Регион: Выбрать регион
Сейчас: 18 апреля 8:50:29
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Информационные технологии в логистике железнодорожных перевозок в Республике Беларусь

Новик Светлана Игоревна

студент 3 курса,

Белорусский государственный экономический университет,

г. Минск, Беларусь

E-mail: svetlanan435@gmail.com

Цыбрук Альбина Сергеевна

студент 3 курса,

Белорусский государственный экономический университет,

г. Минск, Беларусь

E-mail: svetlanan435@gmail.com

Научный руководитель – Верниковская Оксана Васильевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры логистики и ценовой политики,

Белорусский государственный экономический университет,

г. Минск, Беларусь

E-mail: red_ok@tut.by

 

Information technologies in the logistics of railway transportation in the Republic of Belarus

Novik Svetlana Igorevna

3d grade student,

Belarusian State Economic University,

Minsk, Belarus

Tsybruk Albina Sergeevna

3d grade student,

Belarusian State Economic University,

Minsk, Belarus

Scientific supervisor– Vernikovskaya Oksana Vasilyevna

PhD (Economics), Associate Professor, Assistant Professor of Department of logistics and price policy,

Belarusian State Economic University,

Minsk, Belarus

 

В статье показана роль информационных технологий в логистике железнодорожных перевозок, проанализированы современные информационные технологии, применяемые в железнодорожных пассажиро- и грузоперевозках в Республике Беларусь, дана оценка текущему уровню информатизации в данной сфере.

Ключевые слова: грузоперевозки, железная дорога, транспортная тарифная единица, электронный документооборот.

 

The article describes the role of modern information technologies used in the logistics of railway passenger and cargo transportation in the Republic of Belarus and gives an assessment of the current level of informatization in this area.

Key words: cargo transportation, railway, transport tariff unit, electronic document management.

 

На сегодняшнем этапе развития общества информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни. Сфера перевозок не является исключением.

Так как железнодорожные перевозки составляют значительную часть всего пассажиро- и грузооборота, информатизация в данной сфере является важной стратегической задачей. Так, на сегодняшний день в железнодорожных перевозках наблюдается информатизация основных бизнес-процессов. Среди них можно выделить такие, как управление перевозочными операциями, организация грузовых и пассажирских перевозок, содержание подвижного состава и инфраструктуры, обеспечение безопасности движения, охраны труда, управление ресурсами предприятия, защита от киберугроз и многие другие. Применение информационных технологий позволяет значительно сократить время обслуживания, повысить уровень и качество сервиса.

Белорусская железная дорога (БЖД) стремится соответствовать требованиям современных условий. В частности, для удобства пассажиров была предусмотрена комплексная система информационных услуг. Так, любой потенциальный пассажир в режиме онлайн может ознакомиться с расписанием движения поездов, нормативными документами, узнать информацию о статусе своего проездного билета, а также приобрести или заказать его. Здесь же предоставляется информация о специальных тарифах, пунктах продажи проездных документов, перевозке багажа, оформлении проезда в международном сообщении. Также предусмотрена возможность оставить заявку на включение купейного вагона для перевозки инвалидов-колясочников.

Большое внимание уделяется развитию системы безналичных расчетов. Так, за январь-апрель 2018 года на сайте БЖД было оформлено более 800 тыс. электронных билетов, что на 24 % больше, чем за аналогичный период 2017 года. В апреле 2018 года доля билетов, реализованных через Интернет, (от общего количества оформленных проездных документов) составил 21,3%.

За январьапрель 2018 года 348,8 тыс. билетов было реализовано через платежно-справочные терминалы самообслуживания. В прошлом году на них была установлена новая версия программного обеспечения, позволяющая лицам, достигшим пенсионного возраста, с 1 мая по 30 сентября приобретать с использованием терминалов самообслуживания льготные проездные документы (билеты). К концу 2018 года ожидалось внедрить 26 мультиязычных терминалов самообслуживания с купюро- и монетоприемниками.

В апреле 2018 года внедрена услуга оплаты проезда с помощью смарт-карт с транспортными тарифными единицами (ТТЕ) в поездах городских линий. Для оплаты проезда необходимо приобрести определенный тариф в виде ТТЕ, каждая из которых эквивалентна 1 копейке. На смарт-карту можно записать тарифные планы, стоимостью от 1 до 50 белорусских рублей. Срок действия ТТЕ не ограничен. После приобретения тарифа пассажир сможет оплатить проезд, приложив проездной при входе в вагон и при выходе из него. По данным БЖД, в апреле 2018 года услугой оплаты проезда с помощью ТТЕ воспользовались более 2,1 тыс. пассажиров.

Еще в августе 2016 года началась работа по внедрению в поездах доступа к беспроводному Интернету, которая активно продолжается по настоящее время. Так, в апреле 2018 года в дизель-поездах серии ДП3 региональных линий бизнес-класса, следующих по маршрутам Минск-ПассажирскийПолоцк, Минск-ПассажирскийЛида, а также по международным линиям сообщением Минск-ПассажирскийВильнюс, появилась возможность бесплатно подключиться к сети Интернет с использованием технологии Wi-Fi. Услуги связи предоставляет компания Velcom. Доступ к беспроводному Интернету предусмотрен также на вокзалах БЖД [1].

В сфере грузоперевозок также продолжается внедрение цифровых технологий. Так, на портале электронных услуг БЖД участники железнодорожных перевозок могут найти и отследить необходимый вагон или контейнер, узнать о техническом состоянии состава, оставить заявку на выставление электронного счета-фактуры по билетам, а также узнать всю необходимую нормативно-справочную информацию и рассчитать тарифы на грузоперевозки.

В железнодорожных перевозках значительное развитие получили также системы электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи. В Беларуси он осуществляется с помощью специализированной автоматизированной системы «Электронная перевозка» (АС «Электронная перевозка»). В конце 2014 года систему запустили в тестовом режиме, а уже с середины 2015 года Белорусская железная дорога полностью перешла на новую схему оказания услуг. На сегодняшний день посредством АС «Электронная перевозка» осуществляется подача заявок на перевозку, планирование погрузки, подача/уборка вагонов, составление актов, раскредитование, выгрузка и пр. Также развивается и используется технология взаимодействия с внутренними информационными системами партнеров по методу «автоматизированная система управления» – «автоматизированная система управления».

10 января 2019 года Белорусская железная дорога ввела в промышленную эксплуатацию подсистему «Мобильные цифровые решения» для АС «Электронная перевозка», а также специализированное мобильное приложение «S2 Mobile», разработанное специалистами Центра защиты информации. Данные решения позволяют всем участникам грузовых железнодорожных перевозок осуществлять электронное оформление и сопровождение перевозок грузов по цифровым безбумажным технологиям. Приложение «S2 Mobile» предоставляет мобильный доступ к основным элементам функционала АС «Электронная перевозка» с возможностью просмотра, подписи и согласования электронных документов на мобильных устройствах с операционными системами Android 5.0 и выше [2].

В международных перевозках в полной мере АС «Электронная перевозка» применяется при сотрудничестве с Россией и Литвой. Особое значение электронный обмен данными имеет в процессе налаживания связей с Латвией. Сотрудничество в этой сфере началось еще в 2006 году, когда было заключено Соглашение об электронном обмене данными при перевозках в международном грузовом железнодорожном обращении, дополненное впоследствии в 2017 году. В 2018 году осуществлялись перевозки по безбумажной технологи для транспортировки приватных порожних вагонов, следующих из России транзитом в Беларусь. В этом же году безбумажная технология была распространена на сопровождение досылочных накладных [3].

Таким образом, проанализировав имеющиеся данные о степени информатизации в сфере железнодорожных перевозок в Республике Беларусь, мы можем сделать вывод о том, что Белорусская железная дорога отвечает требованиям современных условий, что позволяет не только поддерживать высокий уровень облуживания, но и налаживать экономические связи на международном уровне.

 

Библиографический список:

1. Перспективы цифровой трансформации Белорусской железной дороги: материалы Белорусской транспортной недели и выставки «Транспорт и логистика-2018», Минск, 2 - 4 октября 2018 г. /Белорусская железная дорога; Г.В. Глевицкий. Минск, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tc.by.

2. Официальный сайт – Белорусская железная дорога. – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rw.by.

3. Электронный документосновной элемент осуществления дигитализации межгосударственной цепи логистики: материалы Белорусской транспортной недели и выставки «Транспорт и логистика-2018», Минск, 2 - 4 октября 2018 г. /«ГАО Латвийская железная дорога»; Эрик Шмукстс. Минск, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tc.by.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1303
13.06.2019 12:15 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама