Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 14:55:09
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Институциональные особенности маркировки и прослеживаемости движения товаров в ЕАЭС

Ду Сыянь

аспирант каф. логистики и управления цепями поставок

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vvt@unecon.ru

 

Institutional features of labeling and traceability of the movement of goods in EEU

Du Xian

PhD student, department of logistics and supply chain management,

Saint-Petersburg state university of economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье характеризуются институциональные принципы маркировки и прослеживаемости движения товаров в ЕАЭС и России. Раскрываются особенности их реализации на рынке продовольственных товаров. Обосновываются логистические последствия их внедрения на макро- и микроуровне.

Ключевые слова: безопасность; маркировка; пищевая продукция; прослеживаемость; таможенная территория; цепи поставок.

The article describes the institutional principles of labeling and traceability of the movement of goods in the EEU and Russia. The features of their implementation in the market of food products are revealed. The logistic consequences of their implementation at the macro - and micro-level.

Key words: security; labeling; food products; traceability; customs territory; supply chains.

 

Введение в правовой оборот [4-6], по нашему мнению, означает глобальный разворот от классической линии сбора, обработки и анализа статистических данных о товародвижении и товарообороте на национальном (союзном) уровне к направлению, концептуальной целью которого, по сути, выступает формирование «цифрового двойника» процессов товародвижения на макроэкономическом уровне. Задачи статистики рынка в этой ситуации не теряют свою актуальность. Однако с учетом всеобщей цифровизации их предметное содержание существенно расширяется. Это проявляется, прежде всего, в переходе от дискретной фиксации значений показателей статистики рынка, которой свойственна определенная инерционность, к динамическому, в т.ч. персонализированному на уровне движения товаров в экономическом пространстве, т.е. смены прав собственности на них, отображению товародвижения в цифровом формате. Подобное преобразование непосредственным образом затрагивает операционную логистическую деятельность в цепях поставок, вследствие чего она нуждается в корректировке. Анализ [4-6] позволяет выделить следующие институциональные приоритеты маркировки и прослеживаемости движения товаров в РФ и ЕАЭС. 2-я процедура в ЕАЭС применяется в отношении товаров, ввезенных на ее таможенную территорию (рис.1). В России: 1) прослеживаются транзитные перевозки грузов авто- и ж/д транспортом (с помощью электронных навигационных пломб; в случаях, когда для этого есть основания); 2) осуществляется физическое (с помощью маркировки) и документальное (путем передачи данных о перемещении товаров, т.е. регламентированного перечня сведений об этом процессе) прослеживание движения товаров (виды товаров, которые подлежат такому мониторингу устанавливаются на основе анализа целесообразности данной меры) (рис.2-4).

11

Рисунок 1 – Товары, которые прослеживаются в ЕАЭС [4]

 

12

Рисунок 2 – Структура системы маркировки и прослеживаемости товаров

в России [6]

13

Рисунок 3 – Принципы физической и документальной прослеживаемости

товародвижения в России [6]

 

14

 

Рисунок 4 – Функции, вменяемые участникам оборота товаров,

подлежащих прослеживаемости [6]

Среди товаров, движение которых должно прослеживаться, в первую очередь необходимо выделить пищевую продукцию. Актуальность этой логистической проблемы сегодня определяет, в том числе пандемия, срок окончания которой достаточно сложно прогнозировать. Перечень случаев, когда оборот этой продукции запрещается в России, характеризует рис.5.

15

Рисунок 5 – Условия наложения запрета на оборот пищевой продукции [3]

В РФ реализуется стратегия повышения качества пищевой продукции [7]. Одним из ее приоритетов является обеспечения контроля за ее оборотом, позволяющим гарантировать безопасность этого вида товара (рис.6).

16

Рисунок 6 – Требования к формированию единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции в РФ [7]

Обеспечение прослеживаемости ряда товаров, в том числе пищевой продукции является не только государственным требованием. Аналогичное условие вменяется к исполнению участникам цепей поставок этого товара стандартами качества ISO [1]. Хотя последние носят рекомендательный, т.е. необязательный, характер, отказ от следования рекомендациям, которые они содержат, негативно отражается на репутации предприятий и препятствует их встраиванию в национальные и особенно международные цепи поставок. Производители/ поставщики пищевой продукции сами заинтересованы во внедрении эффективной системы прослеживаемости ее движения. Это обусловлено не только жесткой государственной политикой в области обеспечения безопасности этой продукции, но и усилением конкуренции на рынке продовольственных товаров, в том числе под влиянием пандемии. Хотя нужно констатировать следующее. Стратегия последовательной институциональной регламентации, в частности, нормативов содержания в пищевой продукции ряда добавок/ веществ стимулирует переход ее производителей на выпуск продовольственных товаров, которые соответствуют современным стандартам в области здорового питания и др.  Отдельно в этом контексте следует отметить повышение осведомленности покупателей о качестве рассматриваемой нами продукции и рост культуры ее потребления населением. Свой вклад в обеспечение прослеживаемости вносят и отраслевые объединения производителей пищевой продукции.

Переход на повсеместное (институциональное) отслеживание движения товарных потоков с идентификацией их вещественной и партионной структуры, и цепей поставок, которые задействованы в этом процессе, открывает новые возможности для повышения эффективности товарного обращения в экономике. Этот шаг способствует созданию объективных предпосылок: 1) для улучшения уровня логистического обслуживания потребителей всех категорий; 2) для равномерного покрытия товаропроводящими сетями/ цепями поставок всей территории страны (за счет цифровой визуализации их пространственного размещения); 3) для повышения благосостояния населения (за счет насыщения рынка потребительских товаров, многообразие которых постоянно возрастает); 4) для более рационального управления ограниченными материальными ресурсами на предприятиях, независимо от их отраслевой принадлежности (в том числе за счет: а) предотвращения вовлечения в товарооборот некачественной, контрафактной или фальсифицированной продукции; б) исключения непроизводительных логистических операций, например, обусловленных ошибками в установлении адресности перемещений товарных партий; 5) для действенного институционального регулирования логистических процессов законодательными и экономическими методами (за счет оперативной фиксации событий, которые отрицательно влияют на товародвижение или дестабилизируют этот процесс) и др. Однако этот шаг, по нашему мнению, одновременно актуализирует следующие масштабные логистические проблемы: 1) требуется новая концепция структуризации больших данных о товародвижении, учитывающей, в том числе особенности цифрового (виртуального) сотрудничества в цепях поставок в России и за рубежом; 2) возникает необходимость в обосновании новой динамичной модели транспортно-экономического баланса, отражающей в режиме реального времени его текущее состояние на национальном, межотраслевом и территориальном уровне с достаточной степенью детализации. На микрологистическом уровне возникают аналогичные задачи, но несколько другого вида. Обеспечение прослеживаемости товаров в цепях поставок в этом случае предусматривает: 1) пересмотр предприятиями собственной концепции построения логистических информационных систем (в том числе их адаптацию к новым институциональным требованиям) ([(9, 10]); 2) разработку предприятиями новой опции логистического контроллинга, обеспечивающей раннее обнаружение образования предпосылок для нарушений этих требований; 3) внесение изменений в логистическую политику предприятий, позволяющей исключить риски утраты/ полной или частичной  потери контроля за прослеживаемостью товаров в цепях поставок [1, 2, 8].

 

Библиографический список:

1. ГОСТ Р ИСО 22005-2009. Национальный стандарт РФ. Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы.

2. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для бакалавров / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 490 с.

3. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ от 02.01.2000 года №29-ФЗ.

4. О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных таможенную территорию Евразийского экономического союза: Соглашение от 29.05.2019 года. (Нур-Султан, 29 мая 2019 года).

5. Об осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию РФ в третьи страны при обеспечении их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС: Приказ Министерства транспорта РФ от 14.01.2020 года №13.

6. Об утверждении Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 №2963-р.

7. Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2016 №1364-р.

8. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

9. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство (окончание). – 2005. - №4. – С.73–76.

10. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство. – 2005. - №2. – С.60 – 65.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 2801
теги:
05.01.2022 17:17 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама