«С чего начинается управление»?
Ответ может показаться парадоксальным - с мечты! А под мечтой понимается не мечта только лишь владельца и первого руководителя. Разговор о мечте каждого - и линейного, и среднего руководителя.
Господь создавал человека для жизни в Раю. Нас оттуда изгнали. И вот каждый теперь мечтает построить Рай для себя.
Сущность управления
Руководитель растет на дрожжах успеха подчиненных. Отсюда вытекает еще один принцип менеджмента:
- Управлять - значит, приводить к успехам других.
Личные сложности в управлении
Исследования, проведенные в России, показывают, что чем больше сотрудников находится в прямом подчинении руководителя, тем больше работает менеджер. Но менеджер работает головой.
Чем больше он работает, тем больше он устает и тем больше он опасен для финансового здоровья предприятия. Уставший, он не может принимать эффективные решения. Чем выше менеджер в иерархиях организации, тем опаснее его усталость для финансового здоровья предприятия.
Перерабатывать запрещено!
Процесс управления
Процесс управления заключается в следующих функциях руководителя:
- целеполагание и планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
Кроме того, руководитель занимается администрированием, которое состоит из:
-найма;
- коррекции и координации;
- учета;
- бюджетирования.
Раскроем эти функции менеджера подробнее.
Целеполагание и планирование
Суть целеполагания хорошо раскрыта прапорщиком из фильма «ДМБ», который сказал: «В армии цель определяется мишенью, можно, конечно, не попасть, но зато точно знаешь, куда стрелять».
Цель - это описание желаемых результатов. Это нечто, на что будут потрачены все или большинство наших ресурсов.
Суть планирования состоит в определении назначения организации, ее целей, методов и направлений деятельности, необходимых для выполнения ее назначения.
План - описание порядка действия, для достиженья чего-либо (целей).
Организация
Организаторская функция - это распределение ролей и обязанностей, обеспечение ресурсами и создание структуры, позволяющей руководителю и подчиненным трудиться сообща с наибольшей отдачей.
Мотивация
Это умение побудить других к действиям, сообразным с назначением, целями и планами организации. Вообще, гениальностью в мотивации можно считать, когда сотрудник заявляет, что он любит свою работу и готов умереть на работе, ибо это социальный подвиг.
Контроль
Главное в контроле - это умение поставить диагноз и проанализировать проблему, а также выбрать и применить средства, способствующие успеху. Ключевое слово для описания контроля - сравнение. При контроле мы сравниваем задуманные цели или процессы с результатами или реальными процессами.
Найм
Руководитель участвует в подборе персонала для заполнения имеющихся или будущих вакансий в подразделении. При найме непосредственных подчиненных его слово решающее.
- разрабатывает должностные инструкции и квалификационные требования;
- участвует в процедуре отбора.
Координация и коррекция
Координация - обеспечение взаимодействия внутри подразделения и между подразделением и окружающей его средой:
- координация начинается с составления технологических карт и инструкций (в том числе должностных);
- руководитель взаимодействует с другими руководителями для организации координации;
- координация все более важна при усилении специализации;
- инструментами координации являются совещания и личные распоряжения, а также письменные инструкции, приказы и распоряжения, должностные инструкции и положения о подразделениях, положение о полномочиях должностных лиц;
- для того чтобы документы служили инструментами координации и коррекции, они должны быть публичными.
Учет
Все должно быть учтено, под словом ВСЕ понимаются ресурсы организации, а именно твердые - человеческие, финансовые, материальные и информационные и мягкие - имидж, честность, лидерство, власть, творчество и т. д.
Бюджетирование
Составление бюджетов - финансовое выражение планов работы:
- руководитель принимает участие в составлении бюджетов для своего подразделения на периоды или для какой-то отдельной деятельности;
- руководитель лично защищает бюджет перед вышестоящим уровнем;
Разница между бюджетом и сметой в том, что в бюджете есть доходная часть.