Регион: Выбрать регион
Сейчас: 18 апреля 11:43:09
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Применение концепции Just-in-time на российских предприятиях с учетом зарубежного опыта

Кладиёв Богдан Вячеславович

студент III курса

Донецкий национальный университет,

г. Донецк, ДНР

E-mail: kladiev.b@mail.ru

Шиповалова Евгения Руслановна

, студентка III курса,

Донецкий национальный университет,

г. Донецк, ДНР

E-mail:eubarvinok@gmail.com

Научный руководитель – Ибрагимхалилова Татьяна Владимировна

к.э.н., доцент, доцент кафедры маркетинга и логистики

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

г. Донецк, ДНР

E-mailitv2106@mail.ru

 

Application of the Just-in-time concept at Russian enterprises taking into account the foreign experience

Kladiyov Bogdan Vyacheslavovich

3rd year student,

Donetsk National University,

Donetsk, DPR

Shipovalova Evgenia Ruslanovna

3rd year student,

DonNU, Donetsk, Donetsk People Republic

Donetsk National University,

Donetsk, DPR

Scientific supervisor – Ibragimkhalilova Tatyana Vladimirovna

Doctor of economics, docent, head of Marketing and Logistics department

Donetsk National University,

Donetsk, DPR

 

В статье рассмотрена специфика применение концепции Just-in-time на российских предприятиях. Обоснованы положительные стороны использования JIT на зарубежных предприятиях, определены основные принципы и правила руководителей по успешному внедрению концепции. Выявлены технологии и положения JIT, представляющие собой набор контуров, которые отвечают за деятельность автотранспортного предприятия.

Ключевые слова: Just-in-time, технология, концепция, производство, «выброс продукта на рынок».

The article discusses the application of the concept of "just in time" at Russian enterprises. The positive aspects of using JIT in foreign enterprises are substantiated, the basic principles and rules of managers for the successful implementation of the concept are defined. JIT, which is a set of circuits that are responsible for the activities of the road transport company.

Key words: Just-in-time, technology, conception, production, «product release to market».

 

В настоящее время логистические издержки составляют 20-30% стоимости продукции. Их сокращение значительно повышает конкурентоспособность компаний. По оценкам специалистов, использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы почти на 80%, а затраты на оборудование (приспособления) – на 50%. Также весомую часть составляют логистические издержки, связанные с поступлением и размещением заказов, складированием и т.д. внешней доставки.

Применение логистического подхода, а именно, применение и следование логистическим концепциям позволяет найти подходящий вариант функционирования при трудностях компании, связанных с обеспечением согласованности действий всех подразделений. Сотрудники функциональных подразделений предприятия должны принимать активное участие в разработке концепции. Это не только усиливает степень их мотивации к согласованной работе, но также благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самой концепции.

Технология «точно в срок» (Just-in-time), воплощающая один из главных принципов экономного производства нашла широкое применение не только в экономически развитых странах, но и станах развивающихся.

Данный метод был изобретён в 1954г. в корпорации Тойота. На Западе про данную концепцию узнали в 1977 году благодаря статьям А. Эшбёрна «Знаменитая „Система Охно“ Тойоты» (названа по имени  бизнесмена Тайчи Охно, создателя концепции бережливого производства) и Ю. Шугимори «Производственная система Toyota и КАНБАН: материализация систем „точно-в-срок“ и „уважение-человека“». Дальнейший толчок к изучению и использованию Just-In-Time дал Р. Шонбергер в своей книге «World Class Manufacturing Casebook: Implementing JIT and TQC», Д. Джонс и Д. Рус в книге «The Machine That Changed The World».

Целью работы является изучить концепцию реализации «JIT» и оценить перспективы ее применения в российских компаниях.

Суть концепции «JIT» заключается в том, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты, которые необходимы для изготовления товаров, поставлялись в нужном объеме, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сбора или продажи товара.

В отличии от стандартного способа "выброса продуктов на рынок", система «точно вовремя» более связана со спросом. Принцип данной системы состоит в следующем: изготавливать продукт лишь тогда, когда он необходим, и исключительно в том объеме, который необходим потребителям. Спрос сопутствует продукту через весь путь производства. На каждой стадии изготавливается только то, что требуется для следующей стадии. Производство не начинается до того, пока с момента следующего шага не поступит сигнал о надобности начать. Детали, узлы и материалы поставляются исключительно к моменту их использования в изготовлении.

«Harley-Davidson» – известный американский производитель мотоциклов, в 1970-х гг. встретился с усилением соперничества японских компаний: «Honda», «Yamaha», «Suzuki» и «Kawasaki». Многие, ранее стабильные, компании данного направления претерпели дефолт. Четыре японских компаний могли поставлять мотоциклы более высокого качества по более низкой цене, чем конкуренты фактически по всему миру. В 1978 г. «Harley-Davidson» пыталась доказать в суде, что японские компании продают мотоциклы по демпинговым ценам, т.е. ниже их себестоимости. Но в ходе суда обнаружилось: операционные затраты у японцев на 30% ниже, чем у «Harley-Davidson». Одной из главных причин такой ситуации было применение ими режима работы JIT. Поэтому в 1982 г. «Harley-Davidson» стала разрабатывать и внедрять программу «материалы по мере необходимости», аналог JIT. Изначально фирма встретилась со сложностями, однако за 5 лет она сократила период перенастройки оборудования до 75%, понизила гарантийные затраты и расходы, которые связаны с отходами, на 60%, снизила запасы НЗП на 22 млн $. За тот же промежуток времени производительность фирмы поднялась на 30% и сейчас фирма лидирует на рынке. [2]

На современном этапе, чтобы избежать стремительного роста затрат, предприятия Российской Федерации пытаются внедрить и использовать на практике концепцию «Just-in-time».

Одной из компаний, использующей систему «JIT», является корпорация ОАО «КАМАЗ». Первой ступенью предприятия в данном направлении была: «Оптимизация складско-транспортных перевозок за счет использования сменных кузовов». Применение такого способа предоставило в 5-6 раз ускорить внутреннюю транспортировку.

Еще одним немаловажным крупным проектом по внедрению системы «точно в срок» в РФ является организация доставки проката из Магнитогорска при использовании тяговых плеч – система перевозок «Каматейнер». Данная технология сделала транспортировку в десять раз эффективнее, сократив затраты [3].

Получение экономического эффекта – цель руководителей, применяющих данную концепцию, но для этого предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

               производить продукцию только тогда, когда на неё сопровождается спрос;

               при осуществлении каждой операции в производственном процессе следует производить только то, что потребуется на последующем этапе производства;

               при производственном процессе материалы доставляются исключительно к моменту их использования.

Вышеперечисленными принципами на отечественном производстве пользуются многие компании, например, «Мастер-СНАБ» – ведущий поставщик промышленного оборудования, «ЕВРО-СИБ-Логистика» – поставка автокомплексов и труб большого диаметра, а так же ОАО «Северсталь», которая с мая 2003 года стала осуществлять поставки материалопотока на ООО «Катерпиллар Тосно» основываясь принципам JIT [4].

Следует также сказать, что при помощи концепции «точно в срок» полностью достигается ликвидация незавершенного производства и выполнение производственных заказов по дням или по часам.

Just-in-time внедряется и применяется в России в строительной, транспортной, производственной сферах. Например, российско-чешская строительная компания «U-Group», применяя систему JIT, предлагает свои услуги в строительстве и проектировании объектов, использую быстровозводимые стальные конструкции. Так же к применению JIT в РФ послужил толчок в внедрении современных информационных технологий в сфере автомобильного транспорта, так как он более приспособлен для доставки грузов «прямо с колес от дверей до дверей» в соответствии с концепцией «точно в срок». Так, например, одной из таких фирм является компания «ТрансЛогистик-Москва». Ее программно-аппаратный комплекс построен по технологии и положениям JIT и представляет собой набор контуров, которые отвечают за деятельность автотранспортного предприятия. К таким контурам относятся:

1)  контур «ТЛ-Маршрут» позволяет реализовать все стандартные возможности комплекса РС Miler/Europe по расчёту маршрутов и ряд собственных функций (например, для указания своих складов, которые можно включать в рассчитываемые маршруты);

2)  контур «ТЛ-Карта» позволяет просматривать рассчитанный маршрут на карте, а также просматривать рассчитанные параметры для каждой точки остановок, заданной пользователем;

3)  контур «ТЛ-Планирование» позволяет построить оптимальный маршрут следования, а также построить временный график движения автопоезда, проведение экономической оценки предстоящей перевозки;

4)  контур «ТЛ-Путевой лист» позволяет быстро подготовить нормированный маршрут следования;

5)  «ТЛ-Нормативный маршрут» обработка нормированных расчетов маршрута. [1]

Таким образом, концепция «точно в срок» направлена на синхронизацию работы и на обеспечение строгой дисциплины в договорных отношениях. Внедрение концепции JIT на российские предприятия помогает им:

сокращать время выполнения заказа;

уменьшать капитальные затраты на содержание складских помещений для запасов, что приводит к снижению рисков морального устарения запасов;

уменьшать объёмы документации, а также сокращать потери от брака и уменьшать затраты на отправку продукции в цех на переработку.

Библиографический список:

1.                Бураков В.И. Перспективы развития логистических технологий в производственно-коммерческой и внешнеэкономической деятельности // Электронно-научный журнал «Известия» Иркутской государственной экономической академии. №3. 2012.

2.                Логистика: учебник / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.

3.                Рогожина Н.В. Использование логистических систем на промышленных предприятиях // Проблемы современной экономики: Евразийский Международный научно-аналитический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2040.

4.                Система Точно-в-срок (Just-in-time) - Управление производством // Энциклопедия производственного менеджмента [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/just-in-time.html.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 3031
13.06.2019 11:52 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама