Наступившая весна (пусть пока и не везде ярко выраженная) не только привнесла долгожданное обновление природы, но и позволила городским властям самостоятельно формировать внешний вид муниципалитетов. С 1 марта они получили право на согласование архитектурно-градостроительного облика новых зданий.
Такие изменения не могли обойтись без активного обсуждения профессионального сообщества. Архитекторы, дизайнеры и девелоперы Петербурга приняли участие в круглом столе, посвящённом внешнему виду будущих городских кварталов. Эксперты считают, что дизайн-код новых районов упорядочит работу строителей, дав им определённые лекала для целого фронта работ, главное, чтобы субъективное понимание красоты не влияло на понятия комфорта и функциональности домов, в которых предстоит жить людям. В Ленобласти, кстати, такой свод рекомендаций уже разрабатывается, и рамки дизайн-кода охватят сразу 33 города региона: от новостроек Кудрово до Шлиссельбурга с его многовековой историей.
Только совместная работа городских властей, застройщиков, архитекторов и самих жителей может создать такой облик новых кварталов, чтобы сделать их стильными, удобными и комфортными. В чём-то общий язык удаётся находить уже сегодня. К примеру, девелоперы стараются уделять внимание рекреационной составляющей, и чиновники не спорят с появлением бульваров или зеленых зон. А вот с ситуацией, когда вдоль дороги вырастают бесконечные стены одинаковых домов, ещё предстоит разбираться.
— У каждого места должно быть свое неповторимое «лицо», но создавать его надо по общим правилам игры для всех, — отметила главный архитектор ГК «А101» в Санкт-Петербурге Елизавета Гречухина. — Чтобы выстраивать отношения между разными девелоперами одной территории, оптимальным было бы создать объемно-пространственный регламент — нечто среднее между правилами землепользования и застройки, местными нормативами градостроительного проектирования и правилами благоустройства — с четко прописанными параметрами пространственного конверта застройки. Пока в законодательстве у нас такого нет, но, мне кажется, подобные регламенты можно вводить для определенных территорий. Это даст качество среды, предсказуемость результата формирования облика города и позволит проявлять индивидуальность в рамках единого регламента.
Проблема в том, что между теорией и практикой внезапно оказалась целая пропасть. Во всяком случае если брать многострадальный намыв Васильевского острова. Ведь проект «Морской фасад» по идее должен был стать выставочной витриной всего Санкт-Петербурга, где интересные многоэтажки встречали бы международные лайнеры, демонстрируя все находки местных дизайнеров и архитекторов. По плану проект, реализуемый на Васильевском острове, должен был стать крупнейшим в Европе по образованию и комплексному развитию территории. Но, участие разных девелоперов и несогласованность их действий, а также попустительство властей Санкт-Петербурга привели к тому, что Петербург получил на побережье очередной набор «человейников», близнецы которых обычно активно растут на его окраинах. А комплексный подход и вовсе завёл прямиком в тупик. За много лет на намыве не построили ни одной школы, а единственный детский сад, работающий на этой огромной территории, просто не способен вместить всех детей района. Здесь нет кинотеатров или поликлиники, да что там, даже с дорогами всё далеко не идеально. При этом девелоперы продолжают возводить все новые и новые здания, постоянно увеличивая площадь искусственной суши.
Неудивительно, что местные жители считают, что в ходе реализации стратегического проекта их район из потенциально привлекательной локации превратился в настоящее гетто, которое сложно назвать «Морским фасадом».
Надо признать, что не все девелоперы стараются уклониться от комплексного развития новых земель, которое предполагает большие затраты. Например, несколько лет назад в Петербурге был представлен проект компании Zinger Development по созданию в Финском заливе уникального искусственного остров. «Залив островов» должен был разместиться в 5 км от «Лахта Центра», и, судя по рендерам, у этой территории куда больше шансов стать визитной карточкой Санкт-Петербурга, чем у «Морского фасада».
Футуристическая архитектура острова как раз и представляет собой то самое неповторимое лицо, о котором говорила Елизавета Гречухина. При этом жилые кварталы получат школы, детские сады, учреждения медицины, спорта и культуры, а также рекреационные зоны. Пассажиров будут возить на трамваях и других видах экологичного транспорта. Забота об окружающей среде стала одним из ключевых принципов «Залива островов». Безопасность проекта для акватории подтвердили ученые из ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева.