Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 0:13:52
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Эффективность инженерии процессов транспортно-логистических систем: проектный подход

Некрасов Алексей Германович

д.э.н., профессор, профессор

Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет (МАДИ),

г.Москва, Россия

E-mail:tehnologistic@mail.ru

Атаев Керим Ибадуллахович

к.т.н., доцент, доцент

Московский автомобильно - дорожный государственный

 технический университет (МАДИ)

г.Москва, Россия

E-mail:klsf64@mail.ru

 

Efficiency of transport and logistics systems process engineering: a design approach

Nekrasov Alexey Germanovich

Sc.Economics,Professor, Professor

Moscow Automobile and Road State State Technical University – MADI Moscow, Russia

Atayev  Kerim Ibadullah oglu

Technical, Assistant professor,Assistant professor,Moscow Automobile and Road State Technical University – MADI Moscow, Russia

        

         Рассмотрена перспектива проектного подхода для повышения эффективности процессов транспортно-логистических систем. Механизмом трансформации является инженерия процессов  на основе модели жизненного цикла, которая интегрирует различные виды деятельности. Концепция стадий жизненного цикла описывается через процессы проектной деятельности системы. Методы использования инженерии процессов носят глобальный характер, формируют новые возможности для повышения эффективности и производительности транспортно-логистических систем (ТЛС).

Ключевые слова. Эффективность, проектный подход, транспортно-логистическая система, процессы, стадии жизненного цикла, технический стандарт, системная архитектура.

 

The perspective of the project approach to improve the efficiency of transport and logistics systems processes is considered. The transformation mechanism is process engineering based on a life cycle model that integrates various activities. The concept of life cycle stages is described through the processes of the project activity of the system. Methods of using process engineering are global, creating new opportunities for improving the efficiency and productivity of transport and logistics systems (TLS).

Key words. Efficiency, design approach, transport and logistics system, processes, life cycle stages, technical standard, system architecture.

 

Как в мире, та и в России активно идет внедрение цифровых технологий управления жизненным циклом сложных организационно-технических систем. Многие предприятия используют программные продукты с инструментами, не раскрывая их потенциал, не правильно выстраивается поток работ продукта (Workflow) и осуществляется неэффективное управление процессами жизненного цикла.  Такие подходы приводят к повышенным издержкам в реализации конечного продукта и самого проекта. Управлением деятельностью по созданию систем любого назначения (промышленных, энергетических, транспортных, коммуникационных) занимается системная инженерия, которая эффективно взаимодействует с цифровыми технологиями. В различных исследованиях  показано, что эффективным способом решения задач управления транспортными  системами является подход инженерии полного жизненного цикла, который используется в качестве рамочной и организационной основы проектного подхода.[1]2][3]

Известным инструментом, используемым для описания процесса развития  таких систем, является модель жизненных циклов, основанная на методологии системной  инженерии, позволяющая вырабатывать стратегические и операционные решения по цифровой трансформации.

В научных и методических разработках системная инженерия сформировалась, как междисциплинарный подход и методика, обеспечивающие создание эффективных транспортно-логистических систем (ТЛС). Основу транспортно-логистической системы составляет не только использование новых технологий по транспортировке в отдельном предприятии сети, участвующем в приемке, обработке и доставке груза до конечного получателя, но и создание на базе множества моделей жизненного цикла устойчивого взаимодействия. Интеграция транспортно-логистических процессов и производственных активов (терминалов, складов, подъемно-транспортного оборудования, подвижного состава и др.) обеспечивает более высокий уровень роста производительности всей системы, а не только отдельных работников и автоматизированных рабочих мест. Это является одним из приоритетов, предусмотренных концепцией Индустрии 4.0.

При этом учитывается, что абсолютное большинство современных систем разрабатывается как программно-интегрированные системы, основанные на цифровых технологиях, где организационные, проектные и технические процессы должны быть гармонизированы с фундаментальными процессами системной инженерии.

Особую актуальность системной инженерии придает то, что, она объединяет другие инструменты для интеграции процессов на основе  проектного подхода. Проектирование и применение ТЛС  в их развитии, включая замысел, реализацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации. При этом системная инженерия имеет дело, как с бизнес- процессами, так и техническими, ставя своей целью повышение общей эффективности  систем с помощью удовлетворения потребностей клиентов с меньшими затратами и высокой скорости предоставления ИТ- услуг.

Транспортно-логистическая система – это взаимодействующие на принципах саморегулирования и адаптации процессы и звенья (элементы) с едиными ресурсами, обеспечивающие устойчивые экономические результаты на базе вычислительной сети и единых стандартов управления процессами. Такие системы обладают способностью к адаптации в постоянно меняющейся внешней среде и созданию кооперированного результата большей ценности, чем ценность отдельного результата каждого ее звена, формируя расширяющуюся парадигму инжиниринга предприятия.[4],[5],[6]

Рассматриваемая модель стадий жизненного цикла описывается через иерархию, структуры и поведение ТЛС. ТЛС являются сложными объектами, которые могут анализироваться и моделироваться на основе теории систем. Различные методологии, разработанные на основе общей теории систем и применения структурного, поведенческого и иерархического подходов, нашли отражение в требованиях технического стандарта. [7].

Структурный аспект основывается на принципе, согласно которому элементы не изолированы, а взаимосвязаны с другими элементами системы. Такие внутренние зависимости объясняют, почем вся система демонстрирует свойства, отличные от свойств элементов.

Поведенческий аспект основывается на идентификации переменных величин, их функциональных, физических или информационных связей. С точки зрения процессов наблюдается взаимодействие входных и выходных переменных величин.

Иерархический аспект предполагает, что любой элемент системы может рассматриваться как система, именуемая подсистемой. Рассмотрение системы на более низком уровне позволяет получить более детальное описание системы.

Основное понятие, вводимое инженерией процессов – это система. Системой может быть услуга или продукт, который вы проектируете или производите, или часть продукта. Вложенность систем не ограничена, но на каждом уровне могут применяться одинаковые правила. Прежде всего, необходимо определить границы системы. От правильного определения границ зависит конечный результат системного подхода. 

Важный аспект – это формирование жизненного цикла всей системы, в котором определяются все стадии, через которые она должна пройти в процессе жизненного цикла. Набор стадий – это замысел, концептуальный или эскизный проект, технический проект, рабочий проект, производство и строительство, пуск и наладка, эксплуатация, модернизация и продление, вывод из эксплуатации. Стадии могут перекрываться, но в каждой стадии должна быть выделены соответствующие точки решения: продолжать ли стадию, переходить на следующую или прекратить проект. Для каждой стадии предполагается  организация 25 процессов или передовых практик объединенных в 4 группы: организационные, проектные, технические и закупок-поставок. Для технических специалистов наибольший интерес представляют технические практики (см. рис. 1) и проектные процессы -практики (см. рис.2).  

 f457c545a9ded88f18ecee47145a72c0.jpg                  

Рис. 2. Проектные процессы (практики) по ISO 15288

 

 На любом проекте в рамках ТЛС должен быть организован минимум действий: формирование проектной команды, разработка документации по управлению проектом (планы, графики и т.п.), разработка методологии разработки проекта (процедуры, стандарты, регламенты) и действия в рамках разработанных процедур. Выделение системных требований, анализ их содержания и полноты, позволяют приступить к основному действию в области инженерии – к разработке архитектуры разрабатываемой системы. Системная архитектура – это организация системы, включающая основные компоненты, связи между ними, как они взаимодействуют для удовлетворения системных требований, и принципы их проектирования и развития.

Выводы: Ведущее место среди бизнес-моделей в рамках концепции Индустрии 4.0 должно отводиться моделям инженерии процессов управления жизненным циклом ТЛС. Одна из главных идей такого подхода – эффективное использование непротиворечивого представления системы и окружающей ее среды в изначально несовместимых между собой организационно-технических процессов. Решение проблемы повышения эффективности процессов заключена в создании интегрированной проектной архитектуры в рамках целостной модели с использованием цифровых технологий. 

 

 

 

Библиографический список:

1.Толуев Ю.И. Задачи имитационного моделирования при реализации концепции индустрия 4.0 в сфере производства и логистики// Сборник пленарных докладов научно-практической конференции «Имитационное моделирование. Теория и практика» (ИММОД-2017). - Магдебург, Рига. - С. 57-65.

2. Куприяновский В.П., Куприяновская Ю.В., Синягов С.А., Добрынин А.П., Черных К.Ю. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies, 2016. - Т. 4. - № 1. - С. 4—11.

3. Некрасов А.Г., Атаев К.И., Синицына А.С., Неретин А.А. Системная инженерия и цифровые технологии на транспорте (цифровая трансформация). – М.: Техполиграфцентр, 2019. - 155 с.

4. Digital Transformation— How to Become Digital Leader.    URL: http://www.adlittle.com/downloads/tx_adlreports/ADL_HowtoBecomeDigitalLeader_02.pdf(дата обращения: 9.05.2016).

          5.Топ-7 методов управления проектами: Agile, Scrum, Kanban, PRINCE2 и другие. Источникhttps://zapier.com/learn/ultimate-guide-to-project-management/project-management-system (дата обращения: 08 июля 2016).

          6.Zinder E.Z. Expanding enterprise engineering paradigm.  Business Informatics. 2016.№ 4(38). P. 7-18 (перевод статьи).

7. ГОСТ Р ИСО 14258-2008. Концепции и правила моделей предприятия. М.: Стандартинформ, 2009

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1883
06.06.2019 07:54 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама