Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 8:24:29
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Оптимизация логистических затрат как один из методов повышения конкурентоспособности

УДК 338.583

Оптимизация логистических затрат как один из методов повышения конкурентоспособности

Курьянович Екатерина Александровна

магистрант 1 курса

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

E-mail:katuxa-k@mail.ru

Научный руководитель – Пантелеев Владимир Иванович

к.и.н., доцент

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

E -mail: vpanteleev@yandex.ru

Optimization of logistics costs as one of the methods of increasing competitiveness

Kuryanovich Ekaterina  Alexandrovna

1st grade-master student

Siberian federal University, Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor – Panteleev Vladimir Ivanovich

candidate of historical Sciences, associate Professor

Siberian federal University, Krasnoyarsk, Russia

 

Рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятия, стратегии его достижения. Анализируется влияние логистических издержек на финансовый показатель ROA и выявлены конкурентные преимущества компании, которые она получает при оптимизации логистических издержек.

Ключевые слова: конкурентоспособность, издержки, сокращение логистических издержек, результаты снижения уровня логистических издержек, конкурентные преимущества

The concept of enterprise competitiveness, strategies for its achievement is considered. The influence of logistics costs on the financial ROA is analyzed and the competitive advantages of the company that it receives when optimizing logistics costs are identified.

Key words: competitiveness, costs, reduction of logistics costs, results of reducing the level of logistics costs, competitive advantages

 

Экономика России постоянно находится в движении, развиваются новые отрасли, ежегодно открываются тысячи новых предприятий, которые вынуждены работать в условиях ограниченных экономических ресурсов, что в свою очередь порождает конкуренцию между компаниями на рынке. На сегодняшний день конкурентоспособность предприятия определяется его способностью использовать экономические ресурсы эффективнее своих конкурентов, что является довольно сложной задачей [1].

Согласно М. Портеру, можно выделить три основных конкурентных стратегии:

          1.Конкурентная стратегия лидерства в продукте или дифференциация означает создание уникального товара в отрасли;

2.Конкурентная стратегия лидерства в издержках или ценовое лидерство означает возможность компании достигать самого низкого уровня затрат;

3.Конкурентная стратегия фокусирования или лидерство в нише означает сосредоточение всех усилий компании на определенной узкой группе потребителей [2,с 73];

Все вышеназванные стратегии подразумевают оптимизацию  логистических затрат, но особенно выпукло это представлено в стратегии лидерства по издержкам, которая предполагает достижение конкурентного преимущества за счет максимального снижения издержек на всех стадиях производства товара, а также во всех звеньях логистической цепи. Поэтому снижение логистических затрат, которые возникают в ЛЦ можно считать одним из методов повышения конкурентоспособности компании. Известно, что порой логистические затраты могут составлять до 30% от выручки, поэтому оптимизация данного вида затрат является достаточно эффективным методом для повышения конкурентоспособности фирмы.

Для дальнейшего рассмотрения влияния логистических затрат на конкурентоспособность предприятий, требуется рассмотреть цепь поставок (ее звенья) и затраты которые возникают в каждом из них. Информация представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Издержки в цепях поставок [6]

Вид издержек

Описание

Затраты на закупку

-прямые затраты на сырье и материалы

-расходы по оформлению заказа

-транспортные расходы

-расходы на контроль качества и хранение запасов

-издержки на вложеный капитал

Производственные затраты

-расходы на приемку сырья и материалов

-оформление заказа на производство продукции

-расходы на внутрипроизводственную транспортировку

-расходы на производство продукции

-расходы на хранение продукции незавершенного производства

Затраты на реализацию

-транспортные расходы

-расходы на хранение

-расходы на доработку и фасовку товара

-расходы на оплату труда по реализации товара

По мнению специалистов, существуют следующие способы увеличения прибыли на 100%: снижение заработной платы рабочим на 25% (при снижении зарплаты на 1% прибыль увеличится на 4%), повышение цен на товары  15% (при повышении цен на 1 %,прибыль увеличится на 6,7%),увеличение товарооборота на 100% (при увеличении товарооборота на 1 % прибыль увеличится на 1%), снижение накладных расходов на 33% (снижение накладных расходов на 1% приведет к увеличение прибыли на 3 %) и снижение затрат на закупках на 8,5% (снижение затрат на 1% приведет к увеличению прибыли на 12%)[3,c 36]. На основе этих данных можно сделать вывод, что снижение логистических затрат, приводит к наибольшему экономическому эффекту в сравнении с другими способами.

По мнению Д. Уотерса, логистические издержки оказывают особое влияние на финансовые показатели, а именно на ROA (доходность на активы). Доходность на активы определяется как прибыль, полученная организацией до выплаты налога, деленная на стоимость используемых активов. Рассматриваемый показатель показывает нам, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, то есть напрямую показывает на сколько конкурентоспособной является компания. Чем выше значение данного показателя, тем лучше результаты деятельности организации. На рисунке 1 представлена общая схема влияния логистики на финансовый показатель ROA [4, c.41].


че

 

Рисунок 1 - Влияние логистики на ROA

Способы влияния логистических затрат на ROA:

1.Влияние на оборотные средства. Логистические затраты, которые появляются в звене ЛЦ: затраты на закупку (затраты на сырье и материалы, транспортировка их, оформление заказа) при их оптимизации компания сможет снизить инвестиции в запасы, а также может высвободить наличные денежные средства, которые в этом случае могут быть использованы более производительно, и снизить потребность в заимствованиях.

2.Влияние на долгосрочные активы. К долгосрочным активам относят собственность, здания и оборудование, логистика широко использует эти ресурсы. К логистическим затратам относят: расходы на внутрипроизводственную транспортировку, расходы на содержание запасов. При более грамотной организации внутрицеховой транспортировки (перестановке производственного оборудования, максимально сократив расстояние транспортировки по цеху) компания сможет снизить данный вид издержек, продав часть транспорта за ненадобностью. Грамотно налаженная работа снабженцев позволит снизить уровень текущих запасов, что позволит сократить складские площади и сумму на их содержание.  выбрать парогенератор для цеха 

3.Влияние на продажи. Высвободившиеся денежные средства из долгосрочных активов и оборотные активы (дополнительные, которые появились у компании п.1). Фирма может направить на совершенствование товара, тем самым повысить объем продаж и обеспечить более высокую рыночную долю

4.Влияние на маржу прибыли. Более эффективная логистика обеспечивает более низкие операционные издержки, что в свою очередь приводит к более высокой марже прибыли.

5.Влияние на ценность. Логистика может повысить воспринимаемую ценность продуктов: обеспечивая их более удобное получение, ускоряя доставку заказа или сокращая время его выполнения. Для сокращения логистических затрат во всех звеньях ЛЦ и сокращении цикла выполнения существует множество логистических систем, одной из самых популярных является концепция бережливого производства Данная концепция подразумевает устранение всех операций и процессов, которые не добавляют стоимость продукции [4,c.40-42].

Как мы можем видеть, первые два пункта работают на снижение необходимых активов, а три последних — на увеличение прибыли. Все это в совокупности приводит к увеличению показателя ROA и соответственно влияет на другие параметры деятельности, такие, как цена акций, доходность на инвестиции, заимствования и т.д.

Таким образом, оптимизация логистических затрат является одним из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности предприятия.

Библиографический список:

1. Габбасова В. В., Дробина Е. А. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 283-286. — URL https://moluch.ru/archive/119/32913/ (дата обращения: 03.04.2020).

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Портер М.; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.

3. Лукиных, В.Ф.Логистика: учеб. пособие / В.Ф. Лукиных, Н.А. Тод; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2018. – 352 с

4. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 с. — (Серия «Зарубежный учебник»). 

5. Ефименко Д., Демин В.  Результаты исследования «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний» [Электронный ресурс] Специализированный научно-практический журнал URL: http://www.logistika-prim.ru/articles/rezultaty-issledovaniya-razvitie-logistiki-v-rossii-sovremennaya-situaciya-prognoz-0(Дата обращения: 03.04.2020).

6. Логистические затраты: учет и методы оптимизации // RosInvest.Com [Электронный ресурс] URL: http://rosinvest.com/page/logisticheskie-zatraty-uchet-i-metody-optimizacii (дата обращения: 03.04.2020).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета

 


Количество просмотров: 2947
теги:
04.11.2021 19:42 | log2020блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама