Регион: Выбрать регион
Сейчас: 18 августа 21:31:51
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Транспортные связи Афганистана и Казахстана

Муханова Гульмира Самудиновна

ассоц.профессор кафедры "Бизнес и менеджмент" Института управления проектами КазНИТУ имени К.И.Сатпаева

г. Алматы, Казахстан

E-mail: gulmirasamudin@gmail.com

Конырбеков Медет Жаугаштиевич

доц., доктор PhD

Университет Туран,

г. Алматы, Казахстан

E-mail: konyrbekov.m@gmail.com

 

Transport links between Afghanistan and Kazakhstan

Mukhanova Gulmira Samudinova

Assoc.Professor of "Business and management" of the project management Satbayev Kazakh National Technical University

Almaty, Kazakhstan

Konyrbekov Medet Zhaugashtievich

Associate Professor doctor PhD

University Of Turan,

Almaty, Kazakhstan

 

В статье рассмотрены импортно-экспортные взаимоотношения между Казахстаном и Афганистаном, так же этапы развития логистических отношений между станами.

Ключевые слова: Казахстан, Афганистан, экспорт, логистика

 

The article deals with import-export relations between Kazakhstan and Afghanistan, as well as the stages of development of logistics relations between the countries.

Key words: Kazakhstan, Afghanistan, export, logistics

 

Располагаясь территориально в выгодном ареале, связывающим Европу и Азию, Казахстан не имеет прямого выхода в открытое море. Одним из приоритетных направлений своей инвестиционной политики Правительство Казахстана выбрало строительство железных и автомобильных дорог с большой пропускной способностью, трубопроводных магистралей по перекачке нефти и газа, которые смогут связать страну с центрами мировой торговли и морскими портами

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта Казахстана, выполняющим 80-90% грузооборота всех видов транспорта общего пользования. По эксплуатационной длине железных дорог Республика занимает 3-е место в СНГ после России и Украины.

Казахстан, установив железнодорожное сообщение по маршруту Алматы - Пекин, стал узловым звеном Трансазиатской железнодорожной магистрали, которая проходит по территории Туркменистана, Ирана, Турции с выходом в Европу. В перспективе по этой трассе возможны транспортные потоки из Западной Европы до Дальнего Востока и стран АТР.

Продолжается реконструкция морского порта Актау на Каспийском море, международных аэропортов в городах Алматы, Караганда, Актау, Атырау. Планируется строительство международного аэропорта в Астане.

На пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты сената приняли РК «О ратификации протокола о внесении изменения в соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенных Штатов Америки об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через территорию Республики Казахстан в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан» модифицированным

«Данный протокол был подписан 21 сентября 2017 года в Нью-Йорке и предусматривает включение портов Актау и Курык в маршрут транзита специального груза, что позволит осуществлять железнодорожные перевозки в/из Афганистана через Каспийское море», - говорится в заключении профильного комитета сената. Как отмечается, основной маршрут материального обеспечения контингента в Афганистане проходит через Пакистан, однако в связи с военно-политической нестабильностью и существующими разногласиями в двусторонних отношениях, американской стороной прорабатывается альтернативный маршрут - с территории Азербайджана через Каспийское море на Казахстан (порты Актау и Курык) и далее железнодорожным транспортом на Узбекистан и Афганистан, что является вариантом Северной распределительной сети.

Великий Шелковый Путь в эпохи древнего мира и средних веков являлся беспрецедентной по своим масштабам сухопутной дорогой, проходившей по территории всего евразийского материка. Данный путь был проложен во 2 веке до н.э. и соединял европейские цивилизации Средиземноморья с Китаем, проходя по территории всей Средней Азии. Стоит отметить, что данный путь представлял собой разветвленную сеть дорог - от границ Китая, далее двумя путями в обход пустыни Такла-Макан. Дороги шли по территории современных Индии, Афганистана, Ирана, Казахстана практически все страны центральной Азии были связаны с Великим Шелковым Путем.

Экономическое развитие стран региона Средней Азии является замедленным из-за значительного «экономического расстояния» с крупными мировыми рынками - к примеру, Европы и Китая - то есть, из-за больших издержек достижения этих рынков. Механизмом решения проблемы может быть как строительство инфраструктуры 3 (транспортных путей), так и повышение качества и снижение издержек их обслуживания (облегчение таможенного режима, а также борьба с задержкой сроков). Система дорожного сообщения стран Центральной Азии включает около 66000 км магистральных дорог, из которых 29000 км являются главными каналами трансграничных перевозок. Большая часть основных автомобильных дорог направлена с севера на юг, при этом транзит узбекских товаров осуществляется, в основном, через территории Казахстана и России. Существует один основной коридор А-40 - автомобильная магистраль, пересекающая регион с востока на запад, которая связывает города Ташкент и Алматы, с ответвляющимися дорогами в Китай и Туркменистан. Сообщение с Китаем ограничивается пока одним железнодорожным коридором (пункт «Достык» на казахско-китайской границе). Существенным минусом большей части автомобильных дорог в регионе является то, что они находятся в плохом состоянии. Основные причины этого сводятся к: 1) недостатку бюджетных средств на техническое обслуживание дорог; 2) старым техническим стандартам, которые применяются при ремонте и общем эксплуатации; 3) недостаточному использованию новых технологий строительства и содержания дорог. Система железнодорожного сообщения стран Центральной Азии простирается более чем на 22000 километров. Казахстан является страной - лидером в этом плане, так как его железнодорожная система самая крупная и развитая - 66% от общей протяженности железнодорожных путей региона, а также 84% всех грузовых перевозок. Что касается Узбекистана, то по его территории проходит около 18% региональных железнодорожных путей, на долю которых приходится около 11% всех перевозок. Туркменистан стоит на третьем месте с примерной долей железнодорожного полотна приблизительно 12% от региональной. По совокупной доле региональных перевозок Туркменистан покрывает лишь 4%.


Афганистан можно назвать центром Азии - эта страна имела огромное геополитическое значение на Великом Шелковом Пути, находясь между
6c8349cc7260ae62e3b1396831a8398f.jpg
Китаем и Индией с одной стороны и странами Западной Европы с другой. Географическое положение страны между Центральной и Южной Азией и арабским востоком является 4 существенным преимуществом - только лишь оно позволяет ему играть важную роль в экономических и политических отношениях между субъектами международных отношений в регионе

            За первые пять месяцев 2017 года между странами сложился следующий торговый баланс: экспорт Казахстана в Афганистан составил 195,23 млн долларов США, что больше, чем в аналогичном периоде 2016 года на 10%, тогда как импорт из Афганистана упал на 49% и оставил 0,66 млн долларов США.

Всего с 2007 по 2016 года Казахстан экспортировал в Афганистан товаров на сумму порядка 3,64 млрд долларов США. Наибольший объем экспорта приходится на 2008 год, когда в Афганистан было экспортировано товаров на сумму в 617,12 млн долларов США. После этого в течение пяти лет наблюдается падение, а с 2014 года экспорт начал расти. В 2016 году сумма экспорта составила 486,89 млн долларов.
d9d4f495e875a2e075a1a4a6e1b9770f.jpg

Основная доля в экспорте приходится на пшеничную муку. В последние годы ее доля в экспорте превышает 60%. Если в 2007 году Афганистан закупил в Казахстане 128 тыс. тонн муки на 192,5 млн долларов США, то в 2016 году объем приобретенной муки составил около 1,5 млн тонн, на сумму в 486,89 млн долларов США. С 2007 по 2016 годы экспорт муки составил 1,79 млн долларов США. Кроме этого, Афганистан на постоянной основе закупает в Казахстане пшеницу и меслин, за 10 лет — уже на сумму 303 млн долларов.

На втором месте по объему денежных средств находятся нефть и нефтепродукты, правда с 2015 года Афганистан перестал закупать их у Казахстана. Всего за 10 лет Афганистан закупил в Казахстане нефти и нефтепродуктов на сумму в 314,3 млн долларов США.

Спросом у Афганистана пользуются газы нефтяные и прочие газообразные углеводороды. Их объем за 10 лет составил 239,7 млн долларов США.

Также Афганистан на постоянной основе закупает у Казахстана плоский прокат из железа нелегированной стали. Объем закупленного товара за 10-летний период составил 209,1 млн долларов США.
67c6a1e7ce56d3d6fa748ab6d9af3fd7.jpg

Среди основных экспортных товаров изделия из черных металлов, химические препараты, ячмень и сигареты. Кроме того, последние годы понемногу увеличивается экспорт удобрений и семян льна.

Импорт Казахстана из Афганистана несколько неоднороден, его взлеты и падения по большей части скачкообразные. Наибольший рост приходится на 2008 год, когда в Казахстан было импортировано продукции из Афганистана на 6,66 млн долларов США. В 2016 году импорт составил 2,53 млн долларов США, а всего за 10 лет было импортировано на сумму в 28,34 млн долларов США.

 Структура основных товаров импорта очень неоднородна. С 2007 по 2008 год цитрусовые занимали от 60 до 80% от всей суммы импорта. С 2009 по 2013 год основным импортируемым товаром стал картофель. На него приходилось от 45 до 80% от всей суммы импорта. Также с 2011 года увеличились поставки винограда, который стал лидером импорта в 2012 году, уступив в 2013 году картофелю, а потом вновь вернулся на основные позиции, и его доля в импорте колебалась от 54 до 94%.

 

Библиографический список:

1. В.Н. Волков Распределительная логистика // Логистика. - 2013. - №3.- с. 87.

2. Б.Е. Одинцов Решение вопросов экспорта зерна и развитие транспортно- логистической системы в северном регионе Казахстана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://articlekz.com/article/12498 (дата обращения: 25.09.2018)

3. В.В. Окрепилов Ценообразование и его регулирование в развитых странах на продовольственном рынке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://engineerkz.com/vypuski-zhurnala/vypusk-zhurnala-0-za-2018-god/cenoobrazovanie-i-ego-regulirovanie/ (дата обращения: 25.09.2018)

4. В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. М.: Бином. Лаборатория знаний,2012. - 328 с.

5. Л.Б. Миротин Развитие транспортной логистики в Казахстане. //Логистика. - 2013. -№ 2. - С. 26-28.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 87
06.06.2019 04:46 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама