Регион: Выбрать регион
Сейчас: 9 декабря 7:21:14
Понедельник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Комплексный подход к снижению затрат розничной сети при работе со скоропортящимися продуктами

Гавриленков Глеб Сергеевич

магистрант 1 курса,

Красноярский государственный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: gavrilenkov196@gmail.com

Научный руководитель – Швалов Павел Григорьевич

к.э.н., доцент, кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»

 Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: shvalov@yandex.ru

 

An integrated approach to reducing the cost of retail during the working with fast spoiling products

Gavrilenkov Gleb Sergeevich

1st grade master-student,

Krasnoyarsk State University,

Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor – Shvalov Pavel Grigorievich

Candidate of economics, associate professor

 Krasnoyarsk State Agrarian University,

Krasnoyarsk, Russia

 

В статье описываются методы, направленные на комплексное решение проблемы снижения затрат при работе розничных торговых сетей со скоропортящимися продуктами.

Ключевые слова: логистика, управление затратами, скоропортящиеся продукты.

The article describes methods aimed at a comprehensive solution to the problem of reducing costs when retail chains operate with fast spoiling products.

Key words:    logistics, costs management, fast spoiling products

 

Скоропортящиеся пищевые продукты – пищевые продукты, требующие соблюдения специальных условий транспортирования, хранения и реализации [1]. Одной из главных особенностей таких продуктов является слишком короткий срок годности, который чаще всего ограничивается сроком от двух до четырёх дней, что обуславливает повышенный уровень затрат на их хранение и реализацию.

Рассмотрим различные способы снижения затрат, возникающие в розничной сети при работе со скоропортящимися пищевыми продуктами. В первую очередь, стоит очень тщательно относиться к качеству продукции, отдельно разбирая каждый случай некачественной поставки. Для этого необходимо организовать многоступенчатую систему проверки: изначально необходимо проверить технологию производства у каждого поставщика. Следующая ступень проверки – это продавцы-консультанты в магазинах, которые могут заподозрить неладное и выборочно попробовать продукцию, уже пришедшую на торговую точку [2].

С точки зрения взаимодействия с клиентом следует отрабатывать всё на «отлично», но в товародвижении встаёт серьёзный вопрос учёта списаний на возвраты от клиентов. Кроме этого, для захвата широкой аудитории следует предложить продегустировать продукт клиенту перед покупкой. А значит, и эти списания надо как-то учитывать. В среднем суммарный показатель этих списаний превышает 2% от оборота компании. Но после внедрения специальных бланков для продукции, которую вернули покупатели, и правила об обязательном возврате на склад пустой упаковки из-под продукции, которую продегустировали,  объём списаний по этим статьям сокращается более чем в два раза [2] и составляет менее 1%. Кроме этого, благодаря бланкам возврата возможно более тщательно отслеживать каждый такой случай и вести статистику, чтобы понимать – случайный это был возврат или, действительно, поставщик подвёл.

Учитывая что срок годности большинства скоропортящихся продуктов составляет 3-4 дня, нерационально тратить из них 1-2 дня только на базовые логистические операции, когда продукция поступает на склад по принципу JIT, там формируются поставки на точки, и только на следующий день она оказывается в торговых точках. Для оптимизации системы доставки скоропортящейся продукции, рекомендуется доставлять её в ночное время. Машины от поставщиков с только что произведённой продукцией в 2-3 часа ночи уже прибывают на склад, где осуществляется кросс-докинг, т.е. перегрузка с транспортных средств, доставивших продукцию от поставщиков, на автомобили, осуществляющие доставку в торговые точки. В процессе кросс-докинга моно-палеты – содержащие одно наименование продукции – расформировываются и создаются сборные палеты – содержащие много разных позиций, но направляемых на одну торговую точку. Сразу же после сборки груза для всех торговых точек из одного маршрутного листа, машина уезжает развозить продукцию. Таким образом, на большинстве точек уже с самого открытия можно купить продукцию, которую торговая сеть получила всего за несколько часов до этого от поставщика.

Самый распространённый случай, по которому склад не знает, что делать – приход большего или меньшего объёма по позиции, нежели заказывали и соответственно давали распоряжение складу распределить. Данный вопрос можно решать автоматически после внедрения на складе листа приоритета – документа, который указывает приоритетность отгрузок на точки. Это позволяет складу легко определить самые важные отгрузки, которые ни в коем случае нельзя трогать, если пришло меньше продукции. Там же указаны торговые точки, которым данный продукт нужен меньше всех – а значит не хватающую продукцию можно в первую очередь убирать из распределения [2].

Важными пунктами любых переговоров с поставщиками являются: потребность в наиболее частой периодичность поставок – желательно каждый день; и возможность как можно позже делать заказ – желательно за один-два дня до поставки. Первый пункт связан с увеличением оборачиваемости продукции – проще становится полностью распродавать каждую поставленную партию до момента истечения её срока годности. Второй пункт позволяет как можно более точно рассчитать нужное к заказу количество, учтя последние тенденции потребления [4], которые в ритейле зависят от многих факторов, и бывает, вообще, не прогнозируемы [2,3].

При оптимизации продаж, самим первым шагом, очевидно, должно стать появление в накладных на перемещение, которые каждое утро оказываются на торговых точках вместе с товаром, примечания по позициям, которых им отгрузили больше ожидаемого среднедневного спроса. Это позволяет значительно снизить списания по сроку годности для данных позиций. Кроме этого, после анализа основных списаний по сроку годности выявлено, что они происходят в основном на маленьких точках, которые за целый день могли продать меньше, чем по одной коробке каждого вида продукции. Их закрытие позволит уменьшить процент просроченной продукции и сосредоточить финансовые и управленческие ресурсы на более прибыльных точках. Аналогичным образом стоит поступать с товарами, которые находятся на уровне окупаемости или даже ниже его.

Изначальной в политике управления запасами многих компании остается принцип, что вся продаваемая продукция должна быть всегда на торговых точках. А так как розничный спрос ото дня ко дню имеет высокую вариативность, то этот принцип приводит к серьёзным списаниям по сроку годности. Они нередко доходят до 30% от оборота компании. Кардинально решить эту проблему поможет смена политики управления запасами [3]. Следует определить заведомый допустимый дефицит в 5-7%, который позволит снизить процент списания из-за окончания срока годности до 1-2%. В результате суммарные издержки по этим статьям могут сократиться до 7-8% против изначальных 30%.

Кроме этого пристальное внимание необходимо уделить прогнозированию. За основу можно взять модель продукта с сайта prognoz-prodaj.ru – в результате такие факторы как: последняя тенденция потребления и «сезонность» по дням недели – позволят получить достаточно сносный прогноз [2]. Для того чтобы избежать экстенсивного пути развития можно избежать за счёт грамотной автоматизации большинства рутинных процессов в корпоративной информационной системе 1С.

 Как показывает практика, внедрение вышеуказанных методов  позволяет значительно сократить затраты и позволит вашей компании в течении нескольких лет вырасти в несколько раз за счет снижения объема списания продукции до 2% и уменьшения дефицита потребления до 6%. Тем не менее, оптимальный уровень баланса между процентом списания и процентом дефицита является зависимым от наличия прочих товаров. Таким образом, можно сделать вывод, внедрение всех вышеуказанных методов требует тщательного анализа в конкретных условиях.

 

Библиографический список:

1.                 Скоропортящиеся продукты [Электронный ресурс]. URL: https://official.academic.ru/23361/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%8B

2.                 Снижение затрат при работе со скоропортом [Электронный ресурс]. URL: http://logscm.ru/?page_id=4641.

3.                 Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г. - 503 с.

4.                 Мишагин Р.А., Лукиных В.Ф. Анализ товародвижения розничных продаж продовольственных товаров торговых сетей в Красноярском крае / Логистика – евразийский мост: мат-лы XIII Международ. науч.-практ. конф. (25-29 апреля 2018 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Ч.1. –Красноярск, 2018. – с. 150-155.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУИсточник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019



Количество просмотров: 192
06.06.2019 09:18 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:






8-9 ноября в Петербурге пройдет первая открытая конференция о благотворительности Life Talks. Опыт, который меняет жизнь

8 - 9 ноября в концертном зале «Колизей» состоится первая открытая конференция о благотворительности Life Talks. Опыт, который меняет жизнь — истории о важном простым языком. 

Организатор конференции — благотворительный фонд «Яркая жизнь», специализирующийся на развитии благотворительности и волонтерства, помощи детям с тяжелыми заболеваниями, детям-сиротам и одиноким пожилым людям. 

 

01.11.2019 13:20 // AnnaErx



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама