Регион: Выбрать регион
Сейчас: 18 августа 22:10:45
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Аутсорсинг в логистике и Third-Party Logistics

Ваничева Кристина Сергеевна

студент 3 курса

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

г. Владимир, Россия

E-mail: vankrist@bk.ru

Научный руководитель – Жуковская Ирина Феодосиевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры коммерции и гостеприимства

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

г. Владимир, Россия

E-mail: ateya33@mail.ru

 

Outsourcing in logistics and Third-Party Logistics

Vanicheva Christina Sergeyevna

3 st student

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletov

Vladimir, Russia

Scientific supervisor– Zhuckovskaya Irina Feodosievna

Ph.D., Associate Professor in Economics, Department of Commerce and Hospitality,

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletov

Vladimir, Russia

 

Статья посвящена исследованию понятий «логистический аутсорсинг» и «Third-Party Logistics» и классификации логистических провайдеров. Анализируется рынок логистического аутсорсинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития логистического сервиса в нашей стране.

Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, трёхсторонняя логистика, логистический провайдер

 

Article is devoted to a research of the concepts «Logistic outsourcing» and «Third-Party Logistics» and classification of logistic providers. The market of logistic outsourcing in the Russian Federation is analyzed. The conclusion is drawn on need of further development of logistics service for our country.

Key words: outsourcing, logistics, tripartite logistics, logistic provider

 

На данный момент управление бизнесом в нынешних условиях требует принятия трудных решений в режиме реального времени. Сильная конкуренция толкает предприятия использовать всевозможный доступный на сегодняшний день технологический потенциал, привлекать более квалифицированный персонал, а также внедрять инновации. Также с ростом конкуренции существует склонность к снижению издержек, что толкает организации к концентрации внимания на главных видах деятельности, а выполнение непрофильных, обслуживающих функций передаётся либо дочерним предприятиям, либо на аутсорсинг внешним специализированным исполнителям, то есть третьей стороне.

Термин «Third-Party Logistics» (TPL) – логистика третьей стороны – подразумевает делегирование логистических функций внешнему исполнителю. В настоящее время единая интерпретация данного понятия пока не выработана. Но в документах Европейской экономической комиссии ООН и Комиссии Таможенного союза TPL определена как «привлечение внешнего специализированного агентства для организации (частично или полностью) логистики заказчика, синоним аутсорсинга». [3, с. 26]

Аутсорсинг представляет собой часть управленческой стратегии компании, применяемой при передаче работ и услуг стороннему исполнителю и основанную на двух тесно взаимосвязанных элементах: разделении труда и управленческих функциях. [1, с. 12] Согласно принятой на Западе и развивающейся классификации в настоящее время выделяют пять уровней логистического сервиса (PL – Party Logistics). [4, с. 379]

Сравним сущность и содержание обоих понятий (табл. 1)

Таким образом, основным критерием сегментации логистического аутсорсинга и Third-Party Logistics служит выполнение логистических операций внешними исполнителями там, где это оправданно, и чем выше степень делегирования полномочий внешним исполнителям, тем выше уровень логистического аутсорсинга. Следовательно, в настоящее время, понятия «логистический аутсорсинг» и «Third-Party Logistics» можно использовать как синонимы.

В современной экономике сфера применения трехсторонней логистики охватывает практически все сферы рыночных отношений. Дело в том, что их глобализация сопровождалась ростом объёма мирового товарооборота и расширением спектра логистических услуг. Так, например, в 2015 г. объем мирового рынка транспортно-логистических услуг составил 4594 мрлд долл. [7, с. 56].

Аутсорсинг в логистике позволяет повысить рентабельность предприятия путем снижения издержек и себестоимости. Если судить по опыту зарубежных фирм, то сокращение логистических издержек при использовании услуг аутсорсинга на 1% приравнивается к 10%-ному увеличению продаж.

Активный переход российских компаний на аутсорсинг был зафиксирован в 2008-2009 гг., когда мировой экономический кризис фактически заставил многие отечественные предприятия перейти к использованию эффективных методов управления затратами. В итоге к 2012 г. в структуре российского рынка логистического аутсорсинга основную долю занимали услуги в области грузоперевозок (преимущественно на внутренних маршрутах и по странам СНГ – 83,1%, оставшуюся часть разделили транспортная экспедиция – 5,5%, складирование и дистрибуция – 3,6%, 3PL-услуги – 7,8%. [2, с. 40]

Однако экономические санкции, введенные США и европейскими странами марте 2014 г. в отношении Российской Федерации в связи с ситуацией вокруг Крыма и Восточной Украины (которые расширяются и продолжаются до сих пор) и взаимные контрсанкции привели к значительным колебаниям объемов на рынке логистического сервиса.

Таблица 1 – Сравнение сущности понятий логистический аутсорсинг и Third-Party Logistics

Логистический аутсорсинг

Third-Party Logistics

1PL – независимая автономная логистика.

Грузовладелец самостоятельно выполняет все необходимые операции

1 TPL – автономная логистика.

Заказчик самостоятельно выполняет все логистические операции

2PL – традиционная логистика. Предоставление традиционных услуг по управлению складами и транспортировкой груза

2 TPL – традиционная логистика.

Выполнение аутсорсерами традиционного набора логистических услуг

3PL – комплексный логистический аутсорсинг.

Стандартный перечень услуг дополнен прочими операциями, такими как: перегрузка, складирование, обработка груза и т.д.

3 TPL – комплексная логистика.

Предоставление независимыми посредниками расширенного комплекса логистических услуг с привлечением субподрядчиков

4PL – интегрированный логистический аутсорсинг.

Предполагает интеграцию всех фирм, которые вовлечены в цепь поставок. Лог-провайдер данного класса занимается планированием, управлением и осуществлением контроля над всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, что позволяет достичь долгосрочных стратегических целей.

4 TPL – интегрированная логистика.

Взаимная интеграция поставщика (заказчика) и логистического посредника через делегирование функций планирования, управления и контроля логистических операций

5PL – «виртуальная» логистика. Менеджмент всех компонентов, входящих в единую цепь поставок продукции с использованием электронных средств обработки информации

5 TPL – сетевая логистика.

Общедоступное представление независимыми провайдерами унифицированных логистических услуг полного цикла (фулфилмент)

 

В результате по оценкам Всемирного банка, который рассчитывает Индекс эффективной логистики (Logistics Performance Index, – LPI), Россия оказалась среди мировых логистических аутсайдеров в 2016 году, заняв 99 место среди 160 стран (с оценкой 2,57 по пятибалльной шкале) в международном рейтинге. [8].

По оценке агентства M.A.Research, рынок логистического аутсорсинга за 2013-2017 гг. демонстрировал положительные темпы прироста, но в 2018 г. совокупный объем рынка транспортно-логистических услуг составил 3567 млрд руб., что на 6,6% меньше, чем в 2017 г. Происходит это из-за замедления динамики коммерческого грузооборота и грузоперевозок (прежде всего железнодорожным и автомобильным транспортом) а также падения объёмов перевозок на внутреннем водном и морском транспорте). Объёмы перевозок воздушным транспортом в 2018 г. увеличились всего на 1%. Низкая динамика внешнеторгового грузопотока сказалась и на грузообороте портов РФ, объём которого по итогам 2018 г. увеличился всего на 4% (в 2017 г. рост составил 9% по сравнению с 2016 г.). [6]

По данным Росстата наибольшую долю в грузоперевозках занимает трубопроводный транспорт (47,7% в 2017 г.). А крупнейшим аусорсинговым перевозчиком выступают российский железные дороги (РЖД, доля которых в 2017 г. сосотавила45,5%. Далее расположились автоперевозчики (4,6%), внутренний водный транспорт (1,2%), морской (0,8) и воздушный (0,2%) транспорт.

Что касается рынка складских услуг, то на нём по оценке агентства M.A.Research в 2017-2018 гг. отмечается снижение арендных ставок на фоне умеренного увеличения ввода новых мощностей для коммерческого использования, а также рост заполняемости складов.

Тем не менее, несмотря на значительный рост рынка логистического сервиса за последние годы, большую часть на нём занимают услуги традиционной логистики, предоставляемые 2PL-провайдерами, а формирование рынка 3PL и 4PL (не говоря о 5PL) услуг значительно отстаёт от западных стран. Несмотря на то, что территориальная протяжённость и расположенность нашей страны предоставляет большие возможности для развития рынка логистических услуг, развитие транспортной и складской инфраструктуры в большинстве случаев ещё не достигло мировых стандартов. А низкий уровень сервиса, недостаточная квалификация персонала, частые срывы сроков поставок, неумение поддерживать высокое качество оказываемых услуг, неготовность (или невозможность) внедрения новых IT-технологий выступают дополнительным препятствием эффективной работы предприятий с логистическими провайдерами.

Поэтому, для достижения поставленной Президентом РФ В.В. Путиным цели превращения нашей страны в ключевого логистического транспортного узла планеты [5], необходимо разработать комплексный план расширения и модернизации всей магистрально-складской инфраструктуры на основе специализированных цифровых платформ, которые учитывают специфику товаров, технологические особенности работы различных видов транспорта, уровень загрузки и провозных способностей транспортных и складских узлов. Причём для координированного и качественного выполнения всеми участниками логистической цепи (а в дальнейшем и логистической сети) со стороны государства необходимо обеспечить чёткое взаимодействие этих платформ в рамках национальной информационной цифровой платформы. В итоге это позволит дать толчок к развитию 5PL провайдеров.

 

Библиографический список:

1. Дементьев А.В. Контрактная логистика: монография. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013. – 146 с.

2. Жуковская И.Ф., Елисеева Е.А., Чубрина К.А. К вопросу об аутсорсинге в современной логистике // Инновационное развитие экономики. 2018. № 3 (45). С. 36-43.

3. Калужский М. Third-Party Logistics: трансформация понятия в сетевой экономике // Логистика. 2018. № 10. С. 26-31.

4. Карпова Н.П., Федечкина И.В. Концепции взаимодействия контрагентов в цепях поставок // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 4 (102). С. 39-43.

5. Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию. 01.03.2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957

6. Рынок логистического аутсорсинга: итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 года. URL: https://ma-research.ru/research/item/206-rynok-logisticheskogo-autsorsinga-itogi-2017-2018-i-prognoz-do-2022-goda.html

7. Azimov P.Kh. The State of the World Transport and Logistics Infrastructure and Transport and Logistic Services Market // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 6 (74). С. 52-63. URL: http://izvestia.usue.ru/download/74/4.pdf

8. Connecting to Compete 2016. Trade Logistics in the Global Economy. The Logistics Performance Index and Its Indicators / The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. URL: https://wb-lpi-media.s3.amazonaws.com/LPI_Report_2016.pdf 7.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 67
06.06.2019 09:12 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама