Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 17:48:38
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Классификация моделей последней мили в структуре сети распределения

Сулейманова Кристина Полатовна

Аспирант 2 года обучения,

Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mailkristinaslmnva@gmail.com

Научный руководитель – Лукинский Валерий Сергеевич

д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ,

руководитель департамента Логистики

Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики, Санкт-Петербург;

E-mail: lukinskiy@mail.ru

 

The last mile delivery classification in distribution structure

Suleimanova Kristina Polatovna

2d grade PhD-student,

National Research University Higher School of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

Scientific supervisor– Lukinskiy Valeriy Sergeevich

Doctor of economics, professor, distinguished academic of RF,

head of Logistics department,

National Research University Higher School of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В условиях жесткой конкуренции на рынке и динамичного развития интернет-торговли одной из важных задач для ритейлеров стало разработка системы доставки на последней миле. На сегодняшний день, по данной проблеме, во-первых, проведено немного исследований, во-вторых, в имеющихся этот вопрос рассматривается фрагментарно, что не дает целостного понимания. В данной статье были проанализированы зарубежные источники литературы и выделены основные модели доставки LML (last mile logistics) в структуре распределения.

         Ключевые слова: логистика, последняя миля, интернет-торговля

        

With the strong competition in the market and the dynamic development of online trading, one of important tasks for retailers has become the development of last mile delivery system. In the present moment firstly there are not enough studies examining last mile configuration problems, and secondly this problem statement is considered fragmentary in existing ones, which does not provide a holistic understanding. This article provide literature review and last mile logistics (LML) models classification in distribution structure.

         Key words:  logistics, last mile logistics (LML), e-commerce

 

С развитием интернет-торговли доставка на «последней миле» стала одной из важнейших задач для логистического менеджмента, побуждая ритейлеров инвестировать средства в инновации в области распределения, таких как покупка онлайн и получение в магазине (buy-online-pickup-in-store), постаматы/локеры, а также бесплатная доставка товаров при минимальной стоимости покупки. Доставка на последней миле обеспечивает удобство и гибкость в получении заказов для покупателей. Именно поэтому доставка в тот же день или по требованию набирает популярность среди таких товаров как продукты, предварительно приготовленные блюда и розничные покупки.

Однако на сегодняшний день не хватает понимания каким образом оптимально спроектировать систему доставки на последней миле. Некоторые ритейлеры пытались осуществлять деятельность в данной области, однако вскоре закрывали свои проекты. Так, например, Sainsbury's, Somerfield и Asda создали инновационные центры по отбору, но закрыли их в течение нескольких лет [3]. eBay запустил службу доставки eBay Now в тот же день в 2012 году, но в июле 2015 года объявил о закрытии этой программы. Google также открыл, а затем закрыл два центра доставки для Google Express в 2013 и 2015 годах соответственно [5]. Из этого можно сделать вывод, что без устойчивой экономики доставки, предоставление услуги «последняя миля» будет бороться за выживание, и ритейлерам будет сложнее найти оптимальный баланс между ценообразованием, ожиданиями потребителей в отношении инноваций в каналах и уровнем логистического сервиса[4]. 

Термин «последняя миля» появился из телекоммуникационной отрасли и относился к последнему участку сети. Сегодня last mile logistics (LML) (последняя миля в логистике) обозначает последний сегмент доставки, который часто рассматривается как самый дорогой и наименее эффективный аспект в цепи поставок [1, 7]. Ранее, определение LML было узко определено, как «расширение цепи поставок непосредственно до конечного потребителя», то подразумевающее доставку на дом покупателя [2, 6]. Несмотря на все нюансы, существующие определения сводятся к общему пониманию, которое относится к последней части процесса доставки: последняя миля в логистике – это последний этап в процессе доставки посылок потребителю (B2C), который проходит от точки получения заказа покупателя до указанного им пункта назначения[4]. Стоит отметить, что точка получения заказа относится к местоположению запаса (например, в центре обработки заказов или в розничном магазине), где процесс выполнения активируется заказом покупателя.

Проанализировав зарубежные источники литературы, перемещение продукта от точки получения заказа до конечного потребителя может иметь три формы: 1) push (продукт отправлен на адрес потребителя); 2) pull (продукт «извлекается» из магазина покупателем); 3) гибридная модель (заказ отправляется на промежуточный пункт, откуда забирается покупателем) (Рис.1).
fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb.jpg

Рисунок  SEQ Рисунок \* ARABIC 1 Классификация моделей последней мили


Push-центрированная система: n-уровневая доставка прямо к дому, является наиболее распространенным способом распределения. Как правило, она включает в себя несколько промежуточных этапов (уровней) между источником товара и пунктом назначения в целях повышения эффективности. В зависимости от места выполнения операций (запасов) разделяют три варианта комплектации заказов: а) от производителя («отгрузка с доставкой»), б) в распределительных центрах, в) из локального магазина (магазин ритейлера или промежуточный склад). Доставка может быть осуществлена либо собственным автопарком ритейлера, либо заказ может быть передан стороннему логистическому провайдеру.

Pull-центрированная система: соучастие покупателей, - предполагает традиционный способ совершения покупок в магазинах, где покупатели выполняют «последнюю милю». Несмотря на популярность онлайн покупок, из-за недостатка или неточной информации о товаре, его проверкой при получении, возврата или медленной доставки традиционный способ покупки продукции также популярен среди потребителей.

Гибридная модель представляет собой симбиоз двух вышеописанных моделей. Как правило, это означает, что ритейлер доставляет заказ до пункта выдачи заказов, откуда его забирает покупатель. Пункты выдачи заказов (ПВЗ) могут быть с обслуживанием (привлечение персонала) и автоматические пункты выдачи (локеры). В англоязычной литературе такие пункты имеют аббревиатуру CDP-A и CDP-U соответственно. Ритейлеры создают CDP-A путем развития новой инфраструктуры, использования существующих мощностей и установления взаимоотношений с потребителями. Следует отметить, что интеграция онлайн-технологий с физической инфраструктурой позволяет ритейлерам добиться синергизма в снижении затрат, улучшении дифференциации бренда, повышении доверия потребителей и расширении рынка [3].

Необходимо также отметить, что есть переменные, именуемые случайными, такие как объем спроса, географическая плотность покупателей, удобное время доставки для потребителя и т.д. (см. рис. 1). Связь между этими переменными и структурными переменными весьма значительная [4], поэтому случайные переменные необходимо прогнозировать, что является решающим для конфигурации системы последней мили.

В заключении хотелось бы отметить, что развитие электронной коммерции требует особого внимания к логистике распределения, в том числе и к последней миле. Посредством внимательного и полностью продуманного критического анализа переменных можно разработать и управлять систему последней мили таким образом, чтобы объединить эффективность, предлагаемую стандартом обслуживания, ожидаемым рынком. с приемлемыми уровнями операционной экономики.

 

Библиографический список:

1. Macharis C., Melo S. City Distribution and Urban Freight Transport: Multiple Perspectives / C. Macharis, S. Melo, Edward Elgar Publishing, 2011. 285 c.

2. Boyer K., Calantone R., Kull T.J. Lastmile supply chain efficiency: an analysis of learning curves in online ordering // International Journal of Operations & Production Management. 2007. № 4 (27). C. 409–434.

3. Fernie J., Sparks L., McKinnon A.C. Retail logistics in the UK: past, present and future // International Journal of Retail & Distribution Management. 2010. № 11/12 (38). C. 894–914.

4. Lim S.F.W.T., Jin X., Srai J.S. Consumer-driven e-commerce: A literature review, design framework, and research agenda on last-mile logistics models // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. 2018. № 3 (48). C. 308–332.

5. Mike O’Brien eBay Shuts Down Same-Day Delivery Pilots // Multichannel Merchant. 2015.

6. Saranen J., Punakivi M. Identifying the success factors in egrocery home delivery // International Journal of Retail & Distribution Management. 2001. № 4 (29). C. 156–163.

7. Vasic N., Kilibarda M., Kaurin T. The Influence of Online Shopping Determinants on Customer Satisfaction in the Serbian Market // Journal of theoretical and applied electronic commerce research. 2019. № 2 (14). C. 0–0.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 80
06.06.2019 06:36 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама