Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 августа 17:49:26
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Проблемы формирования логистических систем в регионах Енисейской Сибири

Иванов Сергей Васильевич

студент 4 курса,

Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

Е-mail: logistatzln@mail.ru

Лапценко Евгений Васильевич

студент 4 курса,

Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

Е-mail: logistatzln@mail.ru

Научный руководитель – Захарова Лариса Николаевна

к.э.н., доцент кафедры Экономики и организации

отраслей лесного комплекса

Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

Е-mail: logistatzln@mail.ru

 

Problems of formation logistic systems in the Yenisei Siberia regions

Ivanov Sergei Vasilievich

student course 4

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

Lapcenko Eugene Vasilievich

student course 4

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor – Zakharova Larisa Nikolaevna

Cand.Econ.Sci.,Assoc.Prof.,

Chair of Economics and organization branches forest complex

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

 

Для регионов Енисейской Сибири рассмотрены приоритетные направления Стратегии пространственного  развития  России до 2025 года. Проведен анализ динамики индексов промышленного производства. Обоснованы пути развития регионов Енисейской Сибири на основе  формирования логистических систем.

Ключевые слова: регионы  Енисейской Сибири, Стратегия пространственного развития России, логистические системы,  транспортная инфраструктура

 

For regions of the Yenisei Siberia the authors considered priorities for the  Spatial development strategy of Russia till the year 2025. Revealed features of the geographical and socio-economic situation these regions. The analysis of the dynamics of industrial production indices. Grounded path of development of the Yenisei Siberia regions based on formation of logistic systems.

Key words: the Yenisei Siberia regions, Spatial development strategy of Russia, logistics systems, transport infrastructure

 

К регионам Енисейской Сибири, где сосредоточен значительный потенциал будущего развития России, относятся Красноярский край, Республика Тыва и Республика Хакасия. В них сосредоточены богатая минерально-сырьевая база, лесные, водные ресурсы, заповедники и памятники древней (от скифских времен) культуры. Енисейская Сибирь является важной частью действующих и проектируемых транспортных коридоров, связывающих страны Азиатско-Тихоокеанского региона с европейскими странами [1].

Характерной особенностью регионов Енисейской Сибири являются сложные природно-климатические условия. В южных районах края, Хакасии и Тыве значительную часть территории занимает  высокогорье с круглогодичными ледниками и снегом, тундра и тайга. Этим обусловлена невысокая плотность  населения и дорог. В Тыве плотность  населения составляет 1,9 чел. на 1 км2, Хакасии 8,7 чел. на 1 км2, Красноярском крае 1,2 чел. на 1 км2. За 2017 год численность населения Тывы увеличилась на 1%, в Хакасии и крае не изменилась [2].

В некоторых районах, например, в Тыве и отдельных северных районах края полностью отсутствует железнодорожное сообщение [3, 4]. Плотность железнодорожных путей общего пользования в Хакасии 108, Красноярском крае 9 км ж.д. путей на 10000 кв. км территории. В настоящее время строится  железная дорога Кызыл-Курагино (290 км по территории края и 120 км по Тыве). Ежегодные объемы грузоперевозок по плану должны были  достигнуть 27 млн. т. За счет этого ожидалось создание 15000 новых рабочих мест и   прирост валового регионального продукта до 40 млрд.руб.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по данным Росавтодора и Росстата на конец 2017 г. составила в Тыве 21, Хакасии 91 и крае 12 км путей на 1000 кв. км территории [1, 4]. В большинстве районов резко континентальный климат. Север края относится к территориям Крайнего Севера, ряд других территорий края – приравнены к ним. Для таких территорий, как отмечено в положениях Стратегии пространственного развития России до 2025 года [2], необходимо внедрение энергосберегающих  и  энергоэффективных  технологий, содействие развитию  туристской  и  обеспечивающей инфраструктуры  (транспортной, энергетической, коммунальной, объектов инженерной защиты территории) на сельских территориях и продвижения их  туристских  ресурсов  на  внутреннем  и  международном  туристских рынках. В   малонаселенных  территориях –   развитие  выездных  (мобильных) форм  оказания  услуг  в  сфере  культуры,  здравоохранения  и  социального обслуживания. Водные ресурсы представлены большим количеством больших и малых рек, соленых и пресных озер, Саяно-Шушенским водохранилищем и богатыми запасами минеральных вод. Рыбохозяйственное значение рек  Тывы и Хакасии незначительное, но они пригодны для спортивного рыболовства и туризма.

Принятая в феврале 2019 года Стратегия пространственного развития России до 2025 года (далее Стратегия) определила в качестве главных целей устойчивость и сбалансированность экономики,  выравнивание региональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического и технологического роста и обеспечение национальной безопасности.

В качестве приоритетных направлений  пространственного  развития  РФ до 2025 года указаны:

1)                опережающее  развитие  территорий  с  низким  уровнем  социально-экономического  развития,  обладающих  собственным  потенциалом экономического роста, а также территорий  с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала;

2)                развитие  перспективных  центров  экономического  роста с  увеличением  их  количества  и  максимальным  рассредоточением по территории РФ;

3)                социальное  обустройство  территорий  с  низкой  плотностью населения  с  недостаточным  собственным  потенциалом  экономического роста.

Енисейская Сибирь в Стратегии входит в состав Ангаро-Енисейского макрорегиона,  состоящего из  Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края и  Иркутской области. Город Красноярск отнесен к перспективным крупным центрам экономического роста РФ, где сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня. Столицы республик (г. Абакан и г. Кызыл) отнесены к перспективным центрам экономического роста субъектов РФ.

Важными показателями экономического роста являются индексы промышленного производства. По данным [4] проведен анализ этих индексов  за период 2005-2017 гг. с учетом действия Общероссийских классификаторов ОКВЭД и ОКВЭД 2 (таблицы 1 и 2).

Таблица 1. – Индексы промышленного производства за 2005-2016 гг. в соответствии с  ОКВЭД1), в % к предыдущему году

 

 Год

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

РФ

105,1

107,3

105

103,4

100,4

101,7

96,6

101,1

СФО

103,4

118,2

106,4

107,2

104,7

102,7

100,2

100,6

Республика Тыва

110,2

110,3

96,4

105,7

103,8

108,5

105,1

103,9

Республика Хакасия

105,4

98

113,3

102,9

110,5

95,2

98

109,5

Красноярский край

100,8

135,8

107,3

109,3

109,3

102,3

99

99

1) Агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых». «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»,  в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД).

 

Таблица 2. – Индексы промышленного производства за 2015-2017 гг. в соответствии с  ОКВЭД2), в % к предыдущему году

 

Год

2015

2016

2017

РФ

99,2

102,2

102,1

СФО

100,6

101,3

103,8

Республика Тыва

126,2

126,7

110,5

Республика Хакасия

100,4

114

99

Красноярский край

98,2

99,3

107,3

2) Агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых». «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2).

 

Изменение  группировки предприятий по видам экономической деятельности в соответствии с вводом в 2014 г. ОКВЭД 2 привело к значительным различиям величины индексов промышленного производства Республики Тыва и  Республики Хакасия  в 2015 и 2016 гг. (рисунок 1). Расчеты показывают, что наиболее высокий темп прироста промышленного производства в Красноярском крае (в 1,6 раза выше среднероссийского и в 1,7 раза выше, чем Сибирскому федеральному округу).

 202cb962ac59075b964b07152d234b70.jpg

Рисунок 1  Индексы промышленного производства

Для сопоставимости результатов проведено смыкание рядов динамики таблиц 1 и 2. Для пересчета уровней рядов выбран 2015 год (таблица 3, где курсивом выделены регионы Енисейской Сибири).

 

Таблица 3. –  Сомкнутые ряды коэффициентов роста промышленного производства за 2005-2017 гг.

 

Коэффициенты роста к предыдущему периоду

Среднегодовой темп прироста, %

2005-2017 гг.

Субъект РФ

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

РФ

1,09

1,11

1,09

1,07

1,04

1,05

1,00

1,03

1,03

3,8

СФО

1,03

1,18

1,06

1,07

1,04

1,02

1,00

1,01

1,03

3,4

Республика Тыва

1,05

1,05

0,92

1,01

0,99

1,03

1,00

1,00

0,88

-0,7

Республика Хакасия

1,08

1,00

1,16

1,05

1,13

0,97

1,00

1,14

0,99

3,7

Красноярский край

1,02

1,37

1,08

1,10

1,10

1,03

1,00

1,01

1,09

5,9

 

Расчеты показывают, что в Красноярском крае среднегодовой темп прироста индексов промышленного производства выше среднероссийского в 1,6 раза, в Хакасии соответствует среднему по стране, в Тыве наблюдается снижение коэффициентов промышленного производства (в 2011, 2013 гг.  и особенно в 2017 году). Низкая плотность дорог либо их отсутствие тормозят развитие добывающей и обрабатывающей промышленности, отраслей лесного комплекса, рыболовства и рыбоводства, фармацевтической промышленности, бальнеологических санаториев, туризма в Тыве.

Важным фактором развития добывающей и обрабатывающей промышленности,  лесопользования и лесовосстановления, рыболовства и рыбоводства, малой гидроэнергетики и туризма в регионах Енисейской Сибири  является развитие транспортной инфраструктуры на основе краундфандинга и сетевой экономики.

 

Библиографический список:

1.                 Енисейская Сибирь: Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва. Красноярскстат.– Красноярск, 2018.– 123 с.

2.                 Распоряжение от 13.02.2019 г. №207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года"

3.                 Социально-экономическое положение Республики Тыва в январе-феврале 2018 года. Доклад, № 1.37.2рт, г. Кызыл.– март, 2018

4.                 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/  pril-reg-sep_2018/# Дата обращения: 25.03.19

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 85
16.06.2019 14:20 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама