Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 12:34:41
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Влияние непрогнозируемого кризиса на международные цепи поставок

 Лахметкина Наталья Юрьевна

к.т.н., доцент

Российский университет транспорта (МИИТ)

г. Москва, Россия

E-mail: naturla@mail.ru

 

The impact of an unpredictable crisis on international supply chains

Lakhmetkina Natalia Yurievna

Ph.D. of Engineering Sciences, Associate professor

Russian University of Transport (MIIT)

Moscow, Russia

 

На транспортном рынке редко случаются глобальные и непрогнозируемые кризисы или события, которые кардинальным образом меняют существующий порядок. Одним из таких событий стал коронавирус, последствия которого и его влияние на структуру международных цепей поставок рассмотрены в статье.

Ключевые слова: международные цепи поставок, коронавирус, транспорт, кризис

 

In the transport market, there are rarely global and unpredictable crises or events that radically change the existing order. One of these events is the coronavirus, the consequences of which and its impact on the structure of international supply chains are discussed in the article.

Key words: international supply chains, coronavirus, transport, crisis

 

На данный момент нет до сих пор единого мнения, насколько коронавирус изменит транспортную отрасль в будущем, однако есть мнения экспертов и представителей ведущих российских и международных компаний, подкреплённые фактическими доказательствами рынка транспортных услуг.

Рассмотрим для начала общемировую ситуацию и тенденции развития рынка в этом году. В соответствии с данными на CustomsForum.ru мировой ВВП в 2020 году из-за коронавируса недосчитается порядка 1,1 трлн долларов [1]. Если в начале января тарифы на доставку грузов из Китая в Россию выросли до высоких значений, то в марте они существенно снизились, чтобы восстановить объем перевозок. Из-за закрытия китайских производств на время эпидемии не производилось множество отгрузок, а основные контейнерные линии объявляли blank sailings (судно пропускает один порт или отмена рейсов). Эксперты также отмечают, что из-за недопоставок в последние месяцы в будущем обычных потребителей будет ожидать дефицит, что в итоге приведет к подорожанию стоимости товаров.  Ещё одна проблема связана с тем, что значительное количество линейного контейнерного оборудования осталось в Китае, из-за чего в других странах возник его дефицит.

Импортные перевозки из Европы оказались также под угрозой сильных задержек в связи с эпидемией [13]. Ограничительные меры привели к пробкам на границах Германии, Польши, Италии, Литвы, Чехии и прочих стран. Продолжительность прохождения таможенных постов выросла с 12 до 48 часов. Учитывая, что многие маршруты были кольцевыми, это повлекло за собой опоздание на следующие погрузки. Особенно критичной ситуация сложилась в период с середины марта по середину апреля. Также одной из причин стало закрытие производств в Европе или их переход на работу в экономном режиме с ограниченным штатом сотрудников. Необходимость в сырье из России также пропала, что повлекло за собой множество порожних рейсов из России в Европу. Данные порожние пробеги также сказались на клиентах, ожидающих импортных поставок. 

Больше всего пострадал рынок авиаперевозок.  Основными причинами стали отмена рейсов и увеличение стоимости перевозок, в связи с чем компании стали предлагать альтернативные способы и маршруты, особенно в удалённые регионы.

Коронавирус практически не повлиял на железнодорожное сообщение с Китаем. Многие транспортные компании заявили, что распространение коронавирусной инфекции не мешает грузовым перевозкам. В условиях съема пассажирских поездов, их могут занимать грузовые поезда в направлении Дальнего Востока. По оценкам экспертов, основной удар приходится на экспорт из Китая в Европу, импорт в Китай пострадает значительно меньше. Основная масса экспортируемых через Ухань товаров – это комплектующие для авто и авиапрома, электроника, текстиль, химическая и пищевая продукция.

В настоящее время ускоренные контейнерные перевозки продолжают свое развитие. Маршруты и регулярность отправок становятся более стабильными. Наибольшая динамика роста востребованности отправок данным способом перевозки заметна во многих городах Китая: Сучжоу, Нанкин, Гуанчжоу, Далянь, Ухань, Иу, Чунцин, Чэнчжоу и др. Такая тенденция объясняется наличием в вышеперечисленных районах высокой концентрации производства продукции. Отправки ускоренных контейнерных поездов по данным маршрутам осуществляются с учетом потребностей грузополучателей. Практикуется доставка контейнеров до любой станции назначения на территории России, Китая, Казахстана, Монголии, Европы. Кроме того, развиваются ускоренные мультимодальные сервисы из Японии и Кореи. Это является большим преимуществом не только перед морским видом транспорта, но и в сравнении с обычными железнодорожными отправками. Вопрос заключается лишь в качественном осуществлении и продолжении развития существующего сервиса [3].

Внутри России основным фактором, повлиявшим на объемы перевозок, является высокий спрос на товары первой необходимости, который произошёл в середине – конце марта. В этот период на рынке перевозок наблюдался скачок объемов, который приводил к дефициту транспорта и поднятию цен мелкими перевозчиками в сфере автоперевозок. При этом в апреле ситуация кардинально изменилась. Так сокращение объемов перевозок в категории продуктов питания достигло 10-15%, а в категории непродовольственных товаров 40%. Перевозки стройматериалов, металлоконструкций, бытовой химии практически исчезли.

Очень сильно упали продажи оффлайн торговли. При этом продажи онлайн торговли подросли в несколько раз. В лидеры по объему доставок вышли средства личной защиты (+ 213 %), косметика (+186 %), детские товары (+164%), книги (+157%), спортивный инвентарь (+146%) и электроника (плюс 139%). В среднем число курьерских доставок подросло на 12 - 15% [4]. Ситуация также вынудила компаниям, производящим фармацевтику и алкоголь, запускать дополнительные онлайн каналы продаж, которые раньше не были развиты в достаточной мере.

Таким образом, коронавирус отрицательно повлиял не только на рынок транспортных услуг, но и позволила многим компаниям развивать не традиционные для них каналы продаж. Однако отрицательных последствий всё же больше, многие участники рынка, несформировавшие необходимых резервов, достаточных для выживания, вынуждены уйти с рынка перевозок.

Перевозки продукции из Китая станут в ближайшее время очень дорогими, так как в стремление возобновить производства, спрос на комплектующие из Китая увеличится. В свою очередь это заставит морских и линейных контейнерных операторов поднять цены. За счёт ухода перевозчиков с рынка автоперевозок может возникнуть дефицит в транспортных средствах. Все эти отрицательные последствия скажутся на потребителях в виде повышения цен на товары.  

Все вышеперечисленные ограничивающие факторы меняют структуру и основные показатели международных цепей поставок. В связи с этим стоит выделить основные области для их развития.

Одной из них является развитие транспортной инфраструктуры. Именно за счёт программы развития транспортной и логистической инфраструктуры и инвестиций в неё в размере более 6 триллионов рублей до 2024 года планируется улучшить позиции РФ в рейтинге LPI до 50 места.

Многие рассматривают 3PL-логистику как основной способ для развития логистического рынка и совершенствования логистики компании. В данном компоненте Россия пока что также уступает лучшим мировым показателям [5]. При этом в данной статистике по версии Armstrong & Associates среднемировой уровень 3PL услуг на всём логистическом рынке равен примерно 10,3%. Это означает, что доля 3PL логистики с результатом 7,9% по-прежнему находится ниже мирового уровня.

Второй важной областью развития можно обозначить государственно-частное партнёрство, которое на данный момент развито слабо. Многие логистические проекты на данный момент осуществляются только за бюджетные средства, в то время как частные инвесторы не заинтересованы в реализации многих проектов. Здесь основной упор необходимо сделать на логичное обоснование подобных проектов, качественное управление рисками и механизмами защиты прав имущественных интересов инвесторов, а также более привлекательные сроки окупаемости проектов.

Третьей областью развития является сбалансированность транспортной системы. В настоящее время транспортная система страны несбалансированна. Дисбаланс носит географический характер, так, например, очень заметно межрегиональное различие уровней инфраструктуры европейской части России и остальных регионов. Помимо этого, дисбаланс между видами транспорта заметен ещё более. Сезонность внутреннего водного транспорта заставляет многих грузоотправителей переходить на доставку железнодорожным и автомобильным транспортом. В свою очередь железнодорожный транспорт из-за недостатка клиентоориентированности начинает уступать позиции в сфере доставки продукции розничных сетей и FMCG-компаний автомобильному транспорту, а также трубопроводному транспорту в сфере перевозки наливных грузов.

Наконец, четвёртой областью для развития можно признать цифровизацию компаний транспортного и логистического сектора. Данный компонент находится пока на низком уровне и уступает не только секторам-лидерам, таким как банковский сектор, но и в целом среднему развитию цифровизации различных секторов экономики России, что значительно усложняет повышение производительности и возможности роста отрасли.

Появившийся в 2020 году коронавирус несомненно внесёт значительные корректировки в дальнейшее развитие мировой торговли и международные цепи поставок, позволит компаниям по-новому взглянуть на внутренние и внешние процессы, оценить новые возможности, проанализировать риски. Очевидно, что предвидеть подобные кризисы невозможно, однако смягчить их влияние и повысить уровень адаптации и гибкости цепей поставок можно и нужно.

 

Библиографический список:

1.        Коронавирус vs логистика: как пандемия скажется на грузоперевозках [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Кастомсфорум.ру»: [сайт]. URL: https://customsforum.ru/news/big/koronavirus-vs-logistika-kak-pandemiya-skazhetsya-na-gruzoperevozkakh-553898.html (дата обращения: 22.01.2020).

2.        Как коронавирус ударил по российским дальнобойщикам [Электронный ресурс] // АвтоТрансИнфо: [сайт]. URL: https://news.ati.su/article/2020/05/03/posledstviya-budut-neobratimy-kak-koronavirus-udaril-po-rossiyskim-dalnoboyshchikam-100000/ (дата обращения: 30.11.2020).

3.        Лахметкина Н, Пилипчак А. Контейнерные перевозки на Евразийском пространстве. Барьеры развития. Логистика. 2020. № 3 (160). С. 20-28.

4.                 E-commerce в цифрах [Электронный ресурс] // Constanta: [сайт]. URL: https://constanta.co/news/20190108-e-commerce-v-tsifrakh (дата обращения: 02.02.2021).

5.                 Global 3PL Market Size Estimates [Электронный ресурс] // Armstrong & Associates: [сайт]. URL: https://www.3plogistics.com/3pl-market-info-resources/3pl-market-information/global-3pl-market-size-estimates/ (дата обращения: 12.11.2020).

 

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3020
теги:
06.01.2022 09:58 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама