Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 19:04:47
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Особенности фрахтования легкового такси

Бондаренко Анастасия Владимировна

студент

Петербургский государственный университет путей сообщения

императора Александра I

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: bond9166@mail.ru

 

Features of chartering of an automobile taxi

Bondarenko Anastasiya Vladimirovna

student

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University

Saint Petersburg, Russia

 

 

В статье рассматриваются особенности договора фрахтования легкового такси. Автором сформулированы предложения о внесении изменений в правовые акты, касающиеся перевозки легковым такси, относительно предоставления льгот владельцам дисконтных карт.

Ключевые слова: пассажирская перевозка, договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа, публичный договор, фрахтовщик, фрахтователь, диспетчерская служба.

 

The article discusses the features of the contract of chartering a passenger taxi. The author formulated proposals to amend the legal acts relating to the carriage of passenger taxis, regarding the provision of benefits to the owners of discount cards.

Key word: passenger transportation, the contract of charter taxi for passengers and luggage, a public contract, freighter, charterer, dispatching service.

 

 

Достаточно распространены в настоящее время перевозки пассажиров, которые  осуществляются таким видом автомобильного транспорта, как такси. В соответствии со ст. 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозка пассажиров и багажа легковым такси производится на основе публичного договора фрахтования, который заключается в устной форме.

Данная особенность определяет деятельность такси как наиболее серьезную для государственного регулирования область пассажирских перевозок, так как необходимы специальные нормы права и своеобразные механизмы для того, чтобы система работала и развивалась. Более того, развитие мобильных приложений для заказа такси создает угрозу ведения бизнеса такси, который не выдерживает конкуренции по причине наличия особых требований к транспортным средствам такси, в отличие от интернет –  сервисов, организующих аналогичную пассажирскую перевозку обычными автомобилями, с обычным водителем, для которого это подработка.

В гражданском законодательстве нет конкретного определения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа.

На основании нормы статьи 787 ГК РФ стоит понимать под договором фрахтования такси соглашение, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется в установленный срок предоставить всю или часть вместимости легкового такси для совершения одной или нескольких поездок фрахтователем или указанными им лицами (пассажирами), а в ситуации сдачи пассажиром багажа - также и для перевозки багажа в пункт назначения, при  условии  обеспечения  пассажиру определенного законом и (или) договором уровня  качества проезда, а другая сторона  (фрахтователь)   обязуется уплатить установленную плату (фрахт) [1, с.454].

По своей характеристике договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров - консенсуальный. Кроме того, данный договор является публичным, возмездным и взаимным (двусторонне обязывающим) [3, с.327].

Главным признаком публичного договора является равенство цены для всех граждан-потребителей, не считая случаев, когда законом или иными правовыми актами предполагается предоставление льгот для отдельных категорий граждан (ст. 426 ГК РФ).

При этом в последнее время многие фрахтовщики используют систему дисконтных карт, скидок, бонусов и т.д. Формирование цены данным образом не закреплено ни специальным законом, ни Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Дифференцированная цена для граждан-потребителей, которые имеют дисконтную карту, не может считаться как равная для всех. Поэтому, по нашему мнению, необходимо внести соответствующие изменения в правовые акты касаемо предоставления льгот владельцам дисконтных карт, либо норму п. 2 ст. 426 ГК РФ после предложения: «В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории» - дополнить фразой: «При этом использование дисконтных карт, которые предоставляют равные права обладателям таких карт – отдельной категории потребителей, не является нарушением настоящего пункта».

Стоит отметить, что правила перевозки пассажиров в такси РФ предусматривают конкретный перечень требований, которые предъявляются к водителю и используемому автомобилю [2, с.129].

Автомобиль, который является транспортной единицей службы легкового такси, должен быть в исправном техническом состоянии. Технический осмотр должен производиться 1 раз в 6 месяцев. Вместе с тем компания должна проверять состояние автомобильного транспорта перед каждой рабочей сменой; на одном из бортов автомашины должна находиться цветографическая схема в виде черных квадратов, которые расположены в шахматном порядке; на крыше автомобиля должен быть расположен оранжевый фонарь.

Что касается салона легкового такси, то в нем должны находиться: карточка водителя с указанием фамилии, имени, отчества, номера водительского удостоверения, контактного телефона; детальная информация о тарифах, которые используются в компании для расчета стоимости поездки; контактная информация компании, которая предоставляет автомашину в качестве такси; телефоны контролирующих организаций для жалоб по предоставлению некачественных услуг; действующая редакция правил перевозки пассажиров и принадлежащего им багажа; таксометр, в случае, если оплата предоставляемой услуги происходит исходя из количества пройденных километров; кассовый аппарат или квитанции об оплате, которые являются бланками строгой отчетности.

Проблемы нерезультативной реализации требований федерального законодательства в области фрахтования такси связаны с неполной регламентацией так называемых «Диспетчерских служб» или, говоря другими словами, служб вызова такси.

В середине 2000-х годов, на неконтролируемом рынке таксомоторных услуг, с развитием новых, инновационных, информационных технологий, в условиях экономической невыгодности владения собственным парком такси, стало формироваться понятие «Диспетчерская служба» (ДС), основной функцией которой является прием и передача заказов на перевозку пассажиров легковыми автомобилями, без организации процесса производства таксомоторной услуги.

Развитие информационных технологий на таксомоторном транспорте за последние 15 лет привело к полному изменению как способа передачи заказа (появились специальные интернет - приложения, которые активно вытесняют в мегаполисах традиционный «взмах руки»), так и использования практически всеми операторами такси современных программно - аппаратных комплексов, с использованием спутниковой навигации. При этом, за последние десять лет, в условиях повсеместного отсутствия в системе государственного управления высококвалифицированных специалистов по организации деятельности такси, на рынке таксомоторных услуг сложился устойчивый стереотип - диспетчерской службы как отдельного вида деятельности, которая оказывает информационные услуги и не несет никакой ответственности. В Государственную Думу ФС РФ даже поступили несколько проектов Федеральных законов, которые устанавливают определение деятельности ДС и ее ответственность.

Однако, в соответствии с федеральным законодательством, деятельность ДС нельзя характеризовать как обычную информационную службу или транспортно-экспедиционную деятельность (ГК РФ), наряду с этим устный договор фрахтования легкового такси может быть заключен путем принятия к выполнению заказа фрахтователя. Статьей 103 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом определено, что заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, и даже по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Из этого следует, что диспетчерская служба, принимая заказ фрахтователя, заключает устный договор фрахтования легкового такси. Кроме того, приобретает с этого момента все права и обязанности фрахтовщика легкового такси, а в случае передачи заказа для исполнения физическому лицу, который не имеет разрешения, несет ответственность, которая установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как обязана заключить с данным физическим лицом договор аренды транспортного средства и в установленном порядке получить разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В случае передачи принятого заказа для исполнения физическому лицу (индивидуальному предпринимателю) или юридическому лицу, которые имеют в установленным порядке полученное разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, действует в данном случае как представитель фрахтовщика, на основании агентского договора (ГК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что сложившийся стереотип ДС как деятельности, которая направлена на оказание информационных услуг, является ошибочным, так как прием от населения заказов на перевозку пассажиров легковым такси, без возникновения в полном объеме прав и обязанностей фрахтовщика легкового такси, не соответствует федеральному законодательству, а ответственность за работу без специального разрешения также предусмотрена законодательством.

Таким образом, под определение фрахтовщика легкового такси попадают и «классические» диспетчерские службы, которые используют разные виды связи, и владельцы интернет-приложений, которые обеспечивают заказ такси нажатием кнопки на смартфоне.

Библиографический список:

1. Анисимов, А. П. Гражданское право России. Общая часть : учебник / под общ. ред. А. Я. Рыженкова. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 463 с

2. Гречуха, В. Н. Транспортное право России: учебник  / В. Н. Гречуха. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 484 с.

3. Мозолин, В.П. Гражданское право / под ред. А.И. Масляева. – 2-ая часть. - М.: Юристъ, 2007. - 927с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 85
13.06.2019 09:36 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама