности, района, государства в рамках разных проектов и планов. С логистическими концепциями управления товарно-вещественными, экономическими и информативными потоками сопряжено 25-30% сплошного государственного продукта основных иностранных государств, подобных равно как США, Япония, Великобритания, Франция и ФРГ.

Германия в Европе считается образцовой страной по развитию транспортно-логистической системы. В ФРГ логистику внутри страны можно разделить на узловую и терминальную, что позволяет Германии быть крупнейшим центром распределения грузопотоков. Благоприятное географическое расположение узла Фридевальд позволяет объединять и узлы, находящиеся за пределами Германии, с немецкими в единое целое, что повышает эффективность распределения грузов. Развитие транспортно - логистической системы Германии направлено на решение следующих задач: содействовать росту благосостояния граждан и конкурентоспособности страны, а также увеличению занятости населения; отвечать требованиям экологической безопасности; направленно в первую очередь на повышение мобильности граждан, что подразумевает их безопасность и достойные условия жизни и труда.

Канада считается одним из основных инвесторов в всемирном зерновом торге и один из лидеров согласно вывозу семени согласно всем главным культурам, в том числе пшеницу, злак и гречиху. В среднем семенная область согласно пшенице является 8,6 - 11,0 миллионов.га. Высоко урожайность колышется в границах с 1,8 вплоть до 2,9 тонн/га. Валовой сбор согласно пшенице колеблется с 16 вплоть до 29 миллионов.тонн, при этом более половины сделанной пшеницы проходит в вывоз (9,4-19,4 миллионов.тонн). Ввоз является с 0,2 вплоть до 0,4 миллионов.тонн. Переходящие резервы согласно пшенице в государстве оформляют - 4,8-9,7 миллионов.тонн [7].

Использование на практике опыта развития сельскохозяйственной логистики, накопленного странами - основными экспортерами зерна будут способствовать совершенствованию логистических процессов на казахстанском рынке.

Библиографический список:

1. З.И. Аксенова Проблемы транспортного комплекса необходимо решать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.zakon.kz/175917-problemy-transportnogo-kompleksa.html (дата обращения: 23.09.18)

2. А.У. Альбеков Факторы развития производственной инфраструктуры макрологистической системы товароснабжения внутреннего рынка России// Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2013. - № 4.-С.41

3. М. Жуков Развитие инфраструктуры как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №9. - с. 69.

Л.А. Александрова Эмпирическое исследование зернового кластера / Л.А. Александрова, Л.А. Тутаева // Вестник Саратовского госагрониверситета им. Н.И. Вавилова. 2012. -№8. - С.92

4. В.Н. Волков Распределительная логистика // Логистика. - 2013. - №3.- с. 87.

5. Б.Е. Одинцов Решение вопросов экспорта зерна и развитие транспортно- логистической системы в северном регионе Казахстана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://articlekz.com/article/12498 (дата обращения: 25.09.2018)

6. В.В. Окрепилов Ценообразование и его регулирование в развитых странах на продовольственном рынке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://engineerkz.com/vypuski-zhurnala/vypusk-zhurnala-0-za-2018-god/cenoobrazovanie-i-ego-regulirovanie/ (дата обращения: 25.09.2018)

7. В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. М.: Бином. Лаборатория знаний,2012. - 328 с.

8. Л.Б. Миротин Развитие транспортной логистики в Казахстане. //Логистика. - 2013. -№ 2. - С. 26-28.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 486
05.06.2019 02:40 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:






8-9 ноября в Петербурге пройдет первая открытая конференция о благотворительности Life Talks. Опыт, который меняет жизнь

8 - 9 ноября в концертном зале «Колизей» состоится первая открытая конференция о благотворительности Life Talks. Опыт, который меняет жизнь — истории о важном простым языком. 

Организатор конференции — благотворительный фонд «Яркая жизнь», специализирующийся на развитии благотворительности и волонтерства, помощи детям с тяжелыми заболеваниями, детям-сиротам и одиноким пожилым людям. 

 

01.11.2019 13:20 // AnnaErx



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама