Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 апреля 10:30:49
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие логистики в ЕАЭС

Овечкина Ольга Михайловна

к.э.н., доцент, доцент кафедры

логистики и ценовой политики,

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Беларусь

E-mail: ovechkinaolga@rambler.ru

 

The Development of  Logistics in the EAEU

Avechkina Volga

PhD in economics,

Associate Professor of the Department

of  Logistics and Pricing Policy,

Belarusian State Economic University,

Minsk, Belarus

 

В статье отражены результаты анализа развития логистики в ЕАЭС, обоснована необходимость формирования единой транспортно-логистической системы как механизма развития евразийской экономической интеграции и механизма активизации международных экономических процессов в Евро-Азиатском регионе.

Ключевые слова: интеграция, логистика, экономические процессы, торгово-экономические отношения, транзитный потенциал, транспортно-логистическая система.

 

The article reflects the results of the analysis of logistics development in the Eurasian Economic Union, substantiates the necessity for the formation of a unified transport and logistics system as a mechanism for the development of the Eurasian economic integration and a mechanism for the activation of international economic processes in the Euro-Asian region.

Key words: economic processes, integration, logistics, trade and economic relations, transit potential, transport and logistics system.

 

Характерными чертами современных условий социально-экономического развития являются усложнение и ускорение изменений в международных системах. Тенденции экономического развития, основанные на новом технологическом укладе, предполагают не только комплексное прогнозирование динамики изменений, но и активное реагирование на них.

Логистика как система управления потоковыми процессами подвергается трансформации под влиянием изменений, как на локальных, так и на мировом рынке: использование новых технологий, объемы данных, проходящие через цифровые системы, неизбежно отражаются на логистическом обеспечении бизнеса и, как следствие, логистическая деятельность базируется на качественном взаимодействии всех составляющих в условиях среды бизнеса.

Особенностью интеграционного объединения ЕАЭС является его континентальность, в рамках которой лишь Российская Федерация имеет выход к морям, что обуславливает существенные транспортно-логистические издержки. По мнению специалистов, транспортные издержки для стран, не имеющих выхода к морю, в 7 раз больше, чем для прибрежных стран, и доля транспортных расходов в общем стоимостном объеме импорта при пересечении сухопутной границы составляет 10-20 %, что отражается на снижении внешнеторгового товарооборота [2].

Кроме того, инфраструктурное развитие в рамках интеграционного объединения, реализация транзитного потенциала характеризуются инертностью и низкой взаимной значимостью рынков государств – членов Евразийского экономического союза. Так, согласно официальным статистическим данным Евразийской экономической комиссии в 2020 году объемы взаимной торговли составили менее 10 % к общему объему внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами: объем взаимной торговли составил 54 861,1 миллионов долларов США, объем торговли стран-союзниц с третьими странами составил 622 809,9 миллионов долларов США. Лидером внутрисоюзной торговли является Россия, на долю которой приходится более 60 % товарооборота [1].

Определенная разобщенность в восприятии евразийской интеграции негативно отражается на уровне развития логистики стран ЕАЭС в международных торгово-экономических отношениях (таблица 1).

Таблица 1. – Уровень развития логистики (LPIranking) в странах ЕАЭС по данным Всемирного банка (2018 год).

Страна

 

Рейтинг

(160 стран)

Интегральная оценка (индекс)

 

 

 

 

Индекс показателя оценки

Таможня

Инфраструктура

Международные перевозки

 

 

 

 

 

Компетентность

Отслеживание и трассировка

Своевременность

Германия

1

4,20

4,09

4,37

3,86

4,31

4,24

4,39

……………

 

 

 

 

 

 

 

 

Армения

92

2,61

2,57

2,48

2,65

2,50

2,51

2,90

Беларусь

103

2,57

2,35

2,44

2,31

2,64

2,54

3,18

Казахстан

71

2,81

2,66

2,55

2,73

2,58

2,78

3,53

Кыргызстан

108

2,55

2,75

2,38

2,22

2,36

2,64

2,94

Россия

75

2,76

2,42

2,78

2,64

2,75

2,65

3,31

……………

 

 

 

 

 

 

 

 

Афганистан

160

1,95

1,73

1,81

2,10

1,92

1,70

2,38

    Источник:[3].

 

Данные Всемирного банка (таблица 1) свидетельствуют о значительном отставании по всем показателям развития логистики в государствах – членах Евразийского экономического союза.

Расширение и углубление интеграции в ЕАЭС объективно невозможно без наличия современного транспортно-логистического комплекса. Между тем, сфера транспорта и логистики как одно из направлений евразийской экономической интеграции преимущественно регулируется на межгосударственном, а не наднациональном уровне. Одним из главных факторов, препятствующих реализации скоординированной (согласованной) логистической деятельности ЕАЭС, является низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, то есть совокупности ее транспортной, складской, таможенной и управленческой составляющих, что не способствует в полной мере обеспечить повышение общей эффективности интеграционного процесса.

В то же время страны ЕАЭС обладают достаточными внутренними резервами для формирования и развития единой логистической сети как общей системы управления материальными, информационными, финансовыми, сервисными и социальными потоками, как механизма активизации экономических взаимоотношений в рамках ЕАЭС.

Для обновления парка транспортных средств (технический износ которого по оценкам специалистов составляет 60-70 %) необходимо активизировать процесс создания единой промышленной политики ЕАЭС. Ее наднациональный уровень позволит аккумулировать необходимые ресурсы для углубления производственной кооперации и модернизации в автомобильном, железнодорожном и авиационном машиностроении.

Единая политика в сфере таможенного регулирования требует интеграции в таких направлениях, как таможенное администрирование, обустройство пунктов пропуска, широкое применение цифровых технологий, обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков стран ЕАЭС на рынки друг друга, что будет способствовать упрощению и ускорению процесса прохождения таможенных процедур.

Повышение уровня и степени интегрированности логистического сервиса возможно посредством формирования опорной наднациональной сети мультимодальных транспортно-логистических центров, предоставляющих широкий спектр услуг, основанных на современных технологиях.

Особое значение имеет возможность использования транзита в товарообороте между Европой и Азией, что предусматривает координацию стран-союзниц в создании условий для встраивания в глобальные логистические цепи поставок, функционирующие на торговых направлениях «Восток-Запад» и «Север-Юг», в первую очередь, в формировании транспортно-логистической инфраструктуры территорий, находящихся на пути следования грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона, а также технического, технологического и экономического сопряжения с ЭПШП, основной стрежень которого (Евроазиатская транспортная магистраль и ее северный, морской и южный маршруты) совпадает с евразийскими международными транспортными коридорами «Восток-Запад» и «Север-Юг».

Таким образом, транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС, является важным фактором развития евразийской экономической интеграции и действенным механизмом обеспечения активизации международных экономических процессов в Евро-Азиатском регионе.

 

Библиографический список:

  1. Аналитический обзор 25 февраля 2021 г. / Статистика Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии / http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_ stat/tradestat/analytics/.
  2. Arvis, J.-F., Raballand, G., Marteau, J.-F. The Cost of Being Landlocked: Logistics Costs and Supply Chain Reliability./ J.-F. Arvis, G. Raballand, J.-F. Marteau. Washington, D.C.: World Bank, 2010. – 100 p.
  3. International LPI Global Ranking. / The World Bank / World Bank Group // http:www.lpi.worldbank.org.international/global/.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3000
теги:
06.01.2022 11:10 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама