Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 18:50:21
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Управление возвратами товаров в розничной торговле

Чумак Арина Тургутовна

студент 2 курса

Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Россия

E-mail: chumak_arina@bk.ru

Научный руководитель – Левкин Григорий Григорьевич

к. вет. н., доцент

Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Россия

E-mail: lewkin_gr@mail.ru

 

Management of returns of goods in retail trade

Chumak Arina Turgulova

2rd-year student

Omsk State Transport University, Omsk, Russia

Scientific supervisor Levkin Grigory Grigorevich

PHd., Associate Professor

Omsk State Transport University,

Omsk, Russia

 

В статье раскрываются причины возвратов товаров в розничной торговле, а также проводится анализ управления возвратными потоками. Благодаря представленному исследованию определена общая последовательность движения возвратных материальных потоков в логистической цепи.

Ключевые слова: управление возвратами товара, розничная торговля,  возвратные материальные потоки, логистика возвратов.

 

The article reveals the reasons for the return of goods in the retail trade, as well as the analysis of the management of return flows. Thanks to the presented study, the General sequence of the movement of return material flows in the logistics chain is determined.

 Key words: management of returns, retail trade, return material flows, logistics of returns.

 

Управление возвратами в розничной торговле приобретает особую актуальность в связи с развитием электронной коммерции, так как потребители не могут в полном размере визуализировать выбираемый товар с интернет-сайта. Логистика в России активно развивается, следовательно, необходим системный подход к управлению возвратными материальными потоками с учетом интересов всех участников рынка.

Анализируя материальные потоки в каналах распределения потребительских товаров, можно сделать вывод, что возвратные материальные потоки являются очень важным элементом в цепочке поставок, так как работа с ними приводит к минимизации логистических затрат и повышению уровня обслуживания потребителей.

Цель исследования – изучить особенности управления возвратами товаров в розничной торговле.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи;

сформулировать причины возникновения возврата товара в розничной торговле;

проанализировать управление движением возвратных материальных потоков.

Объект исследования – возвратные материальные потоки в сфере товарного обращения.

Предметом научной работы являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе движения возвратных потоков в розничной торговле.

Масштабы управления возвратами в общемировом масштабе огромны. Затраты на управление возвратами составляют 4–6% общих логистических затрат [1]. Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют конечные потребители.

В настоящее время розничная торговля товаров и услуг существуют в разных формах, одной из которых является электронная торговля, в которой отмечается проблема возвратов товаров, невостребованных покупателями или возвращаемых назад продавцу [3].

Одна из основных причин, возникающая при возврате товаров в электронной торговле – это сложность для покупателей оценить товар в интернет-магазине по функционалу, работоспособности, дизайну и удобству использования. Производители переоценивают товары, некорректно преподносят информацию о своем товаре, а потребители не могут рассмотреть настоящей ценности, поэтому часто возникает не соответствие продукта с ожиданиями клиента. Тем более, примерно 22% внешнего вида продукта отличается от того, что отражается на интернет-сайте.

Опрос розничных торговцев показал, что 47 % респондентов сказали, что продукты были возвращены в их магазин за несоответствие ожиданиям клиентов. На сегодняшний момент существуют компании, которые специализируются на обработке возвратных материальных потоков на условиях аутсорсинга. Они координируют информационные потоки между потребителями, продавцом товаров и поставщиком логистических услуг  [3].

Возвратные материальные потоки формируются при взаимодействии   всех участников цепи поставок [2], поэтому проходят внутри каждого звена логистической цепи, например, при нерациональном составлении маршрутов движения транспорта. 

 Для выявления причин возвратов в розничной торговле необходимо регулярно собирать данные и анализировать материальные потоки в цепи поставок. Правильный и грамотный анализ причин возврата продукции поможет оценить уровень рентабельности работы предприятия.

Можно выделить следующие составляющие возвратных материальных потоков: товары надлежащего качества, не нашедшие покупателей; товары с дефектами; оборотная тара [4].

С точки зрения концепции логистики управление возвратами эффективно, так как возвращенные товары могут быть повторно отправлены клиентам либо в их текущем состоянии, либо после доработки. Кроме того, они могут послужить источником для получения запасных частей. Предприятие может использовать товар повторно. Что значительно дешевле, чем производить новый товар.

Для каждого вида товара направление движения возвратных материальных потоков может меняться, так  возвращаемые товары размещаются в специализированные места хранения и сортировки, где происходит  переработка, реставрация, устранение дефектов или экологичная утилизация при невозможности возврата в прямую цепь поставок [5].

Для того чтобы прямые и возвратные материальные потоки не мешали друг другу, на складах выделяют специальные зоны для приемки возвратного товара. Есть компании, которые даже выделяют для  таких операций отдельный почтовый адрес, что помогает более четко отделить эти работы от отгрузки новых товаров.

 Для управления возвратами необходимо высокоэффективное  информационное обеспечение, чтобы связать каждый возврат с конкретным клиентом, заказом на покупку, местом производства, и датой выпуска. Производители используют эти данные для оценки производственных дефектов совершенствования процессов производства или разработки новых способов упаковки для предотвращения возможных повреждений.

В заключение хотелось сказать, что управление возвратами товара в розничной торговле очень важный элемент всей логистической цепочки, так как использование обработанного, вторичного товара может уменьшить себестоимость продукции, что приведет к повышению конкурентоспособности за счет низкой цены продукта и увеличению прибыли предприятия. Так же не стоит забывать про экологичный способ утилизации, который не будет подвергать опасности окружающую среду. 

Библиографический список:

1. Зуева О.Н. Интеграционные процессы в реверсивной логистике вторичных ресурсов: монография / О.Н. Зуева, С.А. Шахназарян. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. – 238 с.

2. Зуева О.Н. Реверсивная логистика в управлении запасами / О.Н. Зуева // Известия ИГЭА.   2009.   № 1 (63).   С. 107-111.

3. Левкин Г.Г. Логистика: учебник / Г.Г. Левкин. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 281 с.

4. Левкин Г.Г.  Управление логистикой в организации: учебное пособие / Г.Г. Левкин. – Омск, 2008. – 146 с. 

5. Павлова Е.И. Возвратные товаропотоки в логистике: причинные связи / Е.И. Павлова, И.А. Мамедова // Мир транспорта. – 2005.  – Т. 13. – №5. – С. 124-131.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 69
13.06.2019 09:32 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама