Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 8:11:34
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Классификация транспортно-логистических компаний на российском рынке железнодорожных грузовых перевозок

Гладкий Владимир Романович

аспирант 2 курса,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mailitimes09@mail.ru

Научный руководитель – Шульженко Татьяна Геннадьевна

д.э.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: shul-tatiana@yandex.ru

 

Classification of transport and logistics companies in the Russian rail freight market

Gladkiy Vladimir Romanovich

2st graduate student,

Saint Petersburg State University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

Scientific supervisor – Shulzhenko Tatiana Gennadievna

Doctor of economics, docent

Saint Petersburg State University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

Работа посвящена проблеме классификации компаний, предлагающих транспортно-логистические услуги с использованием железнодорожного транспорта на основе различных договоров. Классификация предусматривает специализацию компаний по типам железнодорожных перевозок.

Ключевые слова: транспортно-логистическая компания, железнодорожные перевозки, виды перевозок, классификация предприятий-перевозчиков, перевозчик, экспедитор, оператор подвижного состава.

 

The work is devoted to the problem of classification of companies offering transport and logistics services using railway transport on the basis of various contracts. The classification provides for the specialization of companies by type of rail transport.

Key words: transport and logistics company, rail transportation, types of transportation, classification of transport enterprises, carrier, freight forwarder, rolling stock operator.

 

Для Российской транспортно-логистической системы железнодорожные перевозки являются одной из основных разновидностей доставки, обеспечивающей свыше 80% транспортной работы (без учета трубопроводного транспорта). Для большого числа грузовладельцев железная дорога является единственным транспортом, обеспечивая доставку 70-90% массовых грузов. [6]

Участников, активно действующих на рынке железнодорожных грузоперевозок можно сегментировать на следующие группы (Рисунок 1):
6f4922f45568161a8cdf4ad2299f6d23.jpg

Рис.1. Классификация участников рынка железнодорожных перевозок по виду деятельности

В основе всех железнодорожных грузоперевозок рынка стоит публичный перевозчик и владелец магистральных путей – ОАО «Российские Железные Дороги» (ОАО «РЖД»). Публичность железнодорожных грузоперевозок законодательно закреплена и означает обязанность перевозчика перевезти все предъявленные грузы при наличии технологической возможности. ОАО «РЖД» является собственником путевой инфраструктуры, доминирующего большинства магистральных локомотивов и около половины маневровых тепловозов.

Учитывая, что фактически единственным перевозчиком в России, в юридическом понимании этого термина, является ОАО «РЖД», значительная доля грузоперевозок выполняется частными компаниями, владеющими собственным парком вагонов (собственники подвижного состава). Классически они подразделяются на две категории – это операторы подвижного состава и кэптивные компании.

Железнодорожный оператор подвижного состава, контейнеров (далее – оператор) – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и осуществляющий услуги по предоставлению этого подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом, заинтересованным компаниям и физическим лицам. [5]

Сегодня наиболее крупными железнодорожными операторами являются:  АО «Новая Перевозочная Компания», ООО «Трансгарант», ООО «Независимая Транспортная Компания», ЗАО «Евросиб», АО «Федеральная Грузовая Компания», ПАО «Трансконтейнер», ЗАО «ДВТГ», АО «Первая Грузовая Компания».

В свою очередь, кэптивные компании характеризуются как сервисные компании, создаваемые крупными добывающими и промышленными предприятиями для удовлетворения собственной потребности в перевозках. Как правило, они формируются с использованием имеющегося на балансе промышленного предприятия вагонного парка в экспорт ориентированных секторах экономики: добыча и переработка нефти, черная и цветная металлургия, производство минеральных удобрений.

Работа кэптивных компаний нацелена в первую очередь на потребности исходных структур; подобные компании освобождены от потребности поиска новых покупателей. Важным их превосходством считается доступность экономических ресурсов для приобретения подвижного состава.

Кэптивные фирмы - субъекты рынка, обладающие и распоряжающиеся парком вагонов с целью предоставления транспортной безопасности главного производства [3].

Типичными кэптивами являются: ЗАО «ЮКОС-Транссервис», ЗАО «ЛУКойл-Транс», ООО «ММК-Транс», ООО «Управляющая транспортная компания», ООО «РусалТранс», «Финтранс».

В соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, предполагается исключительно три способа участия оператора подвижного состава своими вагонами в осуществлении процесса перевозки грузов:

 1) Предоставление вагонов для перевозки грузов. По договору оператор подвижного состава оказывает услуги для грузовладельцев по предоставлению вагонов для перевозки, при этом грузовладелец самостоятельно заключает договор перевозки и осуществляет оплату перевозки.

2) Транспортная экспедиция. Оператор подвижного состава согласно договору оказания услуг с грузовладельцем дает вагоны с целью перевозки, параллельно заключает с грузовладельцем договор транспортной экспедиции, на основание которого оказывает последнему обговоренный диапазон транспортно-экспедиционных услуг. Грузовладелец без помощи других заключает договор перевозки, а плательщиком выступает оператор – согласно договору экспедирования (регулирования отношений сторон, сопряженных с расчетами и оплатой перевозки грузоперевозчиком) с перевозчиком (ОАО «РЖД»).

3) Оператор-грузовладелец. Оператор подвижного состава согласно договору поручения с грузовладельцем берет на себя обязательства по доставке груза, а кроме того, являясь собственником груза, от собственного имени заключает договор перевозки с перевозчиком, совершает оплату транспортировки, и при этом указывается как грузоотправитель в перевозочных бумагах [2].

Прочие два участника рынка железнодорожной транспортировки – перевозчики и экспедиторы – в отличие от операторов, не имеют в собственности подвижного состава. Однако, тем не менее, в настоящий период занимают существенную часть рынка по объему перевозки грузов. Они так же активно принимают участие в организации перевозочного процесса.

Перевозчики – компании, оказывающие услуги, сопряженные с эксплуатацией транспортных средств, их обслуживанием и арендой.

Перевозчики могут быть собственниками или нанимателями подвижного состава, терминальных либо складских комплексов. Терминалы, в зависимости от области работы, ориентированы на предоставление следующих ключевых услуг: согласование сроков приема/отправления грузов при перемещение их с одного вида транспорта на другой; осуществление погрузо-разгрузочных операций (ПРР); временное хранение груза; организация длительного складирования; комплектация и группировка отправок; осуществления операций по упаковке груза; подготовка транспортной документации; предоставление справочных и информационных услуг [4].

Основным условием для деятельности терминальных комплексов считается обладание железнодорожной путевой инфраструктурой.

Следует, кроме того, отметить, что функции перевозчиков зачастую осуществляют сами операторы подвижного состава. Обладая в пользовании или владея терминальными комплексами и предоставляя обслуживание по транспортировке с использованием собственного подвижного состава, они составляют значительную конкуренцию другим участникам рынка железнодорожной перевозки грузов, предоставляя более выгодные условия для грузовладельцев.

Экспедиторские компании обычно не обладают на правах собственности ни подвижным составом, ни терминальным комплексом. Экспедитор по факту не осуществляет перевозку, являясь посредником между грузовладельцем и перевозчиком, непосредственно осуществляющим транспортировку данного груза, для которого экспедитор в данном случае выступает в качестве покупателя (грузоотправителя). Прибыль экспедитора формируется из разницы выставленных счетов и скидки, приобретенной от транспортной компании из-за предоставления большего объем груза к транспортировке.

Как правило, список услуг экспедиторских компаний более обширный, подобные компании стараются обеспечить покупателю более полный диапазон услуг, стремясь гарантировать транспортировку «от двери до двери», привлекая с данной целью различных исполнителей и самостоятельно заключая с ними договора на обеспечение этой либо другой услуги. Гарантия успеха экспедиторской фирмы состоит в постоянном мониторинге рынка исполнителей транспортных услуг и заключение более доходных для себе договоров.

Соблюдение сроков и значительное качество выполнения услуг экспедитора находятся в зависимости от конкретных исполнителей данных услуг, по этой причине экспедиторам необходимо весьма основательно подходить к поиску и подбору перевозчиков для того, чтобы гарантировать эффективную конкурентную борьбу в борьбе за грузоотправителя из числа значительного числа экспедиторских компаний.

Рисунок 2 отражает схему сотрудничества участников рынка железнодорожных перевозок.

При выборе грузоотправитель уже должен обладать информацией по объему отправки. Если груз предъявляемый к перевозке значительного объема или веса, то стоит обращаться к прямому перевозчику. Такой подход позволяет минимизировать цену и избежать переплаты.

Работа с перевозчиком подразумевает одну особенность - узкопрофильность предоставляемых услуг и, как следствие, отсутствие возможности заказать полный комплекта транспортно-логистических услуг.

В случае, если груз предъявляемый к перевозке незначительного объема и веса, то перевозчик не будет заинтересован в перевозки и грузоотправителю придется работать через экспедитора. Основное преимущество схемы взаимодействия через экспедиционные компании заключается в взаимодействие по всем проблемам различных этапов перевозки с одной компанией. Серьезным минусом такое схемы является возможность получения завышенных тарифов от экспедитора на перевозку.

 

 1f0e3dad99908345f7439f8ffabdffc4.jpg

- договор перевозки

- договор транспортной экспедиции груза

- договор аренды подвижного состава

 

Рис. 2. Схема сотрудничества между участниками рынка железнодорожных перевозок

 

Современный рынок перенасыщен транспортно-логистическими компаниями, предлагающими различные варианты услуг по транспортировке грузов. Выбор сделать нетрудно, основное — установить, какие требование считаются более интересными и доходными непосредственно для грузоотправителя.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2.

2. Белозерцева Н.П., Ярайкина М.С. Разработка методики оценки конкурентоспособности транспортно-экспедиторских компаний и логистических операторов. //Интернет-журнал «Науковедение». 2013. - № 2 (15) [Электронный ресурс].-М. 2013.

3. Леонтьев Р.Г., Комарова В.В., Некрасова О.И. Формирование субъектов рынка железнодорожных транспортных услуг // Вестник Тихоокеанского Государственного Университета. – 2009. - №3. – С. 14.

4. Портрет частного оператора / Информационный транспортный портал. [Электронныи ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www. transportall.ru/info/perevozki/481/2553.html

5. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

6. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. - Т65 М., 2018. - 101 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 7428
05.06.2019 10:37 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама