Регион: Выбрать регион
Сейчас: 13 октября 7:44:39
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

АПК, Информационные технологии и продовольственная безопасность.

Дата события: 17.10.2009

17.10.2009г. на рабочем заседании Кластера Информационных технологий (КИТ), проводимом в рамках работы V Красноярского городского Форума, была выдвинута инициатива решения проблемы продовольственной безопасности с помощью современных информационных технологий. Данная инициатива в полной мере соответствует принятому курсу Правительства России и Президента страны к переходу на предоставление услуг средствами электронного взаимодействия.

Вопрос обеспечения продовольственной безопасности и соответствующего уровня качества пищевых продуктов для населения всегда являлся актуальным и насущным. Все активнее и все острее поднимаются эти вопросы на разных уровнях, проводятся Круглые столы, устраиваются тематические заседания и обсуждения, разрабатываются и принимаются различные законопроекты, посвященные этой теме. Однако, до сих пор, нельзя с полной ответственностью заявить, что какой-либо субъект Федерации смог добиться существенных результатов в решении этого вопроса.

На последнем рабочем заседании Кластера Информационных технологий (КИТ), проводимом в рамках работы V Красноярского городского Форума, была выдвинута инициатива решения проблемы продовольственной безопасности с помощью современных информационных технологий.

Основная проблематика.

Экспресс изучение рынка продуктов питания и сферы АПК приводит к выявлению таких проблемных и до сих пор нерешаемых вопросов, как:

  • Сбыт собственной продукции (фермеры, хозяйства, товаропроизводители);
  • Приобретение сырья должного качества и оптимальной стоимости;
  • Лабораторная экспертиза качества (сортности) продукции;
  • Упаковка товаров по определенным стандартам;
  • Доставка от производителя в логистические центры, сбытовые сети, торговые точки;
  • Не рыночное ценообразование, сговоры, коррупция;
  • Всеобщая доступность и прозрачность информации о продукте и производителе.

Многие предпринимаемые ныне меры, - преимущественно, со стороны государственных органов, - имеют отношение, скорее, к борьбе со следствиями, чем с причинами. Общественность же и вовсе не имеет возможности существенно влиять на решение тех или иных проблемных моментов.

Очевидно, что основные причины возникающих сложностей на рынке производства и сбыта продуктов питания:

  1. Недостаток объективной информации о самой продукции и участниках рынка.
  2. Сложность или невозможность выявления ответственных лиц или организаций по той или иной возникшей проблеме.
Предложение Кластера «Информационные технологии» г. Красноярск.

17.10.2009г. на рабочем заседании Кластера Информационных технологий (КИТ), проводимом в рамках работы V Красноярского городского Форума, была выдвинута инициатива решения проблемы продовольственной безопасности с помощью современных информационных технологий. Данная инициатива в полной мере соответствует принятому курсу Правительства России и Президента страны к переходу на предоставление услуг средствами электронного взаимодействия.

Данная инициатива была поддержана координаторами Кластера и Заместителем Главы города, начальником Департамента социальной политики В.В. Куимовым, и выделена в отдельный проект с внутренним рабочим кодом и названием КИТ-9 «Продовольственная безопасность». В.В.Куимов также предложил организовать рабочую встречу-совещание участников КИТ и непосредственных участников АПК Красноярского края.

Проект КИТ-9 предварительно ставит перед собой цель: «Обеспечение физической и экономической доступности населения к экологически чистым и безопасным продуктам питания. Прозрачное информирование всех заинтересованных сторон о любых свойствах и параметрах продукции и проводимом контроле качества».


В рамках реализации Проекта намечены следующие задачи:

  1. Создание портала по принципам C2C, C2B, B2C, B2B, G2C, G2B.
  2. Стимулирование развития малых предприятий со стороны власти.
  3. Предоставление возможности привлечения частных инвестиций и государственных Гарантий.
  4. Лицензирование (аккредитация) лабораторий и экспертных организаций для проведения экспертиз определенных видов (категорий) продуктов и товаров. Лишение экспертных прав при нарушениях, фиксирующихся в т.ч. через портал (рейтингование).
  5. Ведение полной базы данных по всем продуктовым позициям. Предоставление данных по товарам потребителям по запросу (SMS, штрихсчитывание, информационные терминалы, интернет-портал).
  6. Ведение рейтингов видов продукции и участников цепочки на основании отзывов и рекламаций.

По итогам реализации очевидно получение таких общерегиональных преимуществ, как:

  1. Снижение нагрузки на бюджеты. Окупаемость проекта.
  2. Привлечение частных инвестиций под гос.гарантии.
  3. Развитие сельского хозяйства и предпринимательства.
  4. Развитие технологий и новые рабочие места.
  5. Снабжение торговых сетей преимущественно местной продукцией (импортозамещение).
  6. Справедливое формирование стоимости товаров.
  7. Стабилизация и повышение качества продукции.
  8. Повышение ответственности и адресность разрыва цепочки качества.
  9. Саморегулирование всей производственно-сбытовой цепочки с минимальными контролирующе-координирующими государственными функциями.
Для отдельных же ключевых субъектов рынка продуктов питания проектом предоставляются возможности:

Как производителю продуктов питания:
1) информировать всех заинтересованных о параметрах своей продукции;
2) получение справедливого отношения, адекватной оценки продукции или инвестиций на развитие;
3) не заниматься не свойственной деятельностью, не отвлекаться без надобности на такие задачи как: экспертиза, доставка, переработка, упаковка, хранение, реализация;
4) максимально снизить риски потерь в результате непреодоления тех или иных возникших барьеров;
5) влиять на развитие и совершенствование общей системы сбыта и потребления.

Как потребителю продуктов питания:
1) многовариантный поиск способов приобретения продукции в розницу или оптом с сопутствующими услугами и сервисами;
2) в любом месте (включая рынки или магазины) и разными способами (терминалы, SMS, другое) получить актуальную и исчерпывающую информацию о продукте, производителе, реализаторе продукции и др., дабы удостовериться в безопасности и качестве продукции;
3) быть уверенным, что полученная информация объективна и достоверна, и не придется прибегать к методу собственных проб и ошибок;
4) недобросовестные игроки рынка, равно как и потворствующие им служащие, экспертные органы и др. не находят возможности существования в выстроенной системе;
5) влиять на развитие и совершенствование системы сбыта и потребления.

Как предпринимателю, имеющему прямое или косвенное отношение к рынку продуктов питания:
1) быть защищенным от блокирующих монополистов, недобросовестных конкурентов и коррумпированных государственных служащих;
2) формировать, развивать, диверсифицировать собственный бизнес;
3) влиять на развитие и совершенствование системы сбыта и потребления.

В настоящее время активно формируется рабочая группа из экспертов-практиков, к которой может присоединиться любой инициативный человек, желающий и способный внести свой вклад в реализацию обозначенного проекта.

Координаты и полезная информация о проекте и деятельности самого Кластера «Информационные технологии» можно найти по адресу: http://kit.krsk.ru.

Законопроекты, исследования и инициативы в направлении продовольственной безопасности

1 декабря 1999 года принят Государственной Думой, а 23 декабря 1999 года одобрен Советом Федерации Федеральный закон от 2 января 2000г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (30 декабря 2001 г. внесены изменения). http://femida.info/55/fzokibpp001.htm

В 2005 году при финансовой поддержке РФФИ-ККФН (проект 05-05-97701) выполнена работа «Продовольственные ресурсы и продовольственная безопасность Красноярского края», автор Н.Я. Шапарев, Институт вычислительного моделирования СО РАН г. Красноярск. http://www.nsc.ru/ws/hazards_2005/9283/Shaparev%20_1_.pdf

Несмотря на инициативы и активную защитную деятельность аграриев в июле 2005 года Закон “О продовольственной безопасности” отклонен Правительством РФ и снят с дальнейшего рассмотрения http://www.russia-today.ru/2007/no_07/07_topic_1.htm

В 2006 году в столице приняли свой закон “О продовольственной безопасности города Москвы”. В это же время и несколько позднее Курганская, Томская, Иркутская области и др. субъекты Федерации также принимают свои Законы о продовольственной безопасности и качестве пищевых продуктов.

По итогам 2006г. по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) 44% населения страны не устраивает качество продуктов, приобретаемых для повседневного питания.

Октябрь 2007г. В Государственной Думе заявляют о необходимости разработки и принятия закона о продовольственной безопасности России, а также увеличении господдержки агропромышленного комплекса страны. http://www.zonazakona.ru/news_213.html

Февраль 2008г. Депутаты Законодательного собрания Красноярского края приняли в первом чтении закон «О мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов».

06.04.2008г. Губернатором Красноярского края подписан ЗАКОН Красноярского края №5–1461 от 20.03.2008 «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов» («Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», N 17 (238), 14.04.2008). Вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее дня, следующего за днем официального опубликования в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края».

Июль 2008г. Средства массовой информации сообщили о том, что в Законодательном Собрании завершилась работа над проектом закона «О продовольственной безопасности Красноярского края» http://www.24rus.ru/more.php?UID=31525

В ноябре 2008 года в СМИ прозвучало об идее властей создать в крае «Межрегиональный оптово-розничный сельскохозяйственный комплекс». Эта идея была озвучена со ссылкой на предложение министра сельского хозяйства Красноярского края Леонида Шорохова создать новое масштабное госучреждение, которое бы занялось налаживанием взаимосвязей между производителями, перерабатывающими предприятиями и непосредственными потребителями. http://krasnoyarsk.biz/news/2008/11/19/agro/

В 2008-2009 В программе антикризисных мер Администрации Красноярского края отмечено, что Правительством Красноярского края разработан законопроект «О дополнительных мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса края». Там же, в частности, сказано: «Поддержка предприятий агропромышленного комплекса является одним из эффективных инструментов обеспечения продовольственной безопасности, что в текущих условиях роста стоимости импортируемого продовольствия является, по мнению Правительства Красноярского края, особенно актуальным». http://www.krskstate.ru/antikris/program/0/prog/208

Февраль 2009 г. Проведен круглый стол в редакции газеты «Красноярский рабочий» Тема: «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ И ЛОГИСТИКА» $http://www.krasrab.com/archive/2009/02/26/14/view_article

07.07.2009 Закон Красноярского края №8-3512 «О дополнительных мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса края в 2009-2010 годах» http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/1756

Только эта небольшая подборка публикуемых материалов позволяет понять важность обозначенной проблематики Продовольственной безопасности.

Количество просмотров: 10718
02.11.2009 07:01 | Karekблог автора

Еще публикации: