Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 8:37:16
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Разработка операционного алгоритма соблюдения требований и правил перевозки груза автомобильным транспортом

УДК 656.073.4

Разработка операционного алгоритма соблюдения требований и правил перевозки груза автомобильным транспортом

Буракова Ольга Дмитриевна

магистрант 2 курса,

Тюменский индустриальный университет,  г. Тюмень, Россия

E-mailburakova.96@bk.ru

Куманева Анна Вадимовна

магистрант 2 курса,

Тюменский индустриальный университет,  г. Тюмень, Россия

E-mail:  kumanjovaav@bk.ru

Научный руководитель – Смирнова Ольга Юрьевна

к.т.н., доцент кафедры автомобильного транспорта,

строительных и дорожных машин

 Тюменский индустриальный университет,  г. Тюмень, Россия

E-mail: smirnovaoj@tyuiu.ru

 

The operating algorithm development for enforcement of the requirements and rules of freight automobile transportation

Burakova Olga Dmitrievna

2d grade master-student,

Tyumen Industrial University,  Tyumen, Russia

Kumaneva Anna Vadimovna

2d grade master-student,

Tyumen Industrial University,  Tyumen, Russia

Scientific Supervisor – Smirnova Olga Yurievna

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

of the Department of Road Transport, Construction and Road Machines

Tyumen Industrial University,  Tyumen, Russia

 

В статье приведены основные результаты исследования повышения эффективности перевозочного процесса в части соблюдения требований и правил перевозки отдельных видов груза автомобильным транспортом. Систематизированы процедуры государственного регулирования перевозки грузов автомобильным транспортом. Разработан операционный алгоритм по соблюдению требований и правил перевозки отдельных видов груза автомобильным транспортом.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, перевозка грузов, согласование условий перевозки, требования к перевозке грузов, нормативно-законодательные акты.

The article presents the main results of a study to improve the efficiency of the transportation process in terms of compliance with the requirements and rules for the transportation of certain types of cargo by road. The procedures of state regulation of the carriage of goods by road are systematized. An operational algorithm has been developed to comply with the requirements and rules for the transportation of certain types of cargo by road.        

Key words: road transport, transportation of goods, coordination of transportation conditions, requirements for the transportation of goods, regulatory legal acts.

 

При выполнении перевозок на открытом фрахтовом рынке перевозчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает заказы на перевозку различных видов груза. Получив информацию о грузе, перевозчик делает вывод о том, сможет ли он выполнить перевозку на автомобилях, которыми он оперирует, либо привлечь субподрядчика и самому выступить в качестве экспедитора. На этом этапе в соответствии с требованием транспортного законодательства он должен определить, будет ли общая масса автопоезда с грузом, нагрузки на ось, а также габариты транспортного средства с грузом превышать нормативных значений. Далее (и это все делается быстро и одновременно) перевозчик должен определить условия безопасной транспортировки, в том числе и необходимость получения лицензии, разрешения, допуска к перевозке, и выполнить требования актуальных  нормативно-законодательных актов по конкретной перевозке. После этого согласовать фрахт и выполнить перевозку.

Лицензии и разрешения на перевозки отдельных видов грузов необходимо получать в разных надзорно-контрольных ведомствах. Кроме лицензирования существуют и другие требования, например допуск водителя, которые регламентированы законодательством и перевозчик (владелец транспортного средства) обязан их соблюдать. Например, при перевозке лома черных металлов у водителя должны быть, в качестве сопроводительных документов на груз, удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов и протокол радиационного контроля металлолома. А при перевозке скоропортящихся продуктов питания, входящих в Перечень таких грузов «Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (СПС), подписанным в Женеве 1 сентября 1970 перевозчик при перевозке груза по территории РФ должен иметь свидетельство о соответствии нормам, установленным СПС. Нарушение же законодательных требований приводит к административным штрафам, которые достигают, например, при перевозке крупногабаритного груза без наличия спецразрешения до 500 тыс.р.

Целью исследования является повышение эффективности перевозочного процесса путем разработки операционного алгоритма по соблюдению требований и правил перевозки отдельных видов груза автомобильным транспортом.

Объект исследования: процесс определения требований и правил перевозки отдельных видов грузов автомобильным транспортом в соответствии с действующим законодательством РФ.

Задачи, которые решались для достижения поставленной цели:

1.      Составить исчерпывающий список реестров, перечней, номенклатур отдельных видов грузов, которые перевозчик на автомобильном транспорте должен знать.

2.      Систематизировать все нормативно-законодательные требования при перевозке отдельных видов груза автомобильным транспортом по территории РФ;

3. Разработать операционный алгоритм по соблюдению требований и правил перевозки отдельных видов груза автомобильным транспортом.

По состоянию на декабрь 2019 в справочно-правовой системе Консультант Плюс было выявлено и проанализировано 24 списка товаров (грузов) [1, с. 33]. Они были разделены на семь групп: кадастр, каталог, классификатор, классификация, перечень, реестр, номенклатура. Формирование каждой группы носит определенную цель, а за ведение некоторых списков назначены уполномоченные органы исполнительной власти, существуют определённые границы ответственности за их ведение. Ряд документов, в составе которых находится группировка, содержит требования к перевозчику и несоблюдение может привести если не к прямому ущербу, то, как минимум к административному штрафу. В некоторых документах требования прямо не сформулированы, а вытекают из других норм права.

В ходе исследования все существующие процедуры государственного регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом были разделены на восемь групп (табл. 1).

Наиболее сложными в применении являются товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и классификация опасных грузов. При перевозке опасных грузов сложными (неоднозначно решаемыми) вопросами являются вопросы идентификации груза, особенно в части не упомянутых по наименованию (НУК – вещества и изделия не указанные конкретно), совместной перевозки в одном АТС, что ведет нарушениями требований при их перевозке. Необходимо знать положения об ограниченном и, отдельно, об освобожденном количестве опасного груза, изъятий связанных с характером условий перевозки (фасованная продукция и др.).

 В работе [2, с. 7] представлен подход по разработке алгоритма и базы данных для классификации грузов с опасными химическими веществами. Но база и алгоритм в этой работе построен на "ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка", а перевозка опасного груза на автомобильном транспорте по территории РФ осуществляется в соответствии с требованиями ДОПОГ/ADR.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Процедуры государственного регулирования

перевозки грузов автомобильным транспортом

Процедуры

Комментарии

1

Уведомления

 

Перед началом осуществления коммерческих перевозок грузов транспортными средствами, общая масса которых составляет свыше 2,5 тонн

2

Лицензирования

- транспортирование отходов производства и потребления I - IV классов опасности;

- перевозки в отдельных случаях  перевозки этилового спирта;

- перевозка лекарственных средств;

- перевозка ядерных материалов и радиоактивных веществ.

3

Получения разрешения на перевозку груза по согласованному маршруту

- перевозка ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- при перевозке опасных грузов (грузы повышенной опасности;

- при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

- при транспортировке и перевозке оружия и патронов.

4

Сопровождения транспортного средства при движении

- при транспортировке наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- при транспортировке и перевозке оружия и патронов

- в определенных случаях и при наличии разрешения на перевозку отдельных видов груза по согласованному маршруту.

5

Допуск водителей к перевозке отдельных видов груз

- Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;

- наличие личной медицинской книжки для водителя, при перевозке пищевых продуктов и питьевой воды.

6

Допуск транспортного средства к перевозке отдельных видов груз

- Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

- Акт выполненных работ по результатам обработки машины и/или справка, подтверждающей качество и объем проведенной дезинфекции.

7

Требования по оснащению транспортных средств дополнительным оборудованием

- дополнительное оборудование и спецсредства пожаротушения (перевозка опасных грузов);

- цифровой тахограф;

- бортовое устройство системы Платон;

- средства навигации ГЛОНАСС

- устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб.

8

Требования по обязательному наличию дополнительных документов на груз и транспортное средство

- Справка к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

-удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов.

- Паспорт отходов при перевозке отходов производства.

 

12

Рисунок 1. Операционный алгоритм соблюдения требований и правил перевозки груза  автомобильным транспортом

 

В РФ при определении кода товара по ТН ВЭД можно воспользоваться государственной услугой по принятию предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Такое решение готовится 3 месяца и является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена ЕАЭС, таможенный орган которого принял предварительное решение. Среди зарубежных работ по вопросу определения кода товара для таможенного регулирования интересен подход, связанный с разработкой СППР (DSS) - Decision Support System for HS Classification of Commodities [3, с. 748]. Система принятия решений разработана для гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) в международной торговле в целях единообразной идентификации товара в рамках таможенного законодательства.

На первом этапе при принятии заявки на перевозку груза необходимо определить является и груз опасным, затем одновременно с выбором транспортного средства выяснить имеется ли превышение габаритов транспортного средства с грузом, общей массы автопоезда с грузом и нагрузки на ось. Последнее требование (нагрузка на ось) проверяется по Схеме размещения и крепления груза, наличие которой у перевозчика закреплено в Приказе №7 Минтранса РФ [4 п. 39]. При превышении весогабаритных ограничений необходимо получить специальное разрешение на перевозку по согласованному маршруту, выполнить требования по оснащению транспортных средств, к водителю и процессу организации перевозки, а в отдельных случаях организовать сопровождение и внести плату за провоз тяжеловесных грузов.

На третьем этапе необходимо проверить включен ли груз в категории: лекарственных средств, отходов производства и потребления, наркотических и психотропных веществ и прекурсоров, пищевой продукции, подакцизных товаров, скоропортящихся продуктов питания, музейных экспонатов, лома черных и цветных металлов.

Последовательность операций по определению требований и правил перевозки грузов на автомобильном транспорте в части выполнения обозначенных в таблице 1 процедур оформлено в нотации BPMN [5]. Операционный алгоритм представлен на рис. 1. В силу ограничения бумажного варианта не представлена необходимость проверки на идентификацию груза как музейных экспонатов, живых животных.

Законодательство, регулирующее сферу перевозки грузов на автомобильном транспорте, представляет собой около сотни нормативно-законодательных актов, отличающихся друг от друга по структуре, и зачастую содержащих большой объем информации, требующей тщательного анализа и постоянной актуализации. Вместе с этим, нарушение требований транспортного законодательства влечет за собой санкции в виде штрафов, задержания и ареста транспортного средства. В ходе изучения транспортного законодательства, определено семь группировок грузов (товаров): кадастр, каталог, классификатор, классификация, перечень, реестр, номенклатура. При включении груза в эти группы применяются процедуры государственного регулирования: лицензирование, получение разрешения на перевозку груза по согласованному маршруту, сопровождения транспортного средства при движении, допуск водителей к перевозке отдельных видов груз, допуск транспортного средства к перевозке отдельных видов груз, требования по оснащению транспортных средств дополнительным оборудованием, требования по обязательному наличию дополнительных документов на груз и транспортное средство. Впервые разработан операционный алгоритм по соблюдению требований и правил перевозки отдельных видов груза автомобильным транспортом.

Библиографический список:

  1. Буракова О.Д., Куманёва А.В., Смирнова О.Ю. Реестры, перечни и номенклатуры грузов при перевозке автомобильным транспортом / О.Д. Буракова, А.В. Куманёва, О.Ю. Смирнова // Транспорт и машиностроение Западной Сибири. – 2019. – №2. – С. 31-40.
  2. Авинова Е.Ю., Михайлова П.Г. Разработка алгоритма и базы данных для классификации грузов с опасными химическими веществами / Е.Ю. Авинова, П.Г. Михайлова // Успехи в химии и химической технологии. – 2019. – № 11. –С. 6-8.
  3. Awdhesh K. S. Rajendra Sahu. Decision Support System for HS Classification of Commodities / K. S. Awdhesh // The IFIP TC8/WG8.3 International Conference. – 2004.
  4. Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств  к безопасной эксплуатации [Электронный ресурс]: утв. приказом Минтранса России от 15.01.14 г. № 7, ред. от 1 марта 2018 г. // Справочная правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/.
  5. BPMN Specification Business Process Model and Notation [Электронный ресурс] Object Management Group Business Process Model and Notation - URL: http://www.bpmn.org/

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2276
теги:
04.11.2021 11:57 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама