Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 16:45:09
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Особенности выбора поставщика

Замула Данил Олегович

студент 3 курса,

Донецкий национальный университет,

г. Донецк, ДНР

E-mail: danil.zamula@yandex.ua

Научный руководитель – Ибрагимхалилова Татьяна Владимировна

к.э.н.,доцент, зав .кафедрой Маркетинга и Логистики

Донецкий национальный университет,

г. Донецк, ДНР

E-mail: itv2106@mail.ru

 

Features of supplier selection

Zamula Danil Olegovich

3rd year student,

Donetsk National University,

Donetsk, DPR

Scientific adviser – Ibrahimkhalilova Tatiana Vladimirovna

PhD in economics, associate Professor, head  of Marketing and Logistics departments,

Donetsk National University,

Donetsk, DPR

 

В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема выбора поставщиков товаров, работ и услуг для оптимального функционирования предприятий.

Ключевые слова: логистика, поставщик, товар, качество, надежность, цена, метод.

 

This article discusses the current problem of choosing suppliers of godsend services for the optimal functioning of the enterprises.

Key words: logistics, supplier, product, quality, reliability, price, method.

 

Актуальность. Практика функционирования отечественных и мировых компаний показала, что одной из главных проблем, препятствующих эффективной деятельности является нерациональный выбор поставщика. Именно от качества закупаемых ресурсов, сроков их поставки и приемлемой цены во многом зависит деятельность организации в целом.

Для современного рынка характерен высокий уровень конкуренции среди поставщиков того или иного вида сырья, материалов, товаров и т.д. Однако выбор наиболее надежного партнера это вопрос, который в логистике закупок (поставок) как никогда актуален.

Анализ последних научных исследований. Изучением данного вопроса занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как В.Г. Санков, М.Ф. Гордон, М.Е. Залманова, Н.Д. Фасоляк, М. Кристофер, Д.Дж. Бауэрокс, Д.Дж. Клосс, X. Хирон и др.

Целью данной работы является исследование особенностей методов выбора наилучшего поставщика.

Изложение основного материала исследования. Поиск и приобретение качественных товаров по минимальным ценам и на приемлемых условиях является основой логистики закупок.

4c56ff4ce4aaf9573aa5dff913df997a.jpg

 

Рис. 1- Этапы решения задач по закупке сырья

Среди возможных направлений выбора поставщиков, выделяют следующие:

- выбор партнера из числа тех, с кем уже были налажены деловые отношения (данный вариант упрощает выбор, так как отдел закупок располагает точными данными о деятельности этих поставщиков);

- выбор нового поставщика после проведения анализа необходимого рынка [1].

Для того чтобы определить наиболее выгодных поставщиков, необходимо вести поиск и анализ соответствующей информации, а именно:

- данные о поставляемых товарах;

- данные о ценах и способе расчета;

- сведенья о репутации и деловых качествах партнера [2, с. 278].

Кроме этого, выбор поставщика должен быть основан на формировании системы критериев (цена, качество, надежность поставки), которые чаще всего зависят от стратегии предприятия.

В практике выделяют несколько методов выбора поставщика.

 a0a080f42e6f13b3a2df133f073095dd.jpg

Рис. 2 – Методы выбора поставщика

 

Рассмотрим более детально каждый из этих методов.

Затратно-коэффициентный метод имеет также название «метод миссий», по существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Он заключается в том, что процесс снабжения делится на несколько этапов (миссий) и для каждого такого этапа рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера, можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.)

- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.

- затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров.

- транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара.

- затраты на страхование логистических рисков и др.

Метод доминирующих характеристик – его специфика – это концентрация внимания на одном из критериев.  Таким критерием могут выступать:

- наименьшая цена;

- качество товара;

- сроки поставок и т.д.

Главным преимуществом этого метода является его простота, а недостатком – то, что он игнорирует остальные критерии, в результате чего тот или иной поставщик оценивается необъективно.

Метод категорий предпочтения – оценка поставщика зависит от информации, которая поступает из многих подразделений предприятия. Инженерные службы оценивают способность поставщика поставлять качественную продукцию, диспетчерская служба докладывает о графике поставок ресурсов, производственный отдел – о возможности использования данных ресурсов в производстве.

Метод рейтинговых оценок является видом метода категорий предпочтения и заключается в том, что после отбора критериев поставщика, их значимость устанавливается экспертным путем работниками службы снабжения.

После сравнения результатов, определяется наилучший партнер. Если рейтинговые оценки дают одинаковые результаты для двух и более поставщиков, то необходимо добавить еще один  критерий оценки. Им может быть финансовые показатели, количество предоставляемой продукции, надежность выполнения сделки, время выполнения заказа [3, с. 46].

Пример, выбора поставщика, основанный на 4 методе (методе рейтинговых оценок):

Предприятию необходимо закупить товар у поставщиков. На первое место при выборе поставщика поставлен критерий цены, а остальные критерии – экспертным путем.

Таблица 1

Результаты экспертных оценок поставщиков

 

 

Критерий

Оценка поставщика первым экспертом Э1

Оценка поставщика вторым экспертом Э2

Средняя оценка поставщика по десятибалльной шкале

А

Б

А

Б

А

Б

Цена

6

5

4

6

5,0

5,5

Надежность поставки

7

3

6

5

6,5

4,0

Качество товара

3

5

5

6

4,0

5,5

Финансовое состояние

3

6

5

6

4,0

6,0

 

Среднее значение оценки значимости критерия в долях от единицы называется весовым коэффициентом и определяется путем деления среднего значения оценки на сумму оценок.

Таблица 2

Расчет рейтинга поставщика

 

 

 

Критерий

Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертов

 

Среднее значение оценки значимости критерия

 

 

 

Весовой коэффициент

 

Произведение среднего значение оценки поставщика на весовой коэффициент

Э1

Э2

А

Б

Цена

6

8

7

0,35

1,75

1,92

Надежность поставки

4

2

3

0,15

0,97

0,6

Качество товара

5

7

6

0,20

0,8

1,1

Финансовое состояние

4

4

4

0,30

1,2

1,8

-

-

20

1,00

4,72

5,42

 

Таким образом, поставщик Б обладает преимуществом по сравнению с поставщиком А, так как его рейтинговая оценка выше на 0,7. Поэтому можно делать вывод о том, для предприятия будет более рационально заключить контракт о поставке товара с поставщиком Б.

Беспрерывная работа предприятия, производство качественного товара, уменьшение производственных издержек невозможно без наличия у компании надежного поставщика.

Выбор конкретного поставщика должен осуществляться поэтапно. Качество поставляемых товаров, цена, условия расчета по операции, качество обслуживания рекомендуется включить в список основных критериев при построении системы выбора поставщика.

 

Библиографический список:

1. Выбор поставщика  [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5622620/page:12/

2. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. СПб: ООО "Виктория плюс", 2012. – 768 с.

3. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности : учеб. пособие /

под ред. Г.Я. Резго. – М. : Финансы и статистика, 2005 – 128 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1586
16.06.2019 15:07 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама