Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 9:02:40
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Различия условий поставок в оптовой торговле и системе государственных закупок

Ткач Владимир Владимирович

к.т.н., c.н.с., доцент каф. торгового дела и товароведения

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vvt@unecon.ru

Differences in terms of supply in wholesale trade and the public
procurement system

Tkach Vladimir Vladimirovich

associate professor of the department of trade and commodity research,

Saint-Petersburg state university of economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье характеризуются различия условий поставок в оптовой торговле и системе государственных закупок. Раскрываются проблемные аспекты логистической экспертизы договоров поставки и государственных контрактов. Обосновывается контрактная стратегия управления цепями поставок.

Ключевые слова: государственные закупки; контрактная стратегия; оптовая торговля; условия поставок; цепи поставок

 

The article describes the differences in the terms of supply in wholesale trade and the system of public procurement. The problematic aspects of the logistics expertise of supply contracts and government contracts are revealed. The contract strategy of supply chain management is justified.

Key words: government procurement; contract strategy; wholesale trade; terms of supply; supply chains.

 

Договоры поставок и государственные (муниципальные) контракты, предметом которых является передача производимых/ закупаемых товаров заказчику (государственному/ муниципальному), несмотря на несколько неодинаковую институциональную природу, представляют собой системообразующие механизмы формирования и регулирования логистических взаимодействий в цепях поставок. Это положение предопределяет необходимость их верификации путем проведения логистической экспертизы. Анализ научных публикаций, посвященных данной проблематике, свидетельствует об актуальности исследований в этой области логистических знаний [5-8]. Однако в них не просматривается системный подход к организации логистической экспертизы. Кроме того, не конкретизируются особенности логистического анализа положений упомянутых нами выше договоров/ контрактов с учетом их структурных и функциональных различий (рис.1, 2). Этот фактор между тем, соответственно, определяет и различную логику выбора предприятиями, осуществляющими коммерческую деятельность, и государственными/ муниципальными заказчиками контрагентов. В 1-м случае (в сфере закупок) она характеризуется общей инвариантной схемой: формирование базы потенциальных поставщиков → принятие профилактических мер по превентивному исключению проблемных контрагентов (в правовом контексте совершения чистой сделки) → квалификационная проверка потенциальных контрагентов (если это требуется) и отсев тех из них, которые не соответствуют, предъявляемым к ним требованиям → выбор лучшего коммерческого предложения, содержащего наиболее привлекательные условия поставки для потребителя. Во 2-м случае эта схема отличается, прежде всего тем, что требования к поставщикам относятся к неценовым (нестоимостным) условиям поставки [4]. По нашему мнению, эта институциональная практика обусловливает ряд непроизводительных логистических затрат у государственного/муниципального заказчика и противоречит принципам бережливого производства (они рекомендованы государством к внедрению во всех сферах экономики). В тоже время она подлежит учету при планировании коммерческим предприятием получения государственного/ муниципального контракта.

123

 

Рисунок 1 – Условия поставок в оптовой торговле [1]

124

 

Рисунок 2 – Условия поставок в системе государственных закупок [2, 3]

 

Трудность оптимизации условий поставок в 1-м случае определяют несколько факторов: 1) структурная сложность перечня этих условий; 2) сложность организационно-экономического учета взаимосвязей между ними; 3) разнесение по времени процессов совершения сделок. В 2-м случае эта оптимизация за счет верховенства практически 1-го критерия оценки условий поставок (минимальная цена) упрощается. Однако, с другой стороны, она усложняется, так как оценка коммерческим предприятием вероятности выигрыша (получения) государственного/ муниципального контракта— это непростая задача.

Обеспечение устойчивого развития цепей поставок в условиях пандемии предполагает усиление внимания к формализации контрактной стратегии управления этими структурами. Сегодня в число ее приоритетов, кроме координации в цепях поставок, входит поддержание в них непрерывности операционной логистической деятельности. Эффективность выполнения этих условий является величиной производной от качества оптимизации на предприятии собственной многосторонней системы договоров поставок в снабженческо-сбытовой сфере (закупках/ продажах). Достижение этой цели должно предусматривать комплексное сбалансирование в них условий поставок, чтобы гарантировать их сквозное прохождение через предприятие на основе принципов: 1) ритмичности, равномерности и бесперебойности товародвижения; 2) обеспечения логистико-экономического равновесия на предприятия с учетом интересов и ожиданий стейкхолдеров.

 

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая: Федеральный закон РФ от 26.01.1996 года №14-ФЗ.

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ.

3. Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1085.

4. Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана: Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 №932.

5. Петухова Е. Логистическая экспертиза договора поставки/ Е. Петухова// Логинфо. – 2006. - №10. - С. 30-36; - №11. – С.24-30.

6. Потехина, Е.Н. Ковенанты в системе логистических контрактов: проблемы и перспективы развития/ Е.Н. Потехина// Инновационное развитие экономики. – 2017. - №3(39). – С.131-137.

7. Трофимов, Г.В. Логистика и право: проблема взаимосвязи. моделирование цепи контрактов в цепях поставок/ Г.В. Трофимов// Государственно-правовые исследования. – 2020. - №3. – С.274-277.

8. Фокс, Ч. Составление договоров: Чему не учат студентов / Ч. Фокс; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 293 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 3025
теги:
06.01.2022 12:39 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама