Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 апреля 21:02:06
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Тенденции развития сферы логистических услуг в России

Артюх Михаил Александрович

студент 5 курса,

Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: artyhmiha@gmail.com

Научный руководитель – Синицына Анна Сергеевна

к.т.н., доцент кафедры «Логистические 

транспортные системы и технологии»,

Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: acc-lgkr@mail.ru

 

Trends of logistics services field development in Russia

Artiukh Mikhail Aleksandrovich

5th grade specialist-student,

Russian University of Transport,

Moscow, Russia

Scientific supervisor – Sinitsyina Anna Sergeyevna

Candidate of Technical Sciences, senior lecturer of « Transport
logistics systems and technologies» department,

Russian University of Transport,

Moscow, Russia

 

В статье рассматриваются тенденции развития сферы логистических услуг в России.

Ключевые слова: рынок транспортно-логистических услуг, грузоперевозки, транспортировка сырья, мультимодальные перевозки, транзитный потенциал.

 

This article discusses trends of logistics services field development in Russia.

Key words: market of transport and logistics services, cargo transportation, raw material transportation, multimodal transportation, transit potential.

 

В настоящее время во всем мире продолжается тенденция востребованности транспортно-логистических и экспедиционных услуг. Мировой рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в 2018 году составил 4799 млрд. долларов [1, с. 30] и характеризуется устойчивым ростом. Однако из-за различных внешнеполитических ситуаций, таких как введение санкций, Российский рынок рискует столкнуться с рядом трудностей. Согласно исследованиям M.A. Research, в 2019 году прогнозируется снижение темпов роста рынка ТЛУ в России до 3,7% [1, с. 84], отодвигая период начала ускорения роста рынка ТЛУ. Возникает закономерный вопрос: что можно предпринять для улучшения ситуации исходя из складывающихся тенденций?

Для начала необходимо обозначить тренды в грузоперевозках, сформировавшиеся за последнее время [1, с. 87]. К ним можно отнести:

·        Переориентация рынка на экспортные перевозки;

·        Построение более сложных цепей поставок, борьба за клиентов;

·        Рост объемов импортных и экспортных перевозок в сообщении со странами Азии;

·        Увеличение внутрироссийских перевозок.

Следует отметить, что в России основную часть рынка ТЛУ занимает железнодорожный транспорт, так как сырье (основная перевозимая категория грузов) транспортируется преимущественно по железной дороге [1, с. 90]. Что касается остальных грузов, здесь просматривается явный перевес в сторону автотранспорта. Однако он характеризуется низкой экологичностью, зачастую плохим качеством сервиса, а увеличение объемов перевозок автотранспортом негативно влияет на состояние дорог. Таким образом, если железная дорога будет должным образом уделять внимание качеству обслуживания и сервису, в скором времени данный «разрыв» сократится.

Так что же все-таки может помочь российским компаниям быстрее адаптироваться к изменениям рынка?

Во-первых, компаниям необходимо стремиться к расширению спектра предоставляемых им услуг. В России большинство грузоперевозок приходится на обеспечение перевозки сырья. Это является одной из главных причин низкой доли аутсорсинга транспортно-логистических услуг и сервисов 3PL и 4PL
[2, с. 9]. Сегмент экспедирования грузов на данном этапе представляет собой не автоматизированный логистический процесс, а «проталкивание груза» в ручном режиме.

Во-вторых, сырьевые перевозки определяют динамику рынка ТЛУ в России. Однако в ближайшие годы ожидается увеличение доли грузов с высокой добавленной стоимостью в структуре грузооборота, усложнение логистических цепочек, а также увеличение доли мультимодальных и интермодальных перевозок, в связи с чем рынок ожидают положительные изменения [2, с. 11].

Уже сейчас можно увидеть отличные примеры качественных предоставляемых сервисов спектра 3PL и 4PL. К примеру, в феврале 2019 года компания АО «РЖД Логистика» организовала перевозку из Финляндии негабаритной техники для завода в России, которая включала в себя комплекс логистических услуг: подача порожнего подвижного состава, консультационные услуги, инспекцию погрузки, размещение и крепление груза на подвижном составе, экспедирование, услуги грузоотправителя и грузополучателя [3]. Такое взаимодействие позволило компании закрепить взаимоотношение с Финской стороной и открыть новые перспективы логистического партнерства с крупными предприятиями России.

Что касается сырья, то и здесь существуют пути развития. В частности, на международной конференции Shipping Ru 2019 директор по развитию компании «Совфрахт НН» предложил увеличить объемы перевозки каменного угля и металлов с помощью комбинированных перевозок с задействованием водного транспорта. Это поможет решить проблему «узких мест», например, на Северо-Кавказской железной дороге [4]. Подобные методы вовлечения в перевозку смежных видов транспорта с целью увеличения объемов перевозок и снижения затрат могут послужить примером для разработки нестандартных, но действенных решений при оптимизации прочих маршрутов с «узкими местами».

Нельзя не упомянуть и про повышение уровня контейнеризации, как за прошедшие годы, так и в прогнозе [1, с. 31]. Данный показатель постоянно растет за счет увеличения грузопотоков, освоения новых маршрутов, внедрения новых логистических схем доставки грузов, а также применения различного технологического оборудования, позволяющего приспособить для перевозки в контейнерах все больше грузов.

Также одной из ключевых задач, решение которой положительно скажется на рынке ТЛУ, является развитие транзитного потенциала России. Географическое положение позволяет России выступать в роли транзитного государства между странами Европы и АТР. Но выгодное расположение само по себе не повлияет на привлечение капитала, поэтому важно развивать транспортно-логистическую инфраструктуру Международных транспортных коридоров (МТК), проходящих через страну. Основополагающим элементом данной инфраструктуры являются мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ), координирующие все виды транспорта и прочих участников транспортно-логистического процесса. Также следует помнить о транспортной инфраструктуре: содержание железных и автомобильных дорог в надлежащем состоянии напрямую влияет на привлекательность транспортных маршрутов [5].

Строительство МТЛЦ на крупнейших МТК «Север-Юг» и «Запад-Восток» и, как следствие, привлечение транзитного грузопотока приведет не только к увеличению финансовых поступлений, но и к развитию обширных территорий Сибири и Дальнего Востока.

Благодаря подобным решениям российские компании смогут привлечь больше клиентов, как на разовые, так и на долгосрочные проекты. Вместе с этим развитие транзитного потенциала страны позволит расширить сотрудничество с иностранными компаниями и укрепить позиции России на международной арене. Увеличение спектра оказываемых услуг, повышение их качества, упрощение «бумажных» процедур сделает транспортно-логистические компании привлекательными и конкурентоспособными среди российских и зарубежных клиентов и будет способствовать их переходу на 3PL / 4PL уровни, что сможет привести к скорому росту рынка ТЛУ.

 

 

Библиографический список:

1.     Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 года. - M.A. Research, 2019. – 452 с.

2.     Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. - The Boston Consulting Group, 2014. – 40 с.

3.     Филиал «РЖД Логистики» в Санкт-Петербурге привез негабаритное оборудование из Финляндии для предприятия Группы «Илим». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rzdlog.ru/press/2243/ (дата обращения: 22.03.2019)

4.     Развитие комбинированных перевозок с задействованием речного транспорта позволит разгрузить СКЖД. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/razvitie-kombinirovannykh-perevozok-s-zadeystvovaniem-rechnogo-transporta-pozvolit-razgruzit-skzhd (дата обращения 23.03.2019)

5.     Перспективы развития транспортно-логистического бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studbooks.net/2387064/tehnika/perspektivy_razvitiya_transportno_logisticheskogo_biznesa (дата обращения: 23.03.2019)

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1438
06.06.2019 12:07 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама