Регион: Выбрать регион
Сейчас: 18 апреля 18:34:52
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Централизация логистической системы лекарственного обеспечения

Жменько Елизавета Евгеньевна

Студент 2 курса,

Хабаровский государственный университет экономики и права,

г. Хабаровск, Россия

E-mailel.zhmenko@mail.ru

Научный руководитель – Порт Марина Сергеевна

Ассистент, кафедра Логистики и Коммерции

Хабаровский государственный университет экономики и права,

г. Хабаровск, Россия

E-mailport_ms@ael.ru

 

Centralization of the drug supply logistics system

Zhmenko Elizaveta Evegenevna

 2nd year student,

Khabarovsk State University of economy and low,

Khabarovsk, Russia

Scientific supervisor – Port Marina Sergeevna

Teacher assistant, Logistics and Commercials department,

Khabarovsk State University of economy and low,

Khabarovsk, Russia

 

В данной статье рассмотрены основные проблемы в сфере обеспечения льготной категории граждан лекарственными средствами. Предложен вариант централизации логистической системы лекарственного обеспечения, на примере опыта организации материально-технического снабжения в СССР. Значимость научной работы обуславливается необходимостью реформации и оптимизации логистической системы с целью обеспечения бесперебойных поставок медикаментов.

Ключевые слова: логистика, система льготного лекарственного обеспечения, централизованное снабжение

 

This article describes the main problems in the provision of preferential categories of citizens with drugs. A variant of the centralization of the drug supply logistics system is proposed, using the experience of organizing material and technical supply in the USSR. The importance of scientific work is due to the need to reform and optimize the logistics system in order to ensure uninterrupted supply of medicines.

Key words: logistics, preferential drug medication supply, centralized supply

 

Благодаря передовым разработкам в области здравоохранения можно успешно бороться даже с самыми опасными недугами. Однако в настоящее время во многих регионах Российской Федерации существует ряд проблем, связанных с обеспечением населения жизненно важными лекарствами. Исследования Общероссийского общественного движения «Народный фронт «ЗА РОССИЮ» в 2017 году выявили, что половина пациентов, обращающихся за лекарственными средствами, не получает их в положенный срок. Усовершенствование организации закупок, поставок и отпуска льготных лекарств поможет достигнуть одну из приоритетных задач правительства – увеличения продолжительности и качества жизни населения.

Можно выделить несколько основных проблем в сфере обеспечения лекарственными препаратами:

1) отсутствие единого списка нуждающихся граждан. Анализ систем учёта пациентов, имеющих право на получение лекарственных препаратов, выявил, что во многих регионах России нет информации о том, какое число жителей имеет право на получение льгот, какой процент пользуется ими и по какой программе. Информационные системы регионов в большинстве случаев сегодня не сопоставляют объем выписанных рецептов и объем выданных льготных лекарств. Этот факт делает невозможным осуществление адресной помощи и оценки доступности лекарств;

2) недостаточная информатизация здравоохранения. С целью осуществления своевременной поставки медикаментов необходимо обеспечивать взаимодействие между медицинскими учреждениями, врачами, аптеками и пациентами, а также организациями медико-социальной экспертизы для сокращения очередей и количества необходимых справок;

3) длительная процедура закупок. На практике, чтобы закупить один препарат, порой уходит до шести месяцев. Стоит отметить еще один недостаток, возникающий в процессе закупок — выбор властями регионов единственного поставщика, исключая возможность осуществления принципа добросовестной конкуренции;

4) отсутствие единой системы управление запасами;

5) отсутствие системы информирования пациентов о поступлении лекарств. На данный момент льготной категории граждан приходится узнавать о поступлении лекарств и месте их размещения самостоятельно, что занимает много времени и требует приложения не малых сил;

6) неравномерное распределение бюджетных средств между регионами. Реализация прав граждан на обеспечение лекарствами ставится в зависимость от финансовых возможностей региональных бюджетов. Так, согласно проведенным исследованиям, размер подушевого финансирования может отличаться более чем в семь раз в разных регионах страны.

Обеспечить своевременное и бесперебойное лекарственное обеспечение может помочь внедрение системы централизованного распределения ресурсов, на примере опыта организации материально-технического снабжения в СССР [1, с. 9].

В СССР процесс снабжения рассматривался как единая межотраслевая система, обеспечивающая предприятия материальными ресурсами независимо от их ведомственного подчинения (рис.1)

7f6ffaa6bb0b408017b62254211691b5.jpg

 

Рисунок  SEQ Рисунок \* ARABIC 1 Централизованная система материально-технического снабжения [1, с. 10]. 

Государственный комитет по снабжению (ГОССНАБ) был создан для распределения ресурсов между отраслями народного хозяйства, а также между отдельными организациями. Совместно с ГОССПЛАНом СССР занимался разработкой и утверждением нормативов запасов материально-технических ресурсов, находящихся на базах и складах территориальных органов материально-технического снабжения и у потребителей.

Балансовый метод планирования снабжения способствовал соблюдению эффективного распределения трудовых ресурсов, материально-вещественных и стоимостных пропорций. План представлял собой систему материальных балансов и планов распределения продукции, что позволяло обеспечить адресное выделение материальных ресурсов по фондодержателям.

К задачам ГОССНАБа можно отнести:

1) реализация планов снабжения, организация сбыта готовой продукции на основе данных, полученных в ходе изучения потребностей народного хозяйства в материально-технических ресурсах;

2) обеспечение установления рациональных хозяйственных связей, закрепление потребителей за поставщиками и размещение заказов на необходимую продукцию;

3) составление оптимальных маршрутов поставок, с учетом увязки планов железнодорожных и морских перевозок с планами поставок продукции;

4) контроль за своевременностью осуществления планов поставок;

5) экономический анализ выполнения планов и разработка предложений по экономии материальных ресурсов и снижению потерь.

Анализ перечня задач ГОССНАБа показывает сходство с современными стратегическими задачами логистики снабжения, за исключением масштаба деятельности и горизонта планирования.

Реализация системы централизованного снабжения требовала точного планирования объемов ресурсов, необходимых для производства продукции, создание оптимальных маршрутов поставок, увязанных с планами перевозок различными видами транспорта, однако низкий уровень автоматизации труда и слабое развитие технологий обработки и передачи информации усложняли процесс планирования. В результате службы снабжения не могли точно определить нужды каждого предприятия и рассчитать количество остатков запасов, что вынуждало завышать реальные потребности. Потребности удовлетворялись несвоевременно и не в полном объеме, что привело к повсеместному применению концепции «максимизации запасов».

В настоящее время имеются возможности устранения вышеизложенных недостатков и внедрения данной системы для управления материальными и сопутствующими потоками в цепях поставок лекарственных препаратов. Для этого необходимо создание:

1) Информационно-аналитического центра. Он позволит расширить горизонт планирования за счет оценки потребностей в лекарственных средствах с учетом текущих потребностей, на основе данных поступающих от медицинских учреждений, врачей и аптек.

2) Федерального агентства по организации централизованного обеспечения лекарственными средствами. В его функции будут входить централизованные закупки и распределение лекарственных средств между регионами, координация работы предприятий по производству жизненно необходимых и важных лекарственных средств, а также организация поставок, а именно: определение частоты закупок и поставок, разработка оптимального маршрута движения лекарственных средств от их производителей к нуждающимся людям, с учетом срока годности лекарственных средств, особенностей перевозок, маршрутов движения транспортных средств.

3) Органов по управлению поставками лекарственных средств в регионах, которые будут заниматься распределением лекарственных средств по аптечным сетям, заключать с ними договор, информировать людей о поступлении медикаментов.

4) Распределительных центров по всей стране, позволяющих формировать запасы вблизи месторасположения потребителей. Совместно с органами по управлению поставками данный орган будет осуществлять приём и проверку лекарственных средств по количеству и качеству. Распределительные центры позволят организовать правильное хранение, оперативную комплектацию и отправку в аптеки необходимых лекарственных средств, избегая пересортицы.

В соответствии с предложенной программой снабжение будет ориентировано на отдельные группы населения, осуществляющие амбулаторное лечение, и имеющие право на получение бесплатных лекарственных средств, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890. Также, необходимо включить в число получателей лекарственных средств специализированные образовательные организации, учреждения уголовно-исполнительной системы и стационарные медицинские учреждения. В дальнейшем планируется расширить круг потребителей.

Отдельные функции системы централизованного снабжения планируется реализовывать посредствам аутсорсинга, что позволит значительно сократить расходы.

Предложенные нововведения позволят создать единую информационную систему, связывающую между собой различные звенья данной логистической системы.

 Внедрение современных информационных технологий позволит всем регионам перейти на единый формат обмена информацией, визуализировать распределение закупленных лекарственных средств среди конечных получателей, а также в медицинской и аптечной сети, на складах распределительных центров. В конечном итоге, это позволит перейти на электронные рецепты и персонализировать доведение необходимого лекарственного средства до каждого пациента.

Целью внедряемой логистической системы будет получение адресного лекарственного средства, включенного в план закупок, в кратчайшие сроки. Так, в регионах с хорошо развитой транспортной и складской инфраструктурой этот срок не должен превышать 1-2 дней, а в удаленных, труднодоступных районах не более 7-10 дней.

В случаях сбоя поставок по вине административных структур должна быть внедрена система штрафов, позволяющая адресно выплачивать стоимость жизненно необходимых лекарственных средств, людям, не получившим их своевременно.

 Полная автоматизация процесса снабжения сделает возможным осуществление мониторинга движения лекарств от производителей к потребителю, посредствам маркировки, что будет способствовать предотвращению попадания контрафактной продукции.

В результате реформирования системы и внедрения централизованного управления поставками станет возможным упрощение системы обеспечения граждан лекарственными средствами. Нуждающемуся человеку необходимо будет получить льготный рецепт у лечащего врача, а после ждать телефонного звонка или смс уведомления о поступление лекарства в ближайшую аптеку, либо пункт выдачи.

В заключение хочется сказать, что проблема лекарственного обеспечения весьма актуальна на сегодняшний день, в связи с ростом числа пациентов с тяжелыми и трудноизлечимыми заболеваниями. Реорганизации логистической системы лекарственного снабжения позволит улучшить качество медицинских услуг и, соответственно, увеличить продолжительность и качество жизни населения.

  

Библиографический список:

1.     Сергеев В.И. Логистика снабжения/ В.И.Сергеев, И.П. Эльшевич// Учебник для бакалавриата и магистратуры, 3-е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 384 с.

2.      Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 (дата обращения: 20.03.2019)

3.     Протокол совещания о мерах по повышению эффективности системы лекарственного обеспечения россиян от 16.11.2018 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59143 (дата обращения : 25.03.2019)

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1592
16.06.2019 14:45 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама