Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 15:05:57
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ товаропотоков и логистической инфраструктуры территории Восточного кластера

Мякенький Сергей Владимирович

студент 2 курса

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: darksaides290@outlook.com

Научный руководитель – Тод Наталья Александровна

старший преподаватель кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: logist.kgau@mail.ru

 

Analysis of material flows and logistic infrastructure of the territory of East cluster

Myakenkiy Sergey Vladimirovich

Student of 2 course

Krasnoyarsk state agrarian university,

Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor – Tod Natalya Alexandrovna

senior lecturer of “Logistics and Marketing in AIC department”

Krasnoyarsk state agrarian university,

Krasnoyarsk, Russia

 

Данная статья посвящена исследованию проблем распределения сельскохозяйственной продукции предприятий Восточной Сибири, оценке возможности создания кластера на базе данных предприятий, а также анализу логистической инфраструктуры этой территории.

Ключевые слова: кластер, логистическая инфраструктура, сельскохозяйственная продукция, распределительный (логистический) центр.

 

This article is devoted to research of distribution problems of agricultural products of the enterprises of Eastern Siberia, assessment of a possibility of cluster creation on the base of these enterprises and to the analysis of logistic infrastructure of this territory.

Key words: cluster, logistic infrastructure, agricultural products, distribution (logistic) center.

 

Согласно концепции, разработанной и предложенной для развития экономики региона Енисейской Сибири [9], описанной в [4], предлагается создание четырех проектно-ориентированных кластеров на территории Красноярского края и Республики Хакасия: Восточного, Западного, Южного и Центрального. В данной статье речь пойдет о Восточном кластере.

На данный момент в Восточной Сибири можно выделить потенциал для создания кластеров в двух направлениях – это сельское хозяйство и нефтедобывающая промышленность.

Существует несколько определений понятия «кластер». Но все определения сводятся к одному общему пониманию, что это группа предприятий, связанных либо по территориальному признаку, либо какой-либо общей целью, взаимодействующих на принципах интеграции. Это партнерство всегда имеет определенную выгоду и характеризуется следующими признаками:

-     предприятия объединены общими целями, политикой, проектами и др.;

-     предприятия осознают взаимозависимость, что является главной побудительной силой укрепления сплоченности в цепи поставок;

-     предприятия осуществляют взаимные инвестиции друг в друга;

-     предприятия устанавливают открытый обмен информацией;

-     предприятия постоянно развивают взаимосвязи;

-     предприятия четко разделяют ответственность и устанавливают порядок принятия решений.

В данном случае речь идет об объединении предприятий, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, дальнейшей перевозкой её до конечных потребителей. Сбыт подобной продукции сталкивается с такой проблемой, как изменчивые условия перевозок и хранения, вызванные трансформацией сельхозпродукции из одного вида в другой в рамках одного логистического цикла. Из-за этого меняются свойства самой продукции, и, как следствие, условия, в которых необходимо перевозить и хранить эту продукцию.

Сельское хозяйство в Канске помимо мелких фермерских хозяйств представлено крупными компаниями – такими как мясоперерабатывающий комбинат «Норильский», сельскохозяйственные предприятия ЗАО «Большеуринское» и «АГРО», занимающиеся производством всех видов сельскохозяйственной продукции. Помимо них существуют средние и малые предприятия, занимающиеся унифицированным производством, не являющиеся крупными игроками на рынке. [3]

На данный момент на территории Восточного кластера наблюдается определённый спад производства сельскохозяйственной продукции, и как следствие использования сельхозтехники. Несмотря на положительную динамику развития малых форм хозяйствования в отношении них не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания, недостаточно оказываются услуги по выполнению полевых работ, не отработана система закупок сельскохозяйственной продукции, ее переработки и сбыта. Также проблема слабой доступности рынка коммерческого кредита. И конечно «проблема сетей».

Для подтверждения вышесказанного приведем таблицу использования производственных мощностей с 2011 до 2017 года согласно данным Росстата (табл. 1) [1].

Таблица 1 – Динамика производства пищевых продуктов на территории Восточного кластера

 

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Мясо и субпродукты пищевые убойных животных

6,9

-

-

-

-

61,4

63,9

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы

27,2

27,2

23,3

12,9

17,7

0,1

0,2

Изделия колбасные

29,3

30

28,3

28,1

27,9

26

25,4

Масло сливочное и пасты масляные

4,5

4,8

5,2

4,9

5,3

5,4

5,1

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)

16,1

20,8

20,9

21,1

21,2

21,2

20,9

Сыры и продукты сырные

-

-

20,0

82,9

57,1

3,8

4,0

Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них

9,,0

8,5

3,3

2,2

7,8

4,4

4,1

Крупы

-

-

-

-

-

-

100,0

Хлеб и хлебобулочные изделия

-

-

73,0

71,7

79,5

66,6

54,3

Кондитерские изделия

-

-

63,3

75,7

31,8

36,9

99,7

Макаронные изделия

-

-

49,5

55,9

79,9

45,8

1,6

 

 

Стоит отметить, что в таблице не учтена значительная часть мелких фермерских хозяйств. Это обусловлено тем, что их влияние на рынок прослеживается крайне слабо. По данным таблицы видно, что уровень производства по определенным позициям значительно снижается в связи с различными показателями, такими как урожайность, покупательная способность потребителей, проблемами сбыта и др. Усугубляет ситуацию тот факт, что на данный момент большая часть государственного финансирования данной территории приходится на развитие нефтедобывающий промышленности.

Проанализируем состояние логистической инфраструктуры исследуемой территории. На рис. 1 показаны все относительно крупные складские площади в районе города Канска и в его округе размером от 20 тыс. кв. м. Помимо этого, существует еще около десяти предприятий, сдающих складские помещения от 200 до 2000 кв. м. Также на карте отмечены дороги и развязки, включая железнодорожные пути. Как можно заметить в данном районе отсутствует определённая централизация, т.е. отсутствует единый распределительный центр, где бы происходила сортировка и переработка сельхозпродукции, откуда бы производилась отгрузка готовой продукции по другим городам и районам Сибири. Стоит отметить, что имеющаяся инфраструктура позволяет использовать как автоперевозки, так и железнодорожные [6,7]. Уровень развития транспортной среды в сильной степени определяется общим состоянием экономики отдельных территориальных образований, инвестиционной и социальной политикой государственных структур и другими факторами [7.8]. Транспортная инфраструктура города Канска представлена автомобильной трассой федерального значения М-53. Другие дороги находятся на балансе города Канска. Воздушные перевозки из поселения не осуществляются. Водный транспорт на территории города не развит.

 1c9ac0159c94d8d0cbedc973445af2da.jpg 

Рис. 1 – Карта крупных складских площадей в районе г. Канска [2]

 

Также сейчас происходит активное строительство трассы Р-255. Р-255, или как её называют «Сибирь», является дорогой, соединяющей города Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Кемерово и Томск [5]. На данный момент эта трасса проходит прямо через Канск, что создает определённые сложности в местной инфраструктуре, загружая дороги. К тому же многим большегрузам запрещено въезжать в город, что снижает объем товаропотока. Однако к 2020 году будет построен объездной маршрут, что упростит проезд большегрузов по территории района и снизит нагрузку на городские дороги. Если говорить о создании единого распределительного центра на территории Восточного кластера, то целесообразно выбрать именно Канск местом его дислокации, т.к. именно здесь пересекаются все транспортные пути данной территории.

На данный момент наибольший объем услуг по автоперевозкам предоставляется тремя транспортными компаниями – «Сибирские Грузоперевозки», «Автобест» и «Эльбрус», а также железнодорожные перевозки компанией «RedHolt».

В целом можно сказать, что на данный момент транспортная инфраструктура исследуемой территории справляется с текущими объемами товаропотока сельхозпродукции. Однако существует дефицит именно складской инфраструктуры, а точнее современных распределительных (логистических) центров по обработке и переработке сельхозпродукции для дальнейшего распределения по каналам сбыта данной и соседствующих территорий. Организация современного распределительного центра позволит решить ряд существенных проблем на данном этапе развития территории.

 

Библиографический список:

1.   Интернет сайт Государственной статистики города Канска [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/con nect/rosstat_ts/krasstat/ru/about/departments/332dc5004fbb453cbac7bff73a3a624e.

2.   Склады в городе Канске [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kansk.wikimapia.org/tag/2631/.

3.   Справочник компаний города Канска [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.novosibirskgid.ru/industry/manufactures/krasnoyarskiy/kansk/.

4.   Тод Н.А. Технология формирования проектно-ориентированных кластеров в АПК Красноярского края // Экономические науки, 2018, № 7 (164).

5.   Швалов П.Г. Анализ развития транспортно-логистической инфраструктуры в сибирском федеральном округе / П.Г. Швалов / Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. Новосибирск. ООО «Центр научного сотрудничества». 2016 - №13.- с.7-11.

6.   Швалов П.Г., Лукиных В.Ф., К вопросу об идентификации логистической инфраструктуры на региональном уровне // Вестник КрасГАУ. 2012. - №5(68). 

7.   Лукиных В.Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой / В.Ф. Лукиных; Красноярск, 2010. – 292 с.

8.   Лукиных В.Ф., Швалов П.Г. Модель развития логистической инфраструктуры городской агломерации в Красноярском крае / В.Ф. Лукиных, П.Г. Швалов //  Журнал Сибирского Федерального Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015 – т.8, №S – с. 190-208

9.   Пантелеев В.Ф. К вопросу о создании интегрированной логистической системы Енисейского Макрорегиона / В.И. Пантелеев / Логистика – евразийский мост: мат-лы XIII Международ. науч.-практ. конф. (25-29 апреля 2018 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Ч.1. –Красноярск, 2018. – 290 с. – с.176-181.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1362
17.06.2019 09:34 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама