Регион: Выбрать регион
Сейчас: 16 апреля 21:41:41
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Методика проведения комплексной оценки работы грузового терминала

Заболоцкая Ксения Алексеевна

аспирант-стажер, студент 4 курса,

Сибирский государственный университет путей сообщения,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: insight1986@inbox.ru

Научный руководитель – Покровская Оксана Дмитриевна

д.т.н., доцент, профессор кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав»,

Сибирский государственный университет путей сообщения,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: insight1986@inbox.ru

 

Methods of complex assessment of cargo terminal operation

Zabolotskaya Ksenia Alekseevna

graduate student Intern,4th year student,

Siberian Transport University,

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor – Pokrovskaya Oksana Dmitrievna

doctor of technical Sciences, associate Professor, Professor of " logistics, commercial work and rolling stock»,

Siberian Transport University,

Novosibirsk, Russia

 

В статье предложена методика адекватной и комплексной оценки параметров работы современных грузовых терминалов различного типа на основе подсчета тотального рейтинга. При разработке программного продукта для автоматизации данной методики использованы инструменты программирования в среде Scilab. Методика позволяет учесть целый комплекс различных параметров и факторов работы грузовых терминалов, что определяет эффективность принимаемых клиентом решений по включению того или иного грузового терминала в цепь поставок. 

Ключевые слова: грузовой терминал, рейтинг, комплексная оценка, клиентоориентированный подход.

 

The article proposes a method of adequate and comprehensive assessment of the parameters of modern cargo terminals of various types based on the calculation of the total rating. When developing a software product for automation of this technique, programming tools in the Scilab environment were used. The method allows to take into account a range of different parameters and factors of cargo terminals, which determines the effectiveness of customer decisions on the inclusion of a cargo terminal in the supply chain. 

Key words: cargo terminal, rating, integrated assessment, customer-oriented approach.

 

В настоящее время грузовые терминалы являются неотъемлемой частью любой логистической цепи. Они преобразуют параметры грузовых и транспортных потоков для реализации доставки товаров по правилам логистики [1, с.18].   Однако, их включение в логистическую цепь усложняет для клиента выбор грузового терминала (далее – ГТ), подходящего для специфики бизнеса.

Цель работы заключается в разработке методики адекватной и комплексной оценки параметров работы ГТ, отвечающей приоритетам развития железнодорожной отрасли и ее терминально-складской инфраструктуры  [2, 3].  

В отечественной науке ГТ изучались Б.А. Аникиным, В.В. Дыбской, А.М. Гаджинским, Т.А. Прокофьевой, В.И. Сергеевым (работы [4] и [5]),   Покровской О.Д. [6-8]  и др., с позиций технико-технологического проектирования – Н.П. Журавлевым и О.Б. Маликовым [1], а также Н.В. Правдиным, С.Ю. Елисеевым, С.П.Вакуленко и П.В. Куренковым (работы [9-14]) и мн. др.  Известные классификации [1, 3]   напрямую связаны с технической и технологической составляющими работы ГТ и отражают лишь отдельные группы параметров.

Под грузовым терминалом, ГТ, будем понимать территориально сконцентрированную совокупность транспортных коммуникаций (путей сообщения, инфраструктурных объектов, интермодальных транспортных модулей), складских объектов различной специализации (включая погрузочно-разгрузочную технику и складское оборудование), а также единого информационного поля, для оказания широкого спектра терминально-складских, транспортных и логистических услуг добавленной стоимости (составлено автором на основе  [15, с.22]; [16, с.75]; [17, с.157]).

В работе предлагается новая методика комплексной оценки деятельности ГТ на основе расчета рейтинга по каждому значимому параметру. При разработке методики учитывались результаты  работ [18], [19] и [20].

Процедура рейтинговой оценки ГТ такова: 1) Определение перечня показателей, влияющих на деятельность ГТ; 2) Уточнение, выявление важнейших показателей с помощью сравнительных таблиц, диаграмм Исикавы, SWOT, ABC, XYZ анализов; 3) Выявление функциональных зависимостей между основными характеристиками ГТ; 4) Формирование формулы рейтинговой оценки; 5) Определение основных проблем («узких мест») ГТ; 6)  Программирование решения задачи автоматизированной оценки. По результатам в MS Office Excel была сформирована сравнительная таблица по выборке из 6 ГТ Новосибирской области, рис.1.

eb160de1de89d9058fcb0b968dbbbd68.jpg

 

Рис. 1. Результаты анализа параметров деятельности ГТ региона.

Оценка ведется по 5-балльной шкале по критериям: линейка предоставляемых услуг, Л; отслеживание груза, О; предоставление специализированного подвижного состава и особого режима перевозки, Срп; страхование, Ст; безбумажная обработка документов, Од; упаковка и крепление груза, У; "от двери до двери", От; экспедирование, Э; разработка оптимального маршрута доставки, Р; онлайн-заявка и консалтинг, он; гибкая тарифная политика, г; международные перевозки и таможенные услуги, М; клиентоориентированность сайта компании, С; дешевизна перевозки, Д; ассортимент складских услуг с учетом классности помещений, Скл,  – оформленные математическом виде:

5ef059938ba799aaa845e1c2e8a762bd.jpg

Первая формула дает оценку параметрам, связанным с работой грузовых фронтов, максимальная оценка 10 баллов. Вторая формула дает тотальную оценку ГТ, максимальная оценка 65,5 баллов.  Была разработана классификация типов ГТ и выделены границы рейтинговой оценки (согласно [21, с.71]), рис.2.

07e1cd7dca89a1678042477183b7ac3f.jpg

 

Рис.2. Классификация типологии ГТ по комплексной рейтинговой оценке

Методика была применена для расчета по терминалу Клещиха. Получено значение 56,4 балла, что, в соответствии с классификацией, характеризует терминал Клещиха как ГТ высокого рейтинга. Такой результат адекватен реальным условиям: терминал Клещиха входит в ТОП-5 лучших ГТ РФ и в опорную сеть ГТ ОАО «РЖД» (согласно [22, с.100] и [23, с.58]). В среде Scilab разработан программный продукт, автоматизирующий предложенную методику расчета комплекса показателей и оценки работы ГТ. Программа зарегистрирована в Роспатенте, рис.3. Программа формирует в табличной и графической формах отчетные результаты и выдает решение. Таким образом, в ходе работы были оценены факторы, влияющие на выбор транспортно-логистического комплекса клиентом; сформирована сравнительная таблица характеристик транспортно-логистических комплексов Новосибирской области; проведены АВС и XYZ анализы ГТ по грузообороту; предложена система балльной оценки и классификации ГТ.

da4fb5c6e93e74d3df8527599fa62642.jpg      

Рис.3. Свидетельство Роспатента и скриншоты рабочих окон программы.

 

 Библиографический список:

1. Маликов О.Б. Перевозки и складирование  товаров в цепях поставок - М.: УМЦ по образованию на ж.д. транспорте, 2014.- 536 с

2. Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ. М., 2012.  [Электронный ресурс]. URL:  http://cargo.rzd.ru/dbmm/download?vp=5&load=y&col_id=121&id=74208 (дата обращения: 22.01.2019).

3. Складская недвижимость России: аналитический отчет 2016, Knight Frank LLP, 2016. – 6 с. Сост. О.Ясько, В.Холопов. Аналитические отчеты компании Knight Frank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.knightfrank.ru/research/ (дата обращения: 22.01.2019).

4. Экономика  России:  прошлое,  настоящее,  будущее: колл. монография/ под общ.ред. Н.А. Адамова. – М.: ИТКОР, 2014. – 248 с. С.116-143.  

5. Sustainable economic development of regions: Monograph, Vol. 3 / ed. by L. Shlossman. – Vienna: East West, 2014. – 261 p. – Рр.154-177.

6. Покровская О.Д. Терминалистика: общие вопросы: монография/ О. Д. Покровская.  –  Казань, Изд-во «Бук», 2016. – 142 с. 

7. Покровская О.Д. Классификация узлов и станций как компонентов транспортной логистики / О.Д. Покровская// Вестник транспорта Поволжья. – 2016. – № 5 (59). – С. 77-86.

8. Покровская О.Д. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.22.01 / Покровская Оксана Дмитриевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т путей сообщ.].- Екатеринбург, 2011. – 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-5/363

9.Кузнецов А.В., Куренков П.В., Филипченко С.А. Развитие рынка транспортных услуг компаний-операторов в Европе // Железнодорожный транспорт. 2010. № 12. С. 67-68.

10. Вакуленко С.П., Куренков П.В. Интермодальные и мультимодальные перевозки в транспортных коридорах Европы и Азии // Железнодорожный транспорт. 2016. № 6. С. 73-77.

11. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистическая концепция управления внешнеторговыми перевозками // Железнодорожный транспорт. 2004. № 9. С. 35.

12. Кузнецов А.В. Развитие рынка транспортных услуг компаний-операторов в Европе / А.В.Кузнецов, П.В.Куренков, С.А.Филипченко // Железнодорожный транспорт. – 2010. –  № 12. – С. 67-68.

13. Куренков П.В. Коммерческое взаимодействие логистических транспортных систем // Железнодорожный транспорт. – 2001. – № 25. – С. 43.

14. Котляренко А.Ф. Логистизация информационных технологий на транспортных стыках (в морских портах и погранпереходах)/ А.Ф.Котляренко, П.В. Куренков//Транспорт. Экспедирование и логистика. – 2002. – № 3. – С. 11.

15. Коровяковский Е.К. Содержательное описание логистического центра и его роли в системе МТК / О.Д. Покровская, Е.К. Коровяковский // Известия ПГУПС. –  2014. – № 3 (40). – С. 22-28.

16. Воскресенская Т.П. Методика и алгоритмизация принятия решений по формированию терминальной сети в регионе /О.Д. Покровская, Т.П. Воскресенская // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2010. – № 3 (7). –  С. 74-84. 

17. Покровская О.Д. Логистика терминалов: перспективное направление логистики / О.Д. Покровская, Е.К. Коровяковский // Известия ПГУПС. 2015. № 3 (44). С. 155-164. 

18. Pokrovskaya O.D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientifica / O.D.Pokrovskaya //  Italian Science Review.2016; 1(34). PP. 112-116. 

19. Покровская О.Д. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.22.01 / Покровская Оксана Дмитриевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т путей сообщ.].- Екатеринбург, 2011.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-5/363

20. Покровская О.Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть / О.Д. Покровская//Известия Транссиба. № 1 (29).2017.С.118-130.

21. Покровская О.Д. Выбор наилучшего варианта терминальной сети и проверка его устойчивости/О.Д. Покровская//Транспорт Урала.– № 2 (33). – 2012. –  С.  70-74. 

22. Покровская О.Д. Роль Новосибирского мультимодального транспортного узла в транспортно-логистическом кластере России / О.Д. Покровская, М.А. Зачешигрива // Известия ПГУПС. 2015. № 3 (44). С. 85-103.

23. Комаров К. Л. Логистическая интеграция и координация сибирских регионов в контексте стратегии–2030 / К. Л. Комаров, Т. П. Воскресенская,  Г. Ф. Пахомова, К. А. Пахомов, О. Д. Покровская // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 3. – С. 57–60. 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1847
16.06.2019 15:02 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама