Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 19:11:51
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Проблемы развития транзитных грузоперевозок через территорию республики Армения

Лавренкова Юлия Анатольевна

студент 5 курса,

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: uliLavrenkova@mail.ru

Научный руководитель – Cурник Анна Петровна

к. ф. н., доцент кафедры Таможенного дела

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: albpet@mail.ru

 

Problems of development of transit freight through the territory of the Republic of Armenia

Lavrenkova Julia Anatolyevna

5th year student

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor – Surnik Anna Petrovna

сandidate of Philology, аssociate professor of the department of Customs

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

 

Актуальность данной статьи обусловлена активным расширением и вступлением новых участников в Евразийский экономический союз, увеличением логистических процессов на территории России и государств-членов Евразийского экономического союза. Для дальнейшего усовершенствования логистических процессов существуют вопросы, которые требуют более глубокого анализа и создания новых методов их изучения.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Республика Армения, транспорт, логистика, транзитный потенциал.

 

The relevance of this article is caused by the active expansion and the entry of new participants in the Eurasian Economic Union, the increase in logistic processes on the territory of Russia and countries of the Eurasian Economic Union. For further improvement of logistics processes are issues that require more in-depth analysis and the creation of new methods of their study.

Key words: Eurasian Economic Union, Republic of Armenia, transport, logistics, transit potential.

 

Республика Армения (далее – РА) имеет особое геополитическое положение: она расположена в юго-западной части Азии, на стыке с юго-восточной частью Европы, на западе и на юго-западе граничит с Турцией, на севере – с Грузией, на востоке – с Азербайджаном, на юге – с Ираном. В будущем Армения имеет реальные возможности стать региональным транспортно-логистическим центром.

В настоящее время транспортное положение Армении таково: две границы закрыты, республика находится в ситуации фактической экономической блокады и постоянной военной угрозы со стороны Азербайджана и Турции, с которыми имеет нерешенные вопросы по Нагорному Карабаху, что сказывается на социально-экономической жизни страны,  существенно зависящей от транзита грузов через Грузию и Иран.

Основные экспортные товары Армении: чугун, необработанная медь, цветные металлы, алмазы, минеральные продукты, продовольственные товары, электроэнергия.

По данным за 2018 год, крупными экспорт-партнерами Армении являются: Россия – 667 млн. дол. США (27,6%), Швейцария – 336 млн. дол. США (13,9%), Болгария – 215 млн. дол. США (8,9%), Ирак – 150 млн. дол. США (6,2%), Германия – 136 млн. дол. США (5,6%), Нидерланды – 132 млн. дол. США (5,4%). Общий объем экспорта в прошлом году составил  2 412 млн. дол. США.

Основные товары импорта: природный газ, нефть, табачные изделия, продукты питания, бриллианты.

Крупными импорт-партнерами являются: Россия – 1394 млн. дол. США (28%), Китай – 383 млн. дол. США (7,7%), Грузия – 372 млн. дол. США (7,4%), Иран – 267 млн. дол. США (5,3%), Германия –  256 млн. дол. США (5,1%), Объединенные Арабские Эмираты – 194 млн. дол. США (3,9%). Общий объем импорта в прошлом году составил 4 963 млн. дол. США [1].

Основными видами транспорта в РА являются автомобильный, железнодорожный, воздушный и стационарный (магистральный). В таблицах 1–3 представлены основные показатели по различным видам транспорта.

 

2013

2014

2015

2016

2017

Перевезено грузов, 1000 т

12 315,5

10 157,6

11 052,6

20 483,8

28 133,1

железнодорожным транспортом

3 275,2

3 057,6

2 531,7

2 610,9

2 640,0

автомобильным транспортом

7 319,6

5 384,0

6 864,9

16 248,8

23 683,9

воздушным транспортом

10,4

10,4

10,2

18,3

22,4

магистральным трубопроводом

1 710,3

1 705,6

1 645,8

1 605,8

1 786,8

Грузооборот, млн. тонна-км

4 247,5

4 232,7

3 746,0

3881,2

4 256,3

железнодорожного транспорта

851,0

786,1

640,3

657,7

689,5

автомобильного транспорта

641,1

726,1

479,4

675,9

725,1

воздушного транспорта

5,6

2,0

-

0,0

6,9

магистрального (трубопроводного)

2 749,8

2 718,2

2 626,3

2 547,6

2 834,8

Таблица 1. Основные показатели транспорта общего назначения.

Транспорт, %

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

100

100

100

100

100

Железнодорожный

26,6

30,1

22,9

12,8

9,4

Автомобильный

59,4

53,0

62,1

79,3

84,2

Воздушный

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Магистральный (трубопроводный)

13,9

16,8

14,9

7,8

6,3

Таблица 2. Удельный вес грузоперевозок по видам транспорта общего назначения.

Транспорт, %

2013

2014

2015

2016

2017

Железнодорожный,

в том числе:

вывезено

ввезено

внутриреспубликанские

100

 

13,9

38,5

47,6

100

 

11,7

38,4

49,9

100

 

12,7

37,5

49,8

100

 

13,4

30,1

56,5

100

 

14,6

31,3

54,1

Автомобильный,

в том числе:

вывезено

ввезено

внутриреспубликанские

100

 

4,0

12,3

83,7

100

 

4,9

18,3

76,8

100

 

5,7

20,9

73,4

100

 

3,0

9,1

87,9

100

 

2,6

8,6

88,8

Воздушный,

в том числе:

вывезено

ввезено

100

 

58,7

41,3

100

 

62,5

37,5

100

 

65,7

34,3

100

 

75,4

24,6

100

 

75,9

24,1

Таблица 3. Удельный вес вывезенных и ввезенных грузов и внутриреспубликанских перевозок по видам транспорта общего назначения [2].

В показателях по автомобильному транспорту прослеживается неплохая динамика, однако по остальным видам транспорта есть определенный спад. Грузовой автотранспорт в Армении в последние годы увеличивает свою долю в перевозках, так как данный вид перевозок весьма гибок в отношении маршрутов и графиков перемещения [3].

Необходимо отметить важную значимость транспортной инфраструктуры и энергетических ресурсов в развитии экономики РА. Значительные транспортные издержки Армении можно объяснить высокой степенью износа имеющейся инфраструктуры. Согласно Индексу глобальной конкурентоспособности 2017–2018 годов, по состоянию дорожной инфраструктуры РА занимает 85-е место (из 137 стран), железнодорожной инфраструктуры – 64-е место, аэропортовой и аэродромной инфраструктуры – 52-е место (с показателями 3,7, 2,9 и 4,8 по шкале от 1 до 7) [4].

Дорожная инфраструктура в большей степени нацелена на внутриреспубликанскую логистику: в 2017 году её доля составила 88,8%, доля экспортной логистики – 2,6%, а импортной – 8,6%. Но за последние годы значимость автомобильного транспорта для международной торговли РА сократилась: в 2015 году на автотранспорт приходилось 5,7% всего вывозимого и 20,9% ввозимого грузопотоков. Основной проблемой автодорожной сети Республики Армения считается постоянное разрушение имеющейся инфраструктуры [2]. Средний показатель IRI3 для межгосударственных магистралей РА в 2015 г. составлял 4,9 м/км, что характеризует качество покрытия соответствующих магистралей как «среднее-низкое».

Первостепенными для транспортной системы РА считаются проекты по развитию дорожного коридора «Север-Юг», связывающего южную границу Армении с границей Грузии; по созданию устойчивой городской транспортной системы в Ереване.

По мнению экспертов, вхождение страны в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) открывает новые возможности для её развития: доступ к огромному рынку Евразийского экономического пространства, увеличение инвестиций в экспортные сектора экономики, развитие транспортной сети страны, рост валового внутреннего продукта (далее – ВВП). Интеграция в ЕАЭС увеличивает экспорт Армении в союзные страны и привлекает иностранных инвесторов, заинтересованных в выходе на рынки ЕАЭС через РА [5].

На сегодняшний день из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения возникают дополнительные проблемы в расширении товарооборота между РА и странами ЕАЭС с одной стороны и с Ираном – с другой. Интеграция РА в ЕАЭС может сделать проект железной дороги Армения – Иран экономически востребованным. В силу нерешенных региональных политических проблем железнодорожное сообщение имеется только с Грузией, что делает невозможным использование транзитного потенциала Армении. Строительство железной дороги Армения­–Иран может занять около пяти лет. По предварительным расчетам, ее длина составит 470 км, из них 60 км пройдут по территории Ирана и 410 км – по территории Армении.

Присоединение к ЕАЭС позволяет Армении в полной мере опереться на интересы России в регионе, что приводит к повышению ее авторитета в Закавказье и, частично, на Ближнем Востоке. После вступления Армении в ЕАЭС государства, входящие в ЕАЭС, получили общую границу с Исламской Республикой Иран, что позволило вывести российско-иранское сотрудничество с государствами Закавказья на иной, более эффективный уровень. Сухопутная граница резко увеличивает товарооборот, изменяет номенклатуру и характер торговли, переводит торговое сотрудничество в стратегическое.

Перспектива превращения РА в транзитную страну открывает новые возможности торговли с Южной Азией и Ближним Востоком, актуализирует вопрос развития ЕАЭС в качестве открытой к изменениям организации.  Дополнительные возможности, исходящие из характера и географии новых участников союза, увеличивают потенциал интеграционного объединения в целом.

Вступление в ЕАЭС обеспечивает следующие ключевые возможности:

1. Увеличение роста ВВП, гарантирующего более высокий уровень жизни.

2. Приток новых инвестиций в экспортные сектора и доступ на достаточно емкий и защищенный рынок ЕАЭС для реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.

3. Строительство автомобильного коридора «Север-Юг», строительство железной дороги Иран – Армения, открытие железной дороги Армения – Грузия – Россия, которые:

– создадут крупный коммуникационный и логистический узел регионального и международного значения;

– создадут альтернативную надежную транспортную связь между странами Европейского союза, ЕАЭС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;

– обеспечат существенный рост товарооборота между Грузией и ЕАЭС, Ираном и ЕАЭС;

– станут первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской интеграции;

– явятся одним из основных гарантов мира на Южном Кавказе.

Библиографический список:

1. The observatory of economic complexity [Электронный ресурс]. URL: https://atlas.media.mit.edu/ru/profile/country/arm/#Экспорт (дата обращения: 28.02.2019).

2. Статистический ежегодник Армении-2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.armstat.am/file/doc/99510808.pdf (дата обращения: 28.02.2019).

3. Чибухчян С.С. Армения: основы транзита для страны, не имеющей выхода к морю [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/armeniya-osnovy-tranzita-dlya-strany-ne-imeyuschey-vyhoda-k-moryu (дата обращения 25.03.2019).

4. World economic forum [Электронный ресурс]. URLhttp://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-20172018/competitiveness-rankings/#series=AIRSEATKM (дата обращения: 28.02.2019).

5. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 28.01.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 84
13.06.2019 09:37 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама