НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Прежде всего, при организации обучения выглядит логичной следующая последовательность подачи знаний и навыков: от общего к частному и затем опять к общему.
В этом отношении возникает некоторое противоречие с традиционно принятой в академических кругах и в школьном образовании системой от простого к сложному.
На первом этапе аудитория обучается знаниям. Фактически мы переводим слушателей из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности.
Дело в том, что до начала обучения часто слушатели не знают, чего они не знают и в их «карте мира» может не быть места каким-то знаниям и навыкам просто потому, что слушатели не знают об их существовании.
На этом этапе нужно добиться, чтобы слушатели согласились с наличием у них пробелов и познакомились в режиме обзора с тем, о чем они раньше и не подозревали.
На втором этапе, когда слушатели уже осознали области своей не компетенции, можно переходить к более глубокому изучению тех или иных разделов представленной ранее системы знаний и навыков в управлении.
Задача этапа - перевести слушателей в сфере знаний из состояния осознанной некомпетентности в состояние осознанной компетентности, а в сфере навыков из состояния осознанной не компетентнтности в состояние неосознанной компетентнтности.
Другими словам, в сфере необходимых знаний слушатели после этого этапа должны иметь твердые знания, а в сфере необходимых навыков должны уметь на уровне неосознанных поведенческих стереотипов (так мы разговариваем, водим машину, печатаем десятью пальцами и т. д.).
При этом хорошо, чтобы у слушателей была некоторая свобода выбора того, чему именно (на уровне предметов) учиться.
Ведь они находятся в состоянии осознанной некомпетентности и, следовательно, сами знают, что им необходимо.
На этом этапе полезно и самообразование. Однако следует повторить, что далеко не многие могут организовать себя на этот метод собственного развития.
Третий этап - заключительный. На этом этапе происходит обобщение полученных знаний и навыков, их дополнительная систематизация и закрепление. На этом этапе необходимо удостовериться, что все необходимое усвоено с нужным качеством.
При этом важны не глубина полученных знаний и четкость навыков, а результаты, которые демонстрируют обучающиеся на своих рабочих местах.
Итак, чему учить руководителей? Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте посмотрим, а какими характеристиками должен обладать руководитель:
- способностью управлять собой;
- иметь разумные личные ценности;
- иметь четкие личные цели;
- способностью постоянного личного роста и развития;
- навыками решать проблемы;
- изобретательностью и способностью к инновациям;
- способностью влиять на окружающих;
- знаниями современных управленческих подходов;
- способностью обучать подчиненных;
- способностью формировать и развивать трудовой коллектив.
Иногда полезнее не знать, что сделано до тебя, чтобы не сбиться на проторенный путь, ведущий в тупик. А.М. Будкер |
Исходя из этого списка, можно говорить о том, что для руководителей надо проводить:
1. Тренинги личностного роста.
2. Тренинги по целеполаганию, решению проблем и принятию решений, планированию. Ведь если руководитель не может сформулировать цели для подчиненных, чего они будут достигать? Если руководитель не знает даже смысла термина «проблема», если он не понимает, что решение в математике и решение в бизнесе - это разные процедуры, и в бизнесе - это процедура выбора, то он просто менее эффективен.
3. Тренинги по лидерству. Только надо различать политическое лидерство и производственное лидерство. Это не одно и тоже. Умение влиять на коллектив и вести его за собой не врожденное. Этому вполне можно научиться.
4. Тренинги по обучению персонала и наставничеству. Руководитель растет на дрожжах успехов подчиненных. Это значит, он должен уметь их обучать. Руководитель делегирует часть своих задач и полномочий подчиненными. Для того чтобы они справлялись, их надо обучать. И тут на 100% не помогут направления на курсы и тренинги. Они помогают частично. А вот специфике придется учить часто лично через наставничество.
5. Тренинги по строительству команд. Люди работают в коллективах, и эффективность их работы во многом зависит от слаженности команды. Следовательно, руководитель не может уйти от задачи строительства своей команды. А значит, ему надо научиться делать это.
Давайте посмотрим, чему еще надо бы учиться ТОП менеджменту. Тут хочется разделить знания и навыки. Знания - это то, что руководитель должен знать; навыки - что должен уметь.
Начнем со знаний. Действительно, руководитель управляет организацией головой, а не ногами или руками. То есть знания играют ключевую роль в эффективности руководителя. Только вот какие знания.
Самый спорный вопрос о том, надо ли первым руководителям получать специфические профессиональные знания. Точного ответа нет. Но есть наиболее часто встречающееся мнение: управление - это отдельная специальность, и учиться надо управленческим знаниям.
Лично
я всегда готов учиться, хотя мне не
всегда нравится, когда меня учат.
|
Перечислим и кратко раскроем содержание тех дисциплины, которые, на наш взгляд, особенно важны для ТОП менеджмента:
- Корпоративное управление - организация взаимодействия в звене акционеры - совет директоров - ТОП менеджмент;
- Стратегическое управление - определение долгосрочных целей и выбор методов их достижений;
- Основы менеджмента - базовые принципы управления;
- Основы менеджмента качества;
- Маркетинг - создание организации, ориентированной на удовлетворение актуальных нужд клиентов. Именно первый руководитель и является главным «маркетологом» организации.
- Управление человеческими ресурсами - организация работы с персоналом или о том, как сделать так, чтобы персонал работал эффективно. Обращаю внимание на то, что это именно менеджеры управляют персоналом, кадровые службы им в этом только помогают;
- Управленческий учет и корпоративные финансы - организация работы с финансовыми потоками;
- Управление изменениями - организация перемен в предприятии. В современном мире все меняется очень быстро. Предприятиям тоже надо успевать за переменами. Но любые, даже самые позитивные перемены встречают сопротивление коллектива, и это сопротивление надо преодолевать;
- Анализ деятельности - организация эффективного контроля над работой предприятия.
Я
убедил себя, что следует больше доверять
тем, кто учит, а не тем, кто
приказывает. |
Теперь поговорим о навыках для руководителей. Начнем с того, что единственным инструментом управления является общение (убеждение сотрудников) - процесс приема, обработки, хранения и выдачи информации нужным (убедительным) образом.
Раньше был еще такой инструмент, как принуждение, но теперь он применяется все реже и реже.
Руководителя надо учить работе с информацией, в том числе эффективному чтению, выслушиванию, запоминанию, анализу, принятию решений и решению проблем, презентациям, публичной речи и убедительности, структуре распоряжений и деловому письму, технике переговоров и управлению деловыми конфликтами, т.е. всему тому, что называется Деловое Общение.
Кроме того, есть еще и вопросы личной эффективности. И в этом поле к выше сказанному можно добавить такие темы, как Управление временем, Управление стрессом, Баланс между работой и жизнью.
Как видите, тем много. Обучить этому за однодневный курс невозможно, хотя запросы типа «давай быстренько отучим руководителей» приходят очень часто.
Развитие руководителей - это долгая и кропотливая работа. Сделать ее по принципу «всю ночь кормить - к утру зарезать» не получится. Надо создавать программу развития ТОП менеджмента и затем последовательно и упорно ее исполнять, что невозможно без явной поддержки самого первого руководителя и/или председателя Совета Директоров.
В заключение, тем руководителям, которые считают, что их не надо учить, т.к. они уже многого достигли сами, и что теория никогда не заменит практику, хотим сказать следующее: - Менеджмент это не наука, выведенная на кончике пера. Это практика, обретшая теоретическое выражение. Конечно, хороший практик эффективен, но хорошо подготовленный и обученный практик все-таки эффективнее.