5 вопросов 5 экспертам
Помочь внедрению систем менеджмента качества в масштабах региона может только политическая воля.
Слово «качество» большинство людей связывает с качеством продукции.
Профессионалы же понимают этот термин шире и подразумевают под качеством не только потребительские характеристики, но также систему управления производственными процессами и людьми, создающими совершенные товары.
Внедрению систем менеджмента качества на красноярских предприятиях был посвящен организованный журналом «Миллион» круглый стол. Он состоялся 10 ноября, в Международный день качества.
Участие в обсуждении приняли:
- директор Центра менеджмента качества СибГТУ д.т.н., проф. Виолетта Левшина;
- заместитель начальника отдела обеспечения качества СибГТУ к.т.н. Марина Катанаева;
- директор АНО «Красноярскстройсертификация» к.т.н. Юрий Стоян;
- начальник отдела качества ОАО «Красцветмет» Николай Алпатов;
заведующий кафедрой управления качеством ГУЦМиЗ к.т.н. Сергей Дранишников.
Вопрос – Насколько продвинулись за последнее время красноярские предприятия в плане внедрения систем менеджмента качества? Как выглядит наш край на фоне других регионов Федерации?
С. Дранишников: – За последние пять лет количество краевых организаций, внедряющих у себя системы менеджмента качества (СМК), выросло на порядок. Большинство крупных предприятий имеют сегодня сертификат на СМК стандарта ISO 9001. Это Красцветмет, «Бирюса», КрАЗ и другие. Все они сертифицировались в зарубежных органах.
Интересно, что еще два года назад в создании СМК были заинтересованы в основном крупные экспортоориентированные предприятия.
А сейчас работой по улучшению качества своей продукции и параллельно – созданием систем качества всерьез начинают заниматься многие представители среднего и малого бизнеса, которые не собираются экспортировать свою продукцию.
Ю. Стоян: – Массовое внедрение систем качества в крае наблюдалось лет 25 назад. Это было время КС УКП (комплексных систем управления качеством продукции).
Потом был провал. Сейчас пришли современные системы: ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000, но о серьезном продвижении в этой области говорить рано.
Что касается строительной отрасли края, то здесь ситуация сложнее: сертификат ISO 9001 по СМК имеют единицы. Хотя позитивные тенденции все-таки прослеживаются.
В. Левшина: – По сравнению с соседними регионами наш край существенно отстает. Внедрение СМК на Урале, в Новосибирской и Кемеровской областях, на Алтае и в Дальневосточном округе идет значительно быстрее.
В процесс создания СМК там вовлекаются не только крупные предприятия, но также множество средних и малых.
Эта работа активно идет в Томской области, где уже почти 15 лет проводится конкурс на получение премии губернатора в области качества. Это стимулирует интерес руководителей предприятий к СМК.
Примерно то же самое происходит в Казахстане и Татарстане.
Между тем не за горами вступление в ВТО, когда конкурентоспособность краевой продукции на европейском рынке будет во многом зависеть от того, какими механизмами мы сможем подтвердить ее качество.
Один из них – сертификация по стандарту ISO 9001. Пока что наш регион не имеет таких механизмов не вполне к вступлению в ВТО подготовлен. И это может негативно сказаться на его экономическом будущем.
Вопрос – В чем вы видите причину отставания от других регионов? И что мешает нашим предприятиям активнее включаться в процесс внедрения СМК?
М. Катанаева: – Первое – географическое положение края. Мы находимся на значительном удалении от границ, и поэтому у нас сравнительно мало совместных предприятий: участие иностранных партнеров заставляет многих наших руководителей заниматься созданием СМК, иначе те просто откажутся с ними сотрудничать.
Вторая причина кроется в том, что администрация края не проводит достаточно активной политики в области менеджмента качества.
А поддержка власти в этом вопросе играет ключевую роль: одно дело – пытаться продвигать идею «снизу», и совсем другое, когда понимание проблемы идет «сверху».
Н. Алпатов: – Самая большая проблема состоит в том, что руководителя нельзя научить «снизу» или «сбоку».
Влиять на ситуацию можно только «сверху».
А насколько мне известно, российское правительство разрабатывает свою политику в области качества уже года два.
По крайней мере, именно столько времени прошло с момента опубликования проекта соответствующей программы. Хотя заявление президента о том, что самое главное сегодня – повышение конкурентоспособности страны, внушает некоторый оптимизм.
Однако влияние власти не должно превращаться в навязывание неких установок.
Потому что каждая организация должна самостоятельно прийти к тому, чтобы сертифицироваться по СМК. Иначе сертификация превратится в покупку документа и никакой пользы не принесет.
К примеру, мы на своем заводе пришли к СМК совершенно осознанно. И хотя качество нашей продукции нас полностью устраивало, мы решили пройти сертификацию, чтобы с помощью консультантов выстроить эффективную и результативную систему менеджмента.
Это дало реальные результаты: нам удалось добиться мобильности, прозрачности всех производственных процессов, оформились стандарты командной работы, появилась возможность получить предсказуемый результат.
Работа предприятия улучшилась по многим показателям, что в том числе положительно отразилось на наших доходах.
В. Левшина: – Экономика Красноярского края в силу целого ряда причин имеет преимущественно сырьевую ориентацию. Доля наукоемкой продукции уменьшилась в несколько раз.
А ведь именно в этом сегменте рынка сегодня самая высокая конкуренция, которая и заставляет предприятия доказывать качество своей продукции, участвовать в создании СМК и их сертификации.
Чем больше у нас будет наукоемких производств, тем больше предприятий начнут решать проблемы менеджмента качества. И никакого воздействия «сверху» не понадобится.
С. Дранишников: – Действительно, в России СМК активнее внедряются на наукоемких производствах, в первую очередь – на бывших предприятиях оборонного комплекса.
В Ярославской области, например, такие предприятия являются основным источником пополнения областной казны.
И там администрация поддерживала те из них, которые вставали на путь создания СМК: давала им определенные налоговые льготы.
То же самое происходило и в Пермской области. Сегодня процент сертифицированных организаций в этих областях – самый высокий в России, хотя их географическое положение примерно такое же, как у нас.
Ю. Стоян: – Проблема в том, что в сознании многих системы менеджмента качества пока не стали инструментом достижения конкурентных преимуществ на рынке.
Нет настоящей пропаганды идей качества.
Очень мешает также слабая информированность руководителей, нехватка аккредитованных экспертных и консалтинговых организаций, готовых предоставить услуги по обучению и сертификации СМК.
В результате если на десятках старых предприятиях еще сохранились остатки советских систем управления качеством, то на тысячах новых каждый руководитель строит их как знает и понимает сам.
Тем более что само внедрение СМК – дело достаточно затратное и не быстрое. И конечно, стоит согласиться – нужна политическая воля на уровне руководства края и соответствующая программа действий.
Вопрос – У многих людей складывается впечатление, что корень всех бед – слабая техническая оснащенность наших предприятий. Что вы думаете по этому поводу?
Дранишников:
– Это не так.
Ведь речь идет не о качестве продукции, а о качестве менеджмента – системы управления. А она состоит из множества подразделений, и не только производственных: служб маркетинга, проектирования, продаж, закупок и других.
Там основное оборудование – компьютер, стол и ручка.
Что же касается производственной техники, станков и машин, то для внедрения СМК их возраст особой роли не играет. Важно, в каком состоянии находится это оборудование.
Я знаю одну организацию, в которой до сих пор работает немецкий пресс 1895 года выпуска, и на нем выполняют работу, требующую особой точности. А в некоторых компаниях есть очень новое оборудование, пяти - десятилетней давности, на котором уже сейчас невозможно работать.
Система менеджмента качества как раз и направлена на то, чтобы правильно организовать управление всеми процессами: маркетинга, проектирования, продаж, технологическими и др. Это касается в том числе и ухода за оборудованием.
Средний возраст оборудования на японских заводах – 25 лет. А процент брака – почти нулевой: одно дефектное изделие на миллион, и даже миллиард изготовленных!
Вопрос – Что нужно сделать, чтобы системы менеджмента качества в крае развивались интенсивнее? И чтобы после вступления России в ВТО наша продукция смогла противостоять натиску конкурентов?
В. Левшина: – В первую очередь свою заинтересованность в данном вопросе должна продемонстрировать краевая администрация.
Например, учитывать наличие СМК на предприятии при проведении тендеров на получение госзаказов.
Ю. Стоян: – Могло бы помочь учреждение премии администрации края (или премии губернатора), которая присуждалась бы предприятиям, достигшим наибольшего успеха в области повышения качества управления.
Как мы уже говорили, во многих российских регионах такая практика существует: в Томской, Свердловской, Новосибирской областях и др. В Красноярском крае – пока нет, хотя мы не раз обращались в краевую администрацию с этим предложением.
Между тем эффективность подобных мер уже доказана.
С 1996 года в России проводится национальный конкурс на получение премии правительства в области качества. Мне и Виолетте Витальевне неоднократно доводилось работать в составе экспертных комиссий.
Методика конкурса соответствует европейским стандартам.
Участники оцениваются по 32 критериям, куда входят и экологические показатели, и взаимоотношения с обществом, собственно качество продукции, охрана труда, работа с персоналом и потребителями.
Комплексная интегрированная модель позволяет всесторонне оценить предприятие. Любая премия такого рода решает две задачи: выделяет лучших и учит остальных, как нужно развивать менеджмент качества.
М. Катанаева: – Не менее важно, что предприятие-участник получает обратную связь со стороны независимых профессиональных экспертов. Они отмечают и сильные, и слабые стороны по каждой компоненте системы.
В. Левшина: – Участие в конкурсе заставляет руководство предприятия заняться своего рода рефлексией. А это очень полезно: сразу становится ясно, что можно улучшить и куда нужно двигаться.
Ведь даже получение сертификата по СМК не означает, что совершенство достигнуто. Это только начало пути.
М. Катанаева: – Чтобы стимулировать работу по улучшению качества менеджмента, необходимо начинать широко пропагандировать эту идею, главным образом в СМИ.
Японское экономическое чудо как раз с этого и начиналось.
После того как Деминг прочитал свои лекции, японцы возвели качество в ранг национальной идеи. В 60-е годы в Японии выходила еженедельная телевизионная программа, посвященная вопросам качества.
Мы, со своей стороны, пытаемся сейчас восстановить деятельность Восточносибирского отделения академии проблем качества, которая могла бы стать своеобразным органом взаимодействия властных структур и бизнес-сообщества края.
Вопрос – Где в Красноярске можно получить консультации, пройти обучение и сертификацию по системам менеджмента качества? И возрастет ли в ближайшее время заинтересованность краевых предприятий в создании СМК?
В. Левшина: – Обучение по СМК в Красноярске сегодня проводит Центр менеджмента качества при СибГТУ.
Центр имеет солидный практический опыт и, насколько мы можем судить по отзывам слушателей, зарекомендовал себя как один из наиболее квалифицированных центров обучения в данной области.
Специалисты нашего Центра, например, обучали преподавателей и сотрудников 150 вузов и ссузов от Урала до Дальнего Востока.
Учили менеджеров АНПЗ, ГХК, «Сибирской губернии». Со следующего года у нас можно будет пройти курс переподготовки по СМК и курс обучения по системе OHSAS:18 000.
Образовательные услуги Центра соответствуют всем требованиям ISO 9001. Кроме того, на нашей базе создано единственное сибирское представительство ООО «Тест-С.-Петербург», являющегося официальным партнером международной сертификационной сети IQnet.
С. Дранишников: – Наша кафедра специализируется на обучении менеджеров, консультировании и сертификации СМК промышленных предприятий.
Среди наших «учеников» ГХК, НПО ПМ им. Решетнева, завод холодильников «Бирюса», Красцветмет, Красноярский завод комбайнов и другие предприятия Сибирского, Уральского регионов. 14 из них уже успешно прошли сертификацию по ISO 9001.
С моей точки зрения, это важный показатель, на который нужно ориентироваться при выборе обучающей и консультирующей организации.
Обучение по менеджменту качества и экологическому менеджменту проводит также Красноярский центр метрологии и стандартизации.
Ю. Стоян: – Что касается сертификации СМК, то сегодня в крае таким правом обладают четыре организации. Скоро их будет пять: наш орган проходит аккредитацию по системе СМК.
Кроме названных коллегами местных организаций серьезные центры сформировались во многих городах.
Можно назвать «Конфлакс» (С.-Петербург), «Приоритет» (Н. Новгород), ВНИИС (Москва). Ассоциация стройсертификации России, одним из учредителей которой является АНО «Стройсертификация», ежегодно проводит несколько обучающих семинаров с привлечением ведущих специалистов Агентства по техническому регулированию и метрологии и Федерального центра по сертификации в строительстве.
Н. Алпатов: – Весомый информационный потенциал заложен в конференциях по менеджменту качества, которые завод «Красцветмет» совместно с ГУЦМиЗ и НТТ «Легкие металлы» проводит уже четвертый год.
В 2004 году участвовало 158 специалистов из 37 организаций, в 2005-м – 180 из 45 организаций. К нам приезжают даже из других регионов и стран.
С другой стороны, мы ясно видим перспективность работы по развитию СМК на своем собственном предприятии. Этот процесс затягивает, постепенно входишь во вкус, и хочется улучшить что-то еще.
Миллион-блиц
Вопрос - Зачем нужна система менеджмента качества?
Юрий Стоян: – Внедрение СМК дает конкурентные преимущества на рынке, особенно если рассматривать этот вопрос под углом вступления России в ВТО. Кроме того, сертификация, очевидно, заменит собой лицензирование некоторых видов деятельности, которое предполагается отменить с 2007 года.
Марина Катанаева: – СМК позволяет создать прозрачную модель управления и добиться эффективной взаимосвязи всех производственных процессов. Ведь самое главное – научиться состыковывать эти процессы: именно на стыках возникают основные проблемы.
Николай Алпатов: – СМК – мощный стимул для развития любого предприятия. Ключевое понятие ISO – улучшение. СМК должна быть настроена на постоянное улучшение. Таково требование стандарта. А тот, кто не растет, постепенно отстает и теряет свои позиции на рынке.
Сергей Дранишников: – СМК нужна предприятиям прежде всего для улучшения финансовых показателей. В процессе внедрения и развития системы менеджмента качества уменьшается количество ненужной работы, переделок, брака. Это снижает себестоимость продукции и увеличивает доходы. Кроме того, и это самое важное, растет удовлетворенность потребителя этой продукции.
Виолетта Левшина: – Современные стандарты СМК помогают руководителям предприятий сформировать новый взгляд на вещи. Они ориентируют на потребителя, на любовь к своему персоналу, своим партнерам. Не зря стандарты ISO называют «стандартами о любви».
БЕСЕДОВАЛА НАТАЛЬЯ ДЕМШИНА