Регион: Выбрать регион
Сейчас: 2 мая 1:05:38
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Показатели оценки эффективности организации операционных процессов в грузовом терминале аэропорта

Полешкина Ирина Олеговна

доцент, к.э.н.

Московский государственный технический университет гражданской авиации,

г. Москва, Россия

E-mail: ipoleshkina@mail.ru

 

Indicators for assessing the effectiveness of organizing operational processes
 in the airport cargo terminal

Poleshkina Irina Olegovna

docent, PhD in Economics,

Moscow State Technical University of Civil Aviation,

Moscow, Russia

 

В статье проанализированы операционные процессы грузового терминала аэропорта и определена система показателей, позволяющих определить эффективность организации этих процессов. Система показателей включает семь основных групп: скорость обслуживания, стоимость выполнения операций, возможность наращивания производственных мощностей, маршрутная сеть аэропорта, инфраструктура грузового комплекса, использование современных технологических разработок, обеспечение безопасности.

Ключевые слова: обработка грузов, грузовой терминал аэропорта, эффективность операционных процессов, система показателей

 

The article analyzes the operational processes of the airport cargo terminal and defines a system of indicators that allow to determine the effectiveness of the organization of these processes. The system of indicators includes seven main groups: the speed of service, the cost of performing operations, the possibility of increasing production capacity, the route network of the airport, the infrastructure of the cargo terminal, the use of modern technological developments, and security.

Key words: cargo handling, airport cargo terminal, efficiency of operational processes, indicator framework.

 

Грузовой терминал аэропорта – это сложная складская система предназначена для обработки грузов, основной целью которой, в отличие от складского комплекса, является не долгосрочное хранение грузов, а их ускоренная обработка при передаче с одного вида транспорта на другой. Скорость операций по обработке грузов является определяющим фактором при перевозке трансферных грузов. От степени оснащенности терминала, его автоматизации, качества применяемых информационных технологий и удобства использования зависит привлекательность данного терминала в МЦП, особенно это касается наиболее загруженных терминалов.

Под обработкой груза в аэропорту понимается комплекс операционных процессов, обеспечивающих приемку, оформление к перевозке, комплектование груза, проводимых в коммерческом складе при подготовке рейса к вылету, а также разукомплектование груза при прилете.

По оценкам ведущих авиакомпаний в мире наблюдается глобальный дефицит карго-инфраструктуры, отвечающий требованиям современного рынка [1]. Главным образом проблема заключается в техническом оснащении. Функциональная эффективности системы обработки трансферных грузов (СОТГ) в грузовом терминале аэропорта заключается в способности системы выполнять установленное обслуживание заданного потока трансферных грузов с соблюдением определенных требований по качеству обслуживания и целевой надежности. Функциональная эффективность системы зависит от большого количества количественных и качественных показателей [2].

В мире проведено достаточно большое количество исследований, посвященных выбору пассажирскими авиакомпаниями аэропорта обслуживания в регионе. При этом, очень незначительное количество исследований рассматривает проблему выбора аэропорта грузовой авиакомпанией. Однако данная проблема нуждается в глубокой проработке. Основной вопрос касается определения ключевых показателей функциональной эффективности аэропорта и его грузового терминала с точки зрения его привлекательности для грузовых авиакомпаний, их математического выражения и способов оценки.

Организация технологических операций обработки грузов в аэропорту определяется четырьмя группами ограничений, рисунок 1:

  • требованиями, предъявляемыми грузоотправителями и грузополучателями;
  • требованиями, предъявляемыми авиаперевозчиками;
  • ограничениями, накладываемыми потенциалом (производительностью) располагаемых аэропортом ресурсов (складских помещений, персонала, техники и технологий для обработки грузов);
  • законодательными и нормативными ограничениями.

714

 

Рис. 1. Ограничения, формирующие требования к организации технологических процессов обработки грузов в аэропорту.

 

Заинтересованными сторонами в повышении эффективности организации операционных процессов обработки грузов в аэропорту являются: службы наземного обслуживания грузового аэропорта, авиакомпании, экспедиторы, транспортные компании и таможня. Все эти службы вовлечены в цепочку доставки грузов воздушным транспортом и выполняют определенную часть операционных процессов [3]. Такое тесное взаимодействие делает процесс отправки грузов ВТ взаимозависимым от всех его участников. Каждая из заинтересованных сторон предъявляет свои требования к организации операционных процессов, однако можно выделить общие требования всех участников.

Между грузовыми терминалами в авиагрузовой отрасли наблюдается жесткая конкуренция, в особенности по обслуживанию межконтинентальных перевозок. На конкурентоспособность грузового терминала влияет:

  • маршрутная сеть аэропорта;
  • организация таможенной очистки грузов;
  • организация операционных процессов обработки грузов;
  • наличие и площадь складских помещений;
  • механизмы содействия торговле, действующие в аэропорту;
  • используемые передовые технологии;
  • наземная инфраструктура аэропорта.

Аэропорты выступают в роли координаторов цепи грузовых авиаперевозок, предоставляя необходимую инфраструктуру и средства, которые позволяют грузовым авиаперевозчикам обеспечивать беспрепятственный товарооборот. Отношения между эксплуатантом аэропорта и перевозчиком авиагрузов в значительной степени будут зависеть от типа авиагрузовых операций, сочетания видов авиаперевозок (чисто грузовые, экспресс-доставка, чисто пассажирские), и от специфических потребностей каждого вида [4].

При обработке трансферных грузов пребывающих рейсов в промежуточном аэропорту можно выделить следующие операции: выгрузка грузов из ВС, транспортировка грузов в грузовой терминал, разукомплектование ULD, входной контроль грузовых отправлений и проверка сопроводительной документации, сортировка и оформление документов, размещение на складе временного хранения, выходной контроль, определение возможных повреждений и проверка документов, выполнение таможенных формальностей при необходимости, проверка безопасности, укомплектование ULD, взвешивание и погрузка на тележки, формирование плана загрузки ВС, транспортировка грузов к ВС, загрузка грузов в ВС, распределение документов, составление отчетов, выставление счетов за оказанные услуги.

На основании изучения результатов российских и зарубежных исследований [5,6], анализа операционных процессов обслуживания грузов в аэропорту и проблем, возникающих при их выполнении, нами был сформирован набор критериев для оценки эффективности организации цепочки обслуживания грузов по каждой группе показателей.

  1. Скорость обслуживания:
  • время оборота полного грузового рейса;
  • время от прибытия ВС до доставки грузов на склад;
  • время от доставки груза на склад до получения уведомления экспедитором о готовности груза к выдаче;
  • время от получения уведомления экспедитором до доставки груза клиенту;
  • время от получения груза грузоотправителя до его отправки воздушным рейсом;
  • время ожидания разгрузки грузового автомобильного транспорта, доставляющего грузы в аэропорт;
  • время прохождения таможенных формальностей;
  • время обработки транзитных грузов с момента прилета ВС до отправки его следующим рейсом;
  • время обратной реакции на телефонные звонки / почтовые отправления;
  • время выполнения отдельных операций в цепи обработки груза в аэропорту.
  1. Стоимость выполнения операций:
  • стоимость посадки ВС;
  • стоимость обработки грузов;
  • стоимость размещения грузов на складах.
  1. Возможности наращивания производственных мощностей:
  • количество грузовых гейтов для разгрузки и загрузки грузов в грузовой автомобильный транспорт;
  • максимально возможное количество вылетов и прилетов в сутки;
  • общая площадь грузового терминала и специализированных складов.
  1. Маршрутная сеть:
  • количество направлений на один континент;
  • частота рейсов на континент / на самые востребованные направления;
  • провозные мощности рейсов на один континент.
  1. Инфраструктура грузового комплекса:
  • наличие специализированных складов для обработки определенных типов грузов;
  • наличие специализированного оборудования для обработки определенных типов грузов.
  1. Использование современных технологических разработок:
  • доля компаний, использующих E-freight;
  • доля таможенных деклараций, оформляемых в цифровом виде;
  • доля компаний, использующих E-Link;
  • проекты IATA, в которых принимает участие грузовой терминал.
  1. Обеспечение безопасности:
  • сертификация сотрудников наземных служб;
  • количество обработанных опасных грузов без проблем с безопасностью;
  • процент таможенных проверок на складах;
  • наличие лицензий и сертификатов на обработку особых категорий грузов;
  • использование системы контроля качества ISO.

Система вышеперечисленных показателей позволяет не только проводить сравнительный анализ операционных процессов обработки грузов в аэропортах, но и оценивать их эффективность, а также определять направления требуемых изменений. Однако не все из вышеперечисленных показателей могут быть легко рассчитаны в условиях используемых информационных систем грузовых терминалов. Поэтому вопрос методики расчета их количественной оценки требует дальнейшего исследования и практической проработки [5].

С этой целью Cargo IQ разработала систему планирования отгрузки и мониторинга эффективности грузовых авиаперевозок на основе определения общих операционных бизнес-процессов и этапов.

Важнейшим достижением ведущих грузовых терминалов является создание системы электронного фрахта, которая объединяет перевозчиков, экспедиторов, хендлинговые компании, грузоотправителей, таможенных брокеров и государственные таможенные органы. Система электронного фрахта нацелена на устранение трех видов документов: таможенных документов; транспортных документов, важнейшим из которых является электронная грузовая авианакладная (e-AWB); коммерческих и специальных грузовых документов [6].

 

Библиографический список:

        1. Гусаченко Н. Невесомый груз // РЖД Партнер – 2020. - № 1-2 (413-414). – С. 42-45.
        2.  Кольцов И.В., Романенко В.А. Оценка функциональной эффективности системы обслуживания перевозок в аэровокзале регионального аэропорта // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017. Т. 16, № 3. С. 55-64. DOI: 10.18287/2541-7533-2017-16-3-55-64.
        3. Lersel M. Amsterdam Airport Schiphol doing a case study about creating Key Performance Indicators for measuring the processes of the Ground Handlers. - Amsterdam University of Applied Sciences, 2018. – 44 p.
        4. Глобальные грузовые авиаперевозки. Рекомендации, касающиеся безопасной цепи доставки авиагруза и почты и упрощения формальностей, 2-е издание. Монреаль: ИКАО.
        5. Андреев А.В. Методические основы формирования показателей оценки конкурентоспособности аэропорта // Научный Вестник МГТУ Г. – 2012. - № 181. – С. 12-24.
        6. Ohashi H., Kim T.-S., Oum T.H. Choice of Air Cargo Transshipments Airport: An Application to Air Cargo Traffic to/from Northeast Asia. CIRJE-F-291, 2004. – 24 p.
        7. 7 of the most modern air cargo terminals in the world [Электронный ресурс] // FINNAIR cargo. Режим доступа: https://cargo.finnair.com/en/cargo-news/best-air-cargo-terminals (дата обращения 14.07.2020).

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3011
теги:
06.01.2022 11:49 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама