Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 0:12:59
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Влияние эпидемиологических факторов риска на функционирование международных логистических поставо

УДК 656

Влияние эпидемиологических факторов риска на функционирование международных логистических поставок

Баталко Маргарита Николаевна

студент 3 курса,

Белорусский государственный экономический университет,

г. Минск, Беларусь

E-mail: rita.batalko@mail.ru

Научный руководитель – Верниковская Оксана Васильевна

к.э.н., доцент кафедры логистики и ценовой политики

Белорусский государственный экономический университет,

г. Минск, Беларусь

E-mail: red_ok@tut.by

 

Influence of epidemiological risk factors on the functioning of international logistics supplies

Batalka Marharyta Nikolaevna

3rd grade student,

Belarus State Economic University,

Minsk, Belarus

Scientific supervisor – Vernikovskaya Oksana Vasiliyevna

PhD (Economics), Assistant Professor,

Belarus State Economic University,

Minsk, Belarus

 

Статья посвящена проблеме и рискам распространения коронавируса и его влиянию на функционирование международных логистических поставок. В работе рассмотрены риски и возможные последствия от распространения коронавируса, использованы статистические данные.

Ключевые слова: коронавирус, транспорт, поставки.

The article is devoted to the problem and risks of the spread of coronavirus and its impact on the functioning of international logistics supplies. The paper discusses the risks and possible consequences of the spread of coronavirus, and uses statistical data.

Key words: coronavirus, transport, supplies.

 

«Коронавирус - это черный лебедь 2020 года» – так начинается доклад аналитиков Sequoia Capital. Ситуация с коронавирусом в Ухане стремительно развивается и вызывает осложнения в мировой транспортной отрасли. Ухань – быстрорастущая столица китайской провинции Хубэй, расположенная на стыке рек Янцзы и Ханьшуй. Ухань является промышленным и транспортным узлом мирового значения. По данным Bloomberg, в городе насчитывается 500 промышленных предприятий, большинство из которых связано с автомобильной и транспортной промышленностью.  Китай отвечает за примерно 16% мировой экономики, он второй по величине мировой импортер после США и крупнейший в мире экспортер [1].

В Китае был введен самый масштабный карантин в истории человечества, чтобы сдержать распространение заболевания: 16 городов были заблокированы на въезд и выезд, общая численность которых составляет 46 млн. человек. По данным The Loadstar, все грузовые, а также пассажирские рейсы за пределы города были отменены. Разрешались только входящие рейсы с медикаментами. Речной порт Янцзы, который в прошлом году обработал около 1,5 млн. TEU, также приостановил все операции.

Еще до наступления китайского Нового года производителями были приняты мероприятия по отгрузке как можно большего количества товаров. Во время самой эпидемии морские линии отменяли судорейсы, при этом получая дополнительные расходы. Более того, негативное влияние на морской транспорт оказало введение в январе 2020 года новой нормы Международной морской организации IMO 2020, которая предполагала переход на более экологичный вид топлива. Из-за этого морские гиганты вывели часть судов на реконструкцию, чтобы не стоять на простое. Основываясь на отчете «Global Container Shipping 2020», опубликованному компанией AlixPartners, повышение затрат на топливо в соответствии с IMO 2020, а также сложности, вызванные коронавирусом, все это может привести к существенному увеличению расходов для морских перевозчиков в текущем году. По данным ООН, около 80% мировой торговли товарами приходится на морские перевозки, а семь из десяти самых загруженных контейнерных портов в мире расположены в Китае, поэтому коронавирус может оказать огромное влияние на мировую торговлю [1].

Стоит отметить, что эпидемиологическая ситуация незначительно повлияла на функционирование железнодорожной логистики в Китае: объемы перевозок желенодорожным транспортом даже выросли в феврале в годовом выражении. Поезда стали логистикой выбора в сложной ситуации, когда не хватало водителей фур, были загружены аэропорты, наблюдались перебои с контейнерами в морских портах. В начале марта государственная железнодорожная монополия Китая «China Railway» объявила, что объем железнодорожных перевозок за февраль составил 310 млн тонн, что на 4,5% больше, чем в феврале прошлого года. Можно сказать, что в условиях эпидемии железнодорожный транспорт оказался самым выгодным, быстрым и стабильным вариантом логистики. Средняя скорость доставки грузов по железной дороге из Китая до получателей в Европе составила 15 дней [2].

Сейчас многих интересуют такие вопросы как, что будет со ставками фрахта, железнодорожными тарифами, какие последствия ожидать? Сегодня наблюдаются активные отгрузки из Китая, а морские линии снижают фрахт для того, чтобы заполнить суда. Стоит отметить, что ставки, которые существовали в предновогодний период, существенно отличаются от сегодняшних. Однако по оценкам экспертов эти ставки вернуться на прежний уровень в силу того, что отгрузки по настоящее время продолжаются. Что касается грузопотоков, то наблюдается изменение их направлений. Если раньше отдавалось предпочтение морскому транспорту, то сейчас выбор пал на железнодорожный транспорт из-за привлекательности транзитного времени. Это связано с тем, что недостаточное количество продукции из-за перерывов в поставках не останется незамеченным.

Авиаотгрузки частично приостановлены, и будущее данного вида транспорта будет зависеть от политики: закроют ли полностью главы различных стран авиасообщение с Китаем. Сокращение количества рейсов – сокращение объемов перевозимых товаров. Посылки лежат в ожидании отправки в аэропортах, от этого возникают очереди, увеличиваются сроки транзита. Поэтому следует понимать, что товары, не имеющие приоритета, будут ждать своей отправки несколько дней или даже недель. Эта проблема касается в первую очередь импортных перевозок, поскольку объемы импортных товаров существенно больше. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) от 20 февраля 2020 года, коронавирус может нанести авиаперевозчикам по всему миру от 63 млрд долл. до 113 млрд долл. убытков в 2020 году [2].

Ранее население нашей планеты уже сталкивалось с различными эпидемиями. Ни птичий грипп, ни свиной не способствовали тому, чтобы государственные границы закрывались и, как следствие, глобальных логистических проблем не было. В ситуации с коронавирусом дальнейшее развитие международной логистики напрямую будет зависеть от политических действий.

Очевидно, что перевозки и поставки не прекратятся в силу важности и необходимости международной логистики как связующего звена между различными странами. Но будет заметно, как перераспределяются потоки, меняются и появляются новые маршруты и поставщики. Поставщики же в свою очередь не будут сопоставимы по стоимости с Китаем, поэтому нас ждет заметное удорожание товаров в целом. По данным Bloomberg, продажи ритейлера могут упасть в следующем квартале, даже в случае, если вспышка вируса утихнет, так как логистические и производственные сбои, с которыми сталкиваются продавцы, потребуют времени на их устранение [1].

Большинство промышленных предприятий в различных странах мира зависимы от поставок комплектующих из Китая. Но именно в карантинном Ухане расположена огромнейшая часть заводов по производству плат для электроники. Пока деятельность заводов приостановлена, речи о поставках за рубеж идти не может. Из-за коронавируса цены на микросхемы и другие компоненты начали расти. Производственные площадки в других странах уже получили большие заказы, однако они не смогут восполнить масштабы производства китайских заводов. Предприятия, которые в большей степени зависимы от китайских комплектующих элементов, вынуждены менять свои планы. Эпидемия атипичной пневмонии (SARS) в 2003 году, к сожалению, не стала уроком для промышленников по всему миру. В тот момент стоило задуматься об устранении китайской монополии, и не замыкать всё производство в Поднебесной. Первым крупным европейским производством, которое остановило работу из-за вспышки китайского коронавируса стал завод «Fiat Chrysler» в Сербии. Причина – задержи в поставке комплектующих из Китая. С серьезными логистическими проблемами столкнулась автомобильная промышленность Южной Кореи. Коронавирус нарушил бесперебойную поставку комплектующих от китайских поставщиков, и с 7 февраля на семи южнокорейских заводах концерна «Hyundai» практически остановился выпуск автомобилей, кроме автобусов. При этом три линии простаивают уже с 4 февраля. В то же время дочка концерна, компания «Kia», пока продолжает работать, но снизила объемы производства. Сейчас руководство «Hyundai» ускоренными темпами пытается найти поставщиков в самой Южной Корее и в целом в Юго-Восточной Азии. Так что вызванные коронавирусом временные логистические проблемы могут в перспективе привести к снижению доли китайских поставщиков на южнокорейском рынке автокомпонентов.

В сегодняшней ситуации последствия от коронавируса могут оказаться намного серьезнее, чем прогнозируется. Дальнейшее распространение коронавируса, которое пока, к сожалению, не удается сдержать, может и дальше негативно влиять на мировую торговлю, туризм, а также создавать сложности в организации производственно-сбытовых цепочек и, как следствие, поддерживать пессимизм предпринимателей. Мировая экономика рискует столкнуться с ускорением инфляции еще до появления признаков роста экономики, так как карантин в некоторых регионах мира дестабилизирует наработанные логистические цепочки и способен увеличить цены на ряд потребительских товаров. Бизнес может потерять своих клиентов и рынки сбыта, а мировые рынки столкнутся с рецессией.

Однако многие страны уже активно ведут борьбу с эпидемией: перекрывают границы, закрывают общественные места в городах, организовывают диагностику и карантинные мероприятия у людей, прибывающих из пораженных вирусом территорий. Если меры против распространения коронавируса окажутся эффективными, то текущий спад может оказаться кратковременным и впоследствии экономика вернется к долгосрочному растущему тренду.

Библиографический список:

  1. Официальный сайт компании «Bloomberg» [Электронный ресурс] // Mapping the Coronavirus Outbreak Across the World. 2020. 3 марта. URL: https://www.bloomberg.com/graphics/2020-wuhan-novel-coronavirus-outbreak/ (дата обращения: 06.03.2020).
  2. Новостной портал «Право.ru» [Электронный ресурс] // Коронавирус и его последствия. 2020. 28 февраля. URL: https://pravo.ru/story/219121/ (дата обращения: 07.03.2020).

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2236
теги:
04.11.2021 11:50 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама