Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 16:08:11
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Факторы, влияющие на развитие логистики продовольственных товаров в Новосибирской области

Егорова Светлана Витальевна

студентка 3 курса

Новосибирский государственный аграрный университет

г. Новосибирск, Россия

E-mail: svetik240598@yandex.ru

Менская Елена Анатольевна

студентка 3 курса

Новосибирский государственный аграрный университет

г. Новосибирск, Россия

E-mail: menskayalena@mail.ru

Шамтюкова Арина Николаевна

студентка 3 курса

Новосибирский государственный аграрный университет

г. Новосибирск, Россия

E-mail: arina281198@gmail.ru

Научный руководитель – Цынгуева Виктория Владимирована

Старший преподаватель кафедры экономики

Новосибирский государственный аграрный университет

г. Новосибирск, Россия

E-mail: bolot2003@yandex.ru

 

Factors influencing the development of logistics of food products in the Novosibirsk region

Egorova Svetlana Vitalievna

3st grade student

Novosibirsk State Agrarian University

Novosibirsk, Russia

Menskaya Elena Anatolyevna

3st grade student

Novosibirsk State Agrarian University

Novosibirsk, Russia

Schamtykova Arina Nikolaevna

3st grade student

Novosibirsk State Agrarian University

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor Tsyngueva Viktoriya Vladimirovna

Senior lecturer, Department of Economics

Novosibirsk State Agrarian University

Novosibirsk, Russia

 

В статье определены основные факторы, влияющие на развитие логистики продовольственных товаров в Новосибирской области. Определены перспективы развития логистики в будущем. Также дана краткая характеристика транспортных средств, используемых в новосибирской области по доставке товаров.

Ключевые слова: логистика, груз, транспорт, склад, спрос.

 

The article identifies the main factors affecting the development of logistics of food products in the Novosibirsk region. Approximate prospects of development of logistics in the future are defined. Also, a brief description of the vehicles used in the Novosibirsk region for the delivery of goods is given.

Key words: logistics, shipping, transport, warehouse, demand.

 

Логистика и транспортировка пищевых продуктов – одна из самых ответственных сфер в деятельности транспортных компаний. Одной из основных ее особенностей является необходимость обеспечения требуемых условий хранения, особенно для скоропортящихся пищевых продуктов. Требуются рефрижераторы как в складских помещениях (стационарные), так и в транспорте (мобильные). При сбое условий хранения и их несоблюдении происходит критическое сокращение сроков доставки и может привести к срыву поставок и выполнения обязательств компании.

Внешняя торговля Новосибирской области расширяет масштабы, набирает темп, ее роль в экономике возрастает. Формируется постоянное ядро опытных участников, расширяется номенклатура товаров, увеличиваются объемы экспорта и импорта. Необходимо учитывать множество факторов, которые могут оказать влияние на спрос данного вида услуги: уровень развития промышленности, демографию, климатическую зону, географическую зону, уровень экономики региона.

Новосибирская область расположена в континентальном климатическом поясе, это препятствует стабильному производству продовольственной продукции, в частности сельскохозяйственной (овощи и фрукты первой необходимости), на протяжении всего г.а. Также данный регион имеет достаточно суровую зиму, с отрицательными температурами, в среднем ниже -15°С, что вносит определенные затруднения в организацию перевозок продовольственной продукции в данное время г.а.

Для того чтобы не создавать дефицит продовольственных продуктов в регионе, необходимо доставлять их с других регионов России, либо импортировать их с других стран. Наиболее подходящими, ближайшими, странами для импорта, с учетом введения санкций зарубежными странами, сельскохозяйственной продукции являются страны ЕАЭС (Киргизия, Казахстан), Узбекистан и КНР. С учетом тенденции притока населения в Новосибирскую область, потребность в продовольственной продукции, а также услугах по ее транспортировке и хранению будут только увеличиваться.

По данным Новосибирскстата, к 2036 г. прогнозируется увеличение численности населения области до 3 млн 76 тыс. чел. В целом численность населения вырастет на 288,2 тыс. чел. – на 10,3%. Городское население увеличится на 376,5 тыс. чел. (на 17 %), сельское – уменьшится на 88,3 тыс. чел. (на 15%). В 2018 г. жить 2 миллиона 793,4 тыс. чел.

Аналитики Новосибирскастата предполагают, что миграционный прирост сохранится: за счет него  в Новосибирской области к 2036 г. объем населения возрастет на 352,9 тыс. чел. [3].

От обеспечения продовольственными продуктами человека, напрямую зависит качество его жизни. Состояние здоровья человека и поддержание хорошего самочувствия, его активность и эмоциональное состояние, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Данные Новосибирскстата показывают, что население Новосибирской области в 2018  г. было обеспечено основными продуктами питания в достаточном объеме [1].

Однако некоторый дисбаланс в структуре питания жителей Новосибирской области все-таки отмечается. Рацион питания населения Новосибирской области по основным продуктам продовольственной корзины останется несбалансированным из-за повышенного потребления хлеба и картофеля, за счет малых объемов потребления продуктов животноводства, овощей и фруктов (см. таблицу 1) [4, с. 170].

В случае увеличения спроса на продовольственные товары, необходимо развитие логистики региона, это увеличение парка транспортных средств, способных поддерживать температурный режим на протяжении всего пути перевозки, а также увеличения количества охлаждаемых складов и различных распределительных складских центров или терминалов.

Таблица 1. Потребление основных продуктов питания в Новосибирской области за 2018 г. [4]

 

Наименование

продуктов

Фактические

объемы

потребления

Рекомендуемые объемы

потребления

Минимальные объемы

потребления для трудоспособного населения

Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые

122

6

126,5

Картофель

113

90

104

Овощи и бахчевые

132

140

114,6

Фрукты и ягоды

45

100

60

Мясо и мясопродукты

67

73

58,6

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко

278

325

360,7

Яйца, шт

315

260

201

Сахар

35

24

23,8

Масло растительное

9,2

12

5

 

Новосибирская область имеет развитую транспортную инфраструктуру, город Новосибирск способен обрабатывать грузы перевозимые железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта. Для того чтобы быть конкурентно способными, транспортным компаниям необходимо находить более эффективные способы для перевозки грузов.

Наиболее популярным видом транспорта для доставки продовольственных скоропортящихся грузов с ближней Азии и Китая, является автомобильный транспорт, так как он является наиболее универсальным видом транспорта, за счет возможности прямой доставки груза по принципу «от двери до двери» заказчику, не имеющему возможность принять железнодорожный подвижной состав или воздушное судно. Также необходимо отметить экономическую эффективность и целесообразность использования автотранспорта грузовладельцем.

Так средняя стоимость за 2018 г. доставки 18-20 тонн груза автотранспортом с Китая составляет около 4000$, не считая таможенные и налоговые сборы, это от провинции Таченг, Китай, транзитом через Казахстан до Новосибирской области. Либо грузы импортируются через Манчжурию, Китай, с последующим выпуском в городе Забайкальск. В период ранней весны по середину лета, овощи, в частности томат, импортируется большим количеством с республики Узбекистан.

Доставка железнодорожным транспортом скоропортящихся продовольственных грузов является доходной. Скоропортящиеся грузы могут перевозиться в универсальных изотермических вагонах (рефрижераторных, вагонах-термосах), специальных изотермических вагонах (цистернах-термосах), крытых вагонах, а также в изотермических и универсальных контейнерах. Доставка железнодорожным транспортом в среднем имеет стоимость в среднем 3500-3900$. Железнодорожная перевозка является наиболее экономически выгодной в случае перевозки большого объема товара и имеющего срок хранения дольше среднего, так как железнодорожная перевозка в среднем на 30-50% занимает больше времени чем автомобильная.

В перспективе, большую конкуренцию автомобильной перевозки, могут составить железнодорожные перевозки рефрижераторных контейнеров. Основным преимуществом контейнерных перевозок является мультимодальность и универсальность, что позволяет транспортировать контейнеры разными видами транспорта от склада до склада без перегрузки его содержимого, что обеспечивает лучшую сохранность груза при смешанном сообщении. Кроме того, есть возможность поддержания необходимого температурного режима для скоропортящихся продуктов [2, с. 164]. Это позволяет использовать контейнер как склад или как место для реализации товара. Этот фактор позитивно влияет вовлеченность в процесс мелких потребителей и поставщиков, что стимулирует рынок к развитию в целом.  

Авиаперевозка в среднем на 70-100% дороже железнодорожной, но имеет преимущество в скорости доставки. В связи с тем, что воздушный транспорт двигается по прямым международным маршрутам, грузу обеспечивается безопасность высокого уровня. Сохранность скоропортящегося груза во время авиаперевозки обеспечивается при помощи специального охлаждающего оборудования – контейнеров-рефрижераторов, которые поддерживают заданный температурный режим во время воздушной транспортировки.  Основные недостатки воздушного транспорта: зависимость от погодных условий и высокая себестоимость при авиаперевозке малых партий продуктов. В Новосибирской области портом прибытия грузов служит аэропорт Толмачево.

В Новосибирской области недостаточное количество изотермических складов для долгосрочного хранения скоропортящихся продовольственных товаров, отвечающих необходимым требованиям и стандартам для хранения грузов данного вида. Их позволило бы с учетом сезонности, в период дефицита той или иной продукции, обеспечивать регион необходимыми продовольственными продуктами, при этом получая большую прибыль.

 Новосибирская область имеет все шансы стать федеральным центром по перевалки грузов с железнодорожного транспорта на автотранспорт с последующей транспортировки в соседние регионы такие как Томская, Кемеровская область, частично охватить Алтай. Учитывая положительные прогнозы развития демографической обстановки в регионе и потребления продовольственных скоропортящихся продуктов, можно говорить о увеличении спроса на транспортные услуги скоропортящихся грузов. Этот фактор поспособствует росту числа логистических компаний, а также новых, более эффективных решений в логистических и экономических стратегиях компаний, уже существующих на рынке определенное количество времени.

Библиографический список:

1.    Официальная статистика: население. Миграционные потоки Новосибирской области// Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. – 2018 – 26.02.2018. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://novosibstat.gks.ru/wps /wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/ (Дата обращения 16.03.2019).

2.    Анисимов И.А. Анализ основных преимуществ и недостатков контейнерных перевозок // Экономическая наука сег.ня: теория и практика: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 дек. 2016 г.). - редкол. О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 164-166.

3.     Евдокимова К. Аналитики: число жителей Новосибирской области вырастет до 3 миллионов человек // НГС.Новости. – 2018 – 01.03.2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://news.ngs.ru/ more/53596811/ (дата обращения 16.03.2019)

4.    Храмцова О.О. Потребление продуктов питания как показатель продовольственной безопасности региона // Бухгалтерский учет и аудит: прошлое, настоящее и будущее: сборник научных статей региональной научно-практической конференции: в 2 частях. – Новосибирск, 2018. - С. 170-176.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1387
13.06.2019 11:49 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама