
В современной литературе, где часто важен громкий жест или экспериментальная форма, Дарья Щедрина напоминает о другой, фундаментальной силе – силе служения читателю. Её путь – это не только создание миров, но и кропотливая работа по их доставке в каждую библиотеку, в каждый уголок страны. От психологических триллеров до сказочных повестей – её главным героем всегда остаётся Человек с его вечными вопросами. И сегодня вершиной этого диалога стала книга «Лукоморье, или Приключения шестиклассников в волшебном лесу», удостоенная звания «Книги года» по версии издательства «ЧЕТЫРЕ».
– Дарья, вы долго писали «в стол». Что стало самым сложным психологически при переходе от такого частного творчества к статусу публичного автора, чьи книги обсуждают, критикуют и награждают? Изменился ли с тех пор ваш внутренний редактор или мотивация?
– Самым сложным было преодолеть чувство неуверенности в себе. Таким уж человеком я родилась. Вечно сомневаюсь в себе, в собственных силах. И вынести на публичное обсуждение свое творчество было очень сложно и волнительно. Но мне повезло. На моем жизненном пути встретились не только талантливые авторы, но и деликатные критики, которые не убили во мне одним махом желание творить. Тем не менее мой внутренний критик и редактор не изменился с тех пор. Я по-прежнему самый строгий критик для себя. Я никогда не бываю полностью удовлетворена своей работой, всегда хочется сделать еще лучше. Поэтому и редактирую я свои произведения долго и кропотливо. И мотивация прежняя: написать настоящую душевную, искреннюю, интересную, захватывающую прозу, которая вызовет отклик в душе читателя.
– Ваша повесть «Лукоморье...» стала «Книгой года» премии издательства «Четыре». Какие личные эмоции и мысли для вас стоят за этой победой? Это чувство профессионального признания, радость за читателей или нечто иное?
– Эта победа для меня очень важна, потому что писать для детей намного сложнее, чем для взрослых. Дети не переносят фальши, не любят занудных поучений и наставлений. Если книга получится скучной для ребенка, он просто не станет ее читать. И если книга победила в таком конкурсе, значит, она написана хорошо, детям нравится.
– «Лукоморье...» – сказочная история, но с очень современными подростками в центре. Как вам удалось избежать морализаторства, создавая повесть о выборе и ответственности? И почему, на ваш взгляд, именно такой формат – классическая сказка, пропущенная через призму сегодняшнего дня – оказался так востребован?
– Русские народные сказки входят в культурный код нашего народа. Поэтому тематика сказок близка любому русскому человеку. Современные дети, несмотря на влияние интернета и всяких IT-технологий, продолжают любить сказки. Ведь в них можно найти ответы на самые важные вопросы любого ребенка: что такое Добро и Зло, как их отличить, как встать на сторону Добра? И не так уж и важно, в современные или древние одежки одеты Добро и Зло. А чтобы избежать морализаторства, способного загубить любую книгу для детей, надо просто поставить читателя на место героя. Пусть он пройдет с героями сказки через непростые испытания, пусть попереживает за него. Тогда и приобретенный героем опыт сможет стать опытом и маленького читателя.
– Ваша активная работа с библиотеками по всей стране – от Карелии до Донбасса – это редкий для автора пример живого и непарадного контакта с аудиторией. Что вы как писатель и как человек вынесли для себя из этого опыта?
– Я с уверенностью могу назвать читателей библиотек элитой. Ведь ходят в библиотеки сегодня при наличии компьютеров и интернета только истинные ценители литературы. За что я их очень уважаю. Но я работаю преимущественно с маленькими сельскими библиотеками. К ним современные книги доходят редко, фонды пополняются медленно. А люди хотят читать хорошие книги, интересуются современными авторами. Я просто пытаюсь по мере сил удовлетворить эту потребность. И спасибо издательству «Четыре» за то, что систематически поддерживает меня в этом.
– Сегодня писатель работает в условиях, когда литературные премии стали мощным социальным лифтом, а искусственный интеллект начал обсуждаться как инструмент или даже «соперник». Как вы, будучи и практикующим психологом, и успешным автором, оцениваете этот новый контекст? Что в нём вас скорее вдохновляет, а что настораживает?
– Недавно издательство «Новое слово» провело такой эксперимент: в сборнике фэнтези и фантастики один из рассказов был написан ИИ. И читатели должны были определить, какой именно рассказ написала машина. Я, честно говоря, быстро определила этот рассказ. Вроде все правильно, грамматически текст составлен идеально, стилистически не придраться. А вот души в этом тексте нет. Да и откуда ей взяться? Так что ИИ, конечно, может помочь в чем-то литератору. Например, найти нужную информацию, проверить исторические факты. Но заменить настоящего писателя никогда не сможет. Любое произведение искусства живым делает душа. Без души книга мертва. Но есть опасность. Некоторые издательства в погоне за прибылью могут отказаться от реальных авторов и переключиться на поделки искусственного интеллекта. Но читателя невозможно обмануть! Да и стоит ли? Настоящее издательство – проводник хорошей литературы от автора к читателю – должно дорожить своей репутацией. А репутация на деньги не переводится.
Интервью провела Алёна Комиссарова
