Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 апреля 6:35:26
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Оценка транзитного, экономического и логистического потенциала региона

УДК: 656:2

Оценка транзитного, экономического и логистического

потенциала региона

Преображенский Дмитрий Александрович

К.э.н., доцент

Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ), г. Москва, Россия

E-mailmunfinans@yandex.ru

Ахтонов Владислав Игоревич

Аспирант, кафедра государственного регулирования экономики ИГСУ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия

E-mail: 79108739730@ya.ru

 

Assessment of the transit, economic and logistics potential of the region

Preobrazhensky Dmitry Alexandrovich

Ph.D., Associate Professor

Russian University of Transport (RUT-MIIT), Moscow, Russia

Akhtonov Vladislav Igorevich

Graduate student, Department of State Regulation of Economics, IGSU

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

 

В статье говорится о необходимости анализа транзитных перевозок грузов не только в международном, но и во внутрироссийском сообщении, проведения исследования направлений развития транзитных перевозок грузов между Европой и Азией, анализа методических подходов к оценке целесообразности организации транзитных перевозок грузов, анализ показателей оценки транзитного потенциала транспортной системы региона, исследования понятийного аппарата управления транзитными перевозками грузов.

Ключевые слова: регион, транзит, потенциал, сообщение, понятийный аппарат.

The article talks about the need to analyze transit cargo transportation not only in international but also in domestic traffic, to conduct research on the development of transit cargo transportation between Europe and Asia, to analyze methodological approaches to assessing the feasibility of organizing transit cargo transportation , analysis of indicators for assessing the transit potential of the region’s transport system, research on the conceptual apparatus for managing transit cargo transportation.

Key words: region, transit, potential, communication, conceptual apparatus.

 

Основой для определения транзитного потенциала региона, региональной транспортной и логистической инфраструктуры является понятие «грузовая база», которое имеет различные толкования. В частности, под грузовой базой понимают объем перевозок, который осуществляют предприятия транспорта, а также фактический или прогнозируемый объем произведенной продукции в исследуемом регионе [1] или прогнозируемые объёмы выпуска продукции, которая предъявляется к перевозке [2].

В работах доктора экономических наук Рышкова А.В. было введено понятие «грузовая база магистрального железнодорожного транспорта», под которой он предлагает понимать совокупность товарной продукции, произведенной отраслями экономики, которая по физическим и химическим свойствам и коммерческим параметрам может быть эффективно перевезена магистральным железнодорожным транспортом [3, ].  Для оценки грузовой базы магистрального железнодорожного транспорта им был предложен аналитический показатель – «индекс грузовой базы железнодорожного транспорта», который определяется как сумма произведений темпов роста производства i-го вида промышленной продукции на долю i - го груза в общем объеме погрузки в базисном периоде по всем наименованиям грузов (видам промышленной продукции) в рассматриваемой номенклатуре грузов, перевозимых железнодорожным транспортом [4].

В работе Рышкова А.В. предлагалось также использовать понятие и соответствующий индикатор - «государственная составляющая грузовой базы», рассматриваемые «как целевой параметр инвестирования государства в развитие железных дорог для удовлетворения потребностей национальной экономики» [5]. Этот целевой индикатор, по мнению автора, отражает «прогнозируемый объем произведенной и предназначенной к перевозке железнодорожным транспортом продукции в соответствующем регионе, рассчитанный на основе межотраслевого баланса и сетевого контракта» [5].

Сложность применимости указанных выше аналитических показателей для оценки транзитного потенциала обусловлена многозначностью транспортных связей одного и того же экономического объекта региональной экономики, отнесение его грузовой базы к различным сферам, областям исследования и видам транспортировки: внутри региональных, межрегиональных (приграничных) и  транзитных перевозок.

Ряд исследователей под грузовой базой понимают грузопотоки, обусловленные договорными обязательствами. В этом контексте правомерно говорить о грузовой базе перевозок, которую следует трактовать как «некоторое количество грузов (материальных, товарных ресурсов), перевозимое отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период». Эта база обусловлена взаимными, согласованными интересами грузоотправителей и грузополучателей, предполагает наличие грузов и товаров, в той или иной степени готовых к отправке, а также наличие  перевозчика готового выполнить заявку на эти перевозки.

Оценка мощности таких потоков может дать оценку, в частности и транзитного потенциала региональной транспортной инфраструктуры, если выделены потоки по направлениям внешнеэкономической деятельности – экспортная и импортная, и есть информация о грузовой массе,  указанным в накладной. Для правильной оценки, по нашему мнению, необходимо также учитывать объемы внутренних региональных (областных) перевозок.

Для идентификации транзитных потоков предлагается использовать описание схем вариантов перевозок через области (регионы) с нечёткими территориальными границами (табл. 1). Сложность получения достоверной информации по перевозкам автомобильным, внутренним водным транспортом определяет необходимость выделения в алгоритме оценки транзитного потенциала региональной транспортной инфраструктуры двух блоков: оценка транзитного потенциала железнодорожной инфраструктуры и инфраструктуры других видов транспорта.

Таблица 1 - Схемы вариантов перевозок через области (регионы) с нечёткими территориальными границами

схемы

Признаки идентификации вида перевозок на территории/через территорию области (региона)

Вид перевозок

  1.  

Отсутствие пунктов пересечения географических координат границ области (региона) по пути следования транспорта

Внутренние областные (региональные) перевозки

  1.  

Наличие оного пункта пересечения географических координат границ области (региона) по пути следования транспорта

Межобластные, межрегиональные перевозки

  1.  

Наличие двух пунктов пересечения географических координат границ области (региона) по пути следования транспорта, в котором одна и та же область (регион) отравления и прибытия

Межобластные, межрегиональные перевозки

  1.  

Наличие двух пунктов пересечения географических координат границ области (региона) по пути следования транспорта, в котором область (регион) отравления и прибытия не совпадают и отсутствуют передаточные и перевалочные пункты

Транзитные перевозки в прямом сообщении

  1.  

Наличие двух пунктов пересечения географических координат границ области (региона) по пути следования транспорта, в котором область (регион) отравления и прибытия не совпадают, используются  передаточные и перевалочные пункты

Транзитные перевозки в смешенном сообщении

  1.  

Наличие более двух пунктов пересечения географических координат границ областей (регионов) по пути следования транспорта, в котором не используются  передаточные и перевалочные пункты

Транзитные перевозки в прямом сообщении, в дальнем следовании

  1.  

Наличие более двух пунктов пересечения географических координат границ областей (регионов) по пути следования транспорта, в котором используются  передаточные и перевалочные пункты

Транзитные перевозки в смешенном сообщении, в дальнем следовании

  1.  

Наличие более двух пунктов пересечения географических координат границ областей (регионов) по пути следования транспорта, в которых используются пограничные переходы и припортовые станции

Международные транзитные перевозки

Вывод. Важное значение имеет анализ транзитных перевозок грузов во внутрироссийском сообщении (современное состояние организации транзитных перевозок грузов по территории России). Для этого, опираясь на работы [6-15],  необходимо провести: исследование направлений развития транзитных перевозок грузов между Европой и Азией; анализ методических подходов к оценке целесообразности организации транзитных перевозок грузов через регио); анализ методических разработок по обоснованию организации транзитных перевозок грузов/использования транзитного потенциала региона; анализ показателей оценки транзитного потенциала транспортной системы (региона); исследование понятийного аппарата управления транзитными перевозками грузов/транзитным потенциалом экономического региона; анализ систем классификации и методов оценки критериев эффективности транспортного коридора.

Библиографический список:

1. Транспортный маркетинг: учебник / В.Г. Галабурда, Г.В. Бубнова, Е.А. Иванова и др.; под ред. В.Г. Галабурды. – Изд. перераб. И доп.- М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. – 452 с. Стр. 43-49

2. Абрамов А.П., Галабурда В.Г., Ивановп Е.А Маркетинг на транспорте. Под общей редакцией д-ра экон.наук, проф. В.Г. Галабурды. Учебник для вузов. М.:Желдориздат. 2001.-329 с.

3. Рышков А.В. Грузовая база магистрального железнодорожного транспорта: сущность и методология анализа // НТТ – наука и техника транспорта, 2008, №3.

4. Рышков Антон Владимирович. Исследование экономической конъюнктуры железнодорожного транспорта (методология, анализ, оценки): диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.05 / Рышков Антон Владимирович; [Место защиты: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет путей сообщения].- Москва, 2009.- 333 с.

5.  Фейло Максим Богданович. Экономическое обоснование бюджетной эффективности проектов развития железнодорожного транспорта диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Фейло Максим Богданович  [Место защиты: ФГБОУ ВПО Государственный университет управления].- Москва, 2013.- 241 с.

6. Стеценко В.В., Куренков П.В. Коммерческое взаимодействие транспортных систем // Железнодорожный транспорт.- 1998.- № 10.- С.31-36. 

7. Полянский, Ю.А. Топологическое моделирование взаимодействия хозяйств железной дороги / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. НТИ / ВИНИТИ РАН.- 2003.- № 7.- С.8-18.

8. Экономика  России:  прошлое,  настоящее,  будущее: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. – М.: ИТКОР, 2014.- 248 с. 

9. Покровская О.Д. Эволюционно-функциональный подход к развитию транспортных узлов  // В сб.: Политранспортные системы материалы IX Международной научно-технической конференции. – Новосибирск: СГУПС.- 2017.- С.233-238.

10. Покровская О.Д. Организация работы складской распределительной системы: учеб. пособие / О.Д. Покровская.- Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2015.- 72 с.

11. Покровская О.Д. Организация международной доставки груза через распределительный центр.- Учебное пособие.- Новосибирск: Центр развития науч. сотрудничества, 2015.- 102 с.

12.  Покровская О.Д. Вопросы логистической иерархии железнодорожных объектов / О.Д. Покровская, О.Б. Маликов // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения.- 2016.- № 4 (49).- С.521-531.   

14. Покровская О.Д.  Понятийный аппарат терминалистики   /О.Д. Покровская , Т.С. Титова //  Бюллетень результатов научных исследований.- 2018.- № 2.- С.29-43. 

15. Покровская О.Д. Эволюционно-функциональный подход к классификации транспортных узлов / О.Д. Покровская, О.Б. Маликов // Известия Петербургского университета путей сообщения.- 2017.- Т.14.- № 3.- С.406-419.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2410
теги:
04.11.2021 06:51 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама