Регион: Выбрать регион
Сейчас: 2 мая 1:11:26
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

«Зеленый аспект» в деятельности терминала

Заболоцкая Ксения Алексеевна

аспирант-стажер, студент 4 курса,

Сибирский государственный университет путей сообщения,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: insight1986@inbox.ru

Научный руководитель – Покровская Оксана Дмитриевна

д.т.н., доцент, профессор кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав»,

Сибирский государственный университет путей сообщения,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: insight1986@inbox.ru

 

"Green aspect» in the activities of the terminal

Zabolotskaya Ksenia Alekseevna

graduate student Intern,4th year student,

Siberian Transport University,

Novosibirsk, Russia

E-mail: insight1986@inbox.ru

Scientific supervisor – Pokrovskaya Oksana Dmitrievna

doctor of technical Sciences, associate Professor, Professor of " logistics, commercial work and rolling stock»,

Siberian Transport University,

Novosibirsk, Russia

E-mail: insight1986@inbox.ru

 

Статья посвящена разработке методики учета «зеленого» аспекта основной эксплуатационной деятельности терминала. Разработан программный модуль, в котором автоматизированы расчетные процедуры по учету экологической составляющей. В частности, предложено реализовать двухэтапную оценку работы терминала путем расчета эко-ресурсной составляющей «зеленого» аспекта. Рассмотрены основные критерии и проблемы учета «зеленого» аспекта в современной логистике. Охарактеризован параметрический вид деятельности терминала. Использованы инструменты теории терминалистики, методика  логистического аудита, а также средства программирования в среде Scilab.   

Ключевые слова: «зеленый» аспект, грузовой терминал, оценка деятельности.

 

The article is devoted to the development of a method of accounting for the "green" aspect of the main operational activities of the terminal. Developed a software module, which automated calculation procedure for the ecological component. In particular, it is proposed to implement a two-stage evaluation of the terminal by calculating the eco-resource component of the "green" aspect. The main criteria and problems of the account of "green" aspect in modern logistics are considered. Characterized by a parametric form of the terminal activities. The tools of the theory of criminology, methods of logistics audit, as well as programming tools in the Scilab environment are used.

Key words:" green " aspect, cargo terminal, activity assessment.

 

Современное развитие логистической инфраструктуры привело к образованию глобальной техносферы, одним из элементов которой является терминальная сеть и ее узлы – грузовые терминалы  [1]. 

Целью работы является разработка расчетной методики оценки «зеленого» аспекта работы грузового терминала. К задачам относится реализация разработанного расчетного модуля в программной среде «Scilab» и предложить авторскую методику учета эко-ресурсной составляющей при проведении рейтинговой оценки деятельности терминала.

Научная новизна данной статьи заключается в учете экологической составляющей при оценке деятельности грузового терминала, в частности – при реализации методики логистического аудита (с использованием работ [2-5]).  На рис.1 представлены основные критерии и проблемы учета «зеленого» аспекта в современных логистических системах (составлено автором с учетом результатов, полученных авторами работ [6-10]).

73278a4a86960eeb576a8fd4c9ec6997.jpg

 

Рис.1. Критерии и проблемы учета «зеленого» аспекта в логистике.

Введем ряд определений.

Под «зеленым» аспектом будем понимать элемент производственно-хозяйственной деятельности терминала при взаимодействии с окружающей (внешней) средой [11].  

Для проведения полноценной оценки деятельности грузового терминала необходимо рассмотрение его работы с учетом экологической безопасности. Под экологической безопасностью  будем понимать состояние защищенности окружающей природной и социальной среды от воздействия деятельности терминала на этапах его строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта, когда параметры воздействия на среду не выходят за пределы фоновых значений или не превышают санитарно-гигиенических (экологических) нормативов. Этот термин напрямую связан с понятием  «экологическая устойчивость» (ecological sustainability), который впервые появился в 1987 г. в отчете ООН о глобальной экологической ситуации [12].     

В работе предлагается включить учет данных параметров в состав комплексной рейтинговой оценки работы терминала. При разработке методики использованы инструменты терминалистики (логистики терминалов) и логистического аудита Покровской О.Д. [2; 13].

 На рис.2 показан общий вид параметрического описания деятельности терминала с учетом экологической составляющей.        

5fd0b37cd7dbbb00f97ba6ce92bf5add.jpg                                               

 

Рис.2. Параметрическое описание деятельности терминала с учетом экологической составляющей.

На рис.3 и рис.4 представлен состав основных расчетных процедур по предлагаемой методике. Так, учет эко-ресурсной составляющей «зеленого» аспекта деятельности терминала предлагается проводить поэтапно. На каждом этапе по результатам расчета каждого параметра проводится рейтинговая оценка (согласно рис.1).  Расчетные процедуры в общем виде состоят из двух элементов: 1) расчет платы за загрязнение атмосферного воздуха; 2) расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водоемы.

Ключевые результаты, полученные при разработке методики учета «зеленого» аспекта в деятельности грузового терминала, представлены на рис.5. Разработанная методика автоматизирована в программной среде «Scilab». Новый расчетный модуль интегрирован в основное тело программы и в настоящее время программа проходит регистрацию в Роспатенте. В дальнейшем потребуется апробация расчетных методик в реальных условиях, например, в Новосибирском транспортном узле по альтернативным сценариям развития сети терминалов [14; 15], а также [16].

2b44928ae11fb9384c4cf38708677c48.jpg

 

Рис.3. Расчет платы за загрязнение атмосферного воздуха.

 c45147dee729311ef5b5c3003946c48f.jpg

Рис.4.   Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водоемы при учете  экологической составляющей.

Таким образом, в данной работе предложена методика  учета экологической составляющей при оценке деятельности грузового терминала, в частности – при реализации методики логистического аудита.

  

Библиографический список:

1. Покровская О.Д. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.22.01 / Покровская Оксана Дмитриевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т путей сообщ.]. – Екатеринбург, 2011. –  235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-5/363

2.   Pokrovskaya O.D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientifica / O.D. Pokrovskaya // Italian Science Review. – 2016. – 1(34). – PP. 112-116. 

3. Покровская О.Д. Выбор наилучшего варианта терминальной сети и проверка его устойчивости/О.Д. Покровская//Транспорт Урала.– № 2 (33). –2012. –С.  70-74. 

4. Покровская О.Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть / О.Д. Покровская//Известия Транссиба. – № 1 (29). – 2017. – С.118-130.

5. Покровская О.Д. Логистические  накопительно-распределительные центры как основа терминальной сети региона: монография / О. Д. Покровская.  – Новосибирск, СИБПРИНТ, 2012. – 185 с.

6.         Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Взаимодействие на транспортных стыках при внешнеторговых перевозках // Железнодорожный транспорт.- 2002.- № 2.- С.48-52.

7.         Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Взаимодействие грузовладельца с причастными подразделениями при экспортно-импортных железнодорожных перевозках через морские порты // Бюллетень транспортной информации.- 1997.- № 6.- С.34-38.

8.         Куренков П.В. Логистический подход к управлению грузопотоками // Железнодорожный транспорт.- 1997.- № 3.- С.13-15.

9.         Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Стратегия логистического управления внешнеторговыми перевозками // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 3.- С.26-35.

10.       Куренков П.В., Андреев А.В. Повышение эффективности работы пригородного комплекса железнодорожного транспорта // Вестник транспорта.- 2008.- № 12.- С.31-35.

11. Самуйлов В.М.  Инфраструктура международных транспортных коридоров / В.М. Самуйлов, О.Д. Покровская, А.Д. Неволина // Инновационный транспорт. – 2013. – № 3 (9). –  С. 33-37.

12. Sustainable economic development of regions: Monograph, Volume 3/ ed. by L. Shlossman. – Vienna: “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. – 261 p.  

13. Покровская О.Д. Логистика терминалов: перспективное направление логистики / О.Д. Покровская, Е.К. Коровяковский // Известия ПГУПС. – 2015. – № 3 (44). – С. 155-164. 

14. Комаров К.Л. Логистическая интеграция и координация сибирских регионов в контексте стратегии–2030 / К. Л. Комаров, Т. П. Воскресенская,  Г. Ф. Пахомова, К. А. Пахомов, О. Д. Покровская // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 3. – С. 57–60.     

15. Покровская О.Д. Роль Новосибирского мультимодального транспортного узла в транспортно-логистическом кластере России / О.Д. Покровская, М.А. Зачешигрива // Известия ПГУПС. –2015. –№ 3 (44). – С. 85-103.

16. Котляренко А.Ф., Тучков Э.В., Куренков П.В. Повышение эффективности внешнеторговых перевозок через порты Юга России // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 2.- С.30-35.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1415
16.06.2019 14:53 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама