Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 12:33:19
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Цифровые аспекты развития транспортно-логистической системы России в рамках государственных программ

УДК 658.7

Цифровые аспекты развития транспортно-логистической системы России в рамках государственных программ

Фрейдман Оксана Анатольевна

к.э.н., доцент, и.о. зав. кафедрой «Менеджмент»

Иркутский государственный

университет путей сообщения», г. Иркутск, Россия

E-mail: oksana-frey@mail.ru

 

Digital aspects of the development of the transport and logistics system of Russia in the framework of state programs

Freidman Oksana Anatolyevna

Ph.D., Associate Professor, Acting Head Department of Management

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

 

Логистический подход в развитии транспортной отрасли определяет эффективность функционирования экономической системы,  с точки зрения доступности и обеспеченности поставок материальных ресурсов. Современные потребности общества в совершенствовании логистических процессов требует новых способов взаимодействия контрагентов в цепях поставок. В этой связи особенно актуальным является развитие цифровых методов в контексте виртуализции управленческой деятельности, что отражено в ряде государственных проектов и программ

Ключевые слова: транспортно-логистическая система, инфраструктура транспортно-логистической системы, цифровые технологии

The logistic approach in the development of the transport industry determines the effectiveness of the functioning of the economic system, in terms of accessibility and security of supply of material resources. The modern needs of society in improving logistics processes require new ways of interaction between contractors in the supply chain. In this regard, the development of digital methods in the context of virtualization of managerial activities is particularly relevant, which is reflected in a number of state projects and programs

Key words: transport and logistics system, infrastructure of the transport and logistics system, digital technology

 

Современные требования рынка, дифференциация экономических и политических условий развития различных отраслей народного хозяйства оказывают существенное влияние на формирование транспортно-логистической системы РФ и совершенствование ее инфраструктурного комплекса.  Потребность во внедрении новых подходов к информатизации бизнес-процессов в рамках транспортно-логистических систем на уровне регионов и страны в целом, аргументируется статистическими данными внешнеэкономических показателей развития России. В частности, анализ показателей внешнеторгового оборота свидетельствует об их нестабильной динамике. Так,  в 2017 году прирост внешнеторгового оборота составил 24,86 %, в 2018 году 17,82 %, а в  2019 году произошло снижение показателя на 3,3 % по сравнению с  2018 годом . В течение 2017-2018 годов наблюдалось снижение доли импорта и рост экспорта, соответственно году на 4,93 и 26,01 %, что свидетельствовало о смещении геополитических интересов в сфере заключения и реализации международных торговых контрактов. В 2019 году доля экспорта снизилась на 6,04%, а доля импорта увеличилась на 2,36 %. Эти и другие статистические показатели доказывают, что ряд процессов товародвижения об изменении направлений товарных потоков [1,с.7-10], что доказывает необходимость более гибких систем управления контрактами и бизнес-процессами в рамках транспортно-логистических систем регионов России.

Одним из базовых документов, отражающим пути решения проблем и направления развития транспортно-логистической системы России является «Комплексный план модернизации расширения  магистральной инфраструктуры до 2024 года» (далее Комплексный план), включающий 11 проектов, большинство из которых направлены на развитие инфраструктуры транспортной системы России, в том числе на внедрение цифровых технологий в логистике и на транспорте [2,с.33].

Перевод бизнес-процессов в цифровой формат предусматривает постановку целевых показателей как результатов совершенствования транспортно-логистических систем в части мониторинга их инфраструктурного комплекса. В рамках Комплексного плана все потенциальные результаты можно разделить на цели, целевые и дополнительные показатели транспортной части плана.

Цели, целевые и дополнительные показатели разделены на группы, как по представленным на рис.1 подпрограммам. Представленное разграничение целевых показателей обусловлено потребностью в мониторинге результатов управления поставками материальных ресурсов (грузов), а также присутствием в плане части по развитию не только грузового, но и пассажирского транспорта.

Следует отметить, что отдельной программы, направленной на развитие цифровых технологий в сфере логистики, без привязки к какой-либо отрасли экономики, на сегодняшний день просто нет. Таким образом, рассматривать систему управления поставками и ее цифровизацию возможно только через призму управления грузовыми перевозками на транспорте или через систему развития торговли.

Смещая акцент в сторону грузовых перевозок, следует более подробно проанализировать планируемые результаты показателей первой подгруппы, а именно: индекс качества транспортной инфраструктуры, по которому намечен рост на 15,5;  динамика объема экспорта транспортных услуг в размере 47,9%;  LPI (Logistics Performance Index) намеченный как 50-е место в рейтинге стран к 2024 году; уровень транспортной обеспеченности субъектов Российской Федерации, который предполагает использование технологий информационного моделирования BIM (building information modeling) и, по мнению разработчиков Комплексного плана, позволит повысить уровень транспортной обеспеченности регионов на 7,7 процента [2,с. 31].

alt

Рисунок 1- Целевые показатели транспортной части Комплексного плана модернизации расширения  магистральной инфраструктуры до 2024 года [2]

Особое внимание следует уделить последний показатель, так как он в большей степени отражает взаимосвязь Комплексного плана с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [3]. Развитие и реализация данной программы предполагает разработку цифровых сервисов, обеспечивающих интеграцию информационных ресурсов между государственным и частным сектором на рынке транспортно-логистических услуг России, а также их взаимодействие за рубежом. Предполагается, что цифровое управление бизнес-процессами бизнес-процессов в сфере оказания транспортно-логистической услуги создаст условия для успешной интеграции компаний, как на территориальном, так и на отраслевом уровне за счет формирования единой информационной платформы взаимодействия.

В качестве технологий работы с информационными данными о бизнес-процессах компаний, как наиболее актуальные рассматриваются: геоинформационные технологии и высокоточная навигация; технологии информационного проектирования и моделирования (BIMмодели управления базами данных; технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав (blockchain) и др.

Несомненно, что достижение целей Комплексного плана зависит от целей и мотивации к интеграции контрагентов рынка транспортно-логистических услуг. Необходимость в интеграции компаний в процессе территориального и межотраслевого взаимодействия аргументируется получением синергетического эффекта при совместном инвестировании инфраструктуры транспортно-логистических систем. В качестве базовой идеи интеграции рассматривается возможность объединения транспортных, логистических и производственных компаний на региональных рынках в целях формирования единого цифрового поля. Формирование цифрового поля происходит на базе процесса оцифровывания данных о субъектах сделок, типовых бизнес-процессов и данных о процедуре поставки. Предварительное создание базы данных позволит в перспективе изменить алгоритм процесса управления поставками, разработать и внедрить BIM-технологии.

Выводы

Внедрение цифровых технологий в управления процессом оказания транспортно-логистических услуг позволит сократить время на принятие решений, связанных с отбором исполнителей, оформлением таможенной и иной документации, осуществлением контроля движения грузов и исполнения условий договора поставки.  Решение вопросов интеграции транспортных  компаний, логистических операторов с организациями грузоотправителями на региональном уровне и на базе создания единых информационных систем позволит повысить заинтересованность участников в результатах совместной деятельности и в  качестве транспортно-логистических услуг за счет применения технологии конкурентного отбора посредников в рамках информатизации управления транспортными процессами т.д.

Библиографический список:

  1. Фрейдман О.А. Управление инфраструктурой транспортно-логистических систем: монография / О.А. Фрейдман - Иркутск, Изд-во ИрГУПС, 2017.-164 с.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2101-р от 30.09.2018 г. об утверждении документа «Комплексный план модернизации расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года». Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFd Дата обращения 06.09.2019
  3. Распоряжение правительства Российской Федерации № 1635-р от 28.07.2017 года. об утверждении  программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Режим доступа: http://static.government.ru. Дата обращения 08.09.2019

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2263
теги:
04.11.2021 09:16 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама