Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 апреля 23:36:16
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие транспортной инфраструктуры как фактор экономического роста Дальнего Востока

Жменько Елизавета Евгеньевна

Студент 4 курса

Хабаровский государственный университет экономики и права

г. Хабаровск, Россия

E-mail: el.zhmenko@mail.ru

Научный руководитель Порт Марина Сергеевна

Старший преподаватель кафедры Логистики и коммерции

Хабаровский государственный университет экономики и права

г. Хабаровск, Россия

E-mail: md-port@mail.ru

 

Development of transport infrastructure as a factor of economic growth
in the Far East

Zhmenko Elizaveta Evgenievna

4th year student,

Khabarovsk State University of Economics and Law,

Khabarovsk, Russia

Scientific supervisor – Port Marina Segreevna

Khabarovsk State University of Economics and Law,

Khabarovsk, Russia

 

Цель исследования - изучение состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры  Дальнего Востока. В ходе исследования были проанализированные тенденции развития транспортной инфраструктуры региона, выделены факторы, ускоряющие и сдерживающие ее развитие. Учет выделенных тенденций поспособствует раскрытию потенциала региона и его социально-экономическому росту.

Ключевые слова: логистика, транспортная инфраструктура, развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.

 

The purpose of the research study is to study the state and prospects for the development of the transport infrastructure of the Far East. The study investigated the trends in the development of transport infrastructure and the factors that accelerate and hinder its development in the Far East. Taking into account the indicated trends will reveal the potential of the region and increase socio-economic growth.

Key words: logistics, transport infrastructure, development of the transport infrastructure of the Far East.

 

Дальний Восток обладает большими перспективами для развития логистики - соседство с развитыми странами Азиатско-Тихоокеанского Региона, наличие незамерзающих портов, расположение глобальных транспортных коридоров. Многие организации начинают пользоваться этими преимуществами, разрабатывая новые транспортные маршруты через Дальний Восток. Развитие логистики региона на уровне государства выступает в качестве одной из задач, решение которой поспособствует ускорению социально-экономического роста всей страны.

С учетом имеющегося потенциала региона становится актуальным вопрос развития транспортной инфраструктуры региона, которая позволит обеспечить его успешную интеграцию в международную транспортную систему.

Целью исследовательской работы является оценка текущего состояния отрасли региона и выявление тенденций развития транспортно-складского комплекса, которые позволят сделать вывод о дальнейшей перспективе ее развития на Дальнем Востоке. Основополагающими методами исследования выступают анализ и синтез информации о состоянии отрасли, изучение мнения ведущих игроков рынка, сбор и анализ статистической информации.

Если оценивать текущее состояние логистической отрасли, то можно говорить о стабильном росте грузооборота региона. Так, в 2019 году на Дальнем Востоке был зафиксирован темп годового прироста грузооборота, превышающий среднероссийский показатель в три раза. Прирост наблюдался по всем видам перевозок, экспорт обеспечил 85% грузооборота, основные перевозимые грузы - уголь и контейнеры. Отдельно стоит отметить развитие складского комплекса. Так, по данным исследования, приведенным в 2019 году агентством международной консалтинговой компании Knight Frank, отмечается рост спроса на складские площади в России в докризисное время. Тенденция устойчивого возрастающего спроса на складские площади сохранилась и в условиях сложившегося мирового кризиса. По прогнозам уровень спроса будет оставаться высоким и превысит в 1,4 раза значение предыдущего года [1].

В качестве основного фактора, сдерживающего развитие транспортно-логистического комплекса региона можно выделить низкую плотность и высокую степень износа транспортной инфраструктуры. Так, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на Дальнем Востоке в 5,6 раз ниже, чем в среднем по России. Многие автодороги не соответствуют нормативным требованиям, а скорость износа существующего дорожного покрытия намного опережает скорость строительства и капитального ремонта дорог [2]. Железнодорожная инфраструктура также требует модернизации, развития станций и терминалов, а также увеличения количества железнодорожных путей.

Говоря о драйверах развития отрасли, отметим, что Дальний Восток на протяжении нескольких лет выделяется как объект различных государственных программ развития. Целью реализации государственных программ выступает ускорение его экономического роста, в том числе за счет развития логистической отрасли. В этой связи создаются и развиваются территории опережающего развития, которые посредством предоставления различных льгот и государственной поддержки призваны увеличить деловую активность и инвестиционную привлекательность региона.

Помимо этого, на протяжении нескольких лет ведется реализация проектов по развитию транспортного сообщения с Китаем, в числе которых запуск автомобильно-железнодорожного моста Хайхэ – Благовещенск и строительство автомагистралей. Условием успешной реализации проектов является построение современных терминалов-складов на пути движения материальных потоков, позволяющих перерабатывать и перераспределять грузы.

Значимые объемы инвестиций направлены на модернизацию основных транспортных артерий Дальнего Востока – Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Создаются новые маршруты транспортировки в направлениях освоений новых месторождений сырьевых ресурсов. Планируется добиться увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры вблизи портов и крупных промышленных районов.

Мощным драйвером развития отрасли также служит глобальный тренд последних лет в перераспределении грузовых потоков. Перераспределение экспортных грузовых потоков из Азии через Дальний Восток на запад страны позволяет существенно сократить сроки доставки грузов. Раннее при контейнерных перевозках предпочтение отдавалось морскому транспорту - более дешевому, но при этом более длительному и требующему привлечение дополнительных видов транспорта. Так, в 2017 году компанией DNS Development ввела в эксплуатацию крупный производственно-логистический комплекс. Объект является резидентом территории опережающего развития Свободного порта Владивосток и включает в себя  современные склады класса A и B+, позволяющими эффективно перерабатывать грузы и осуществлять многоуровневое хранение. Услугами производственно-логистических объектов пользуются крупные федеральные компании DNS, "Эльдорадо", Kari, "Мир упаковки", "Невада" и Samsung [3].

Анализ глобальных тенденций в области транспортно-складской логистики, с учетом особенностей региона, позволил выделить следующие тенденции, справедливые для развития отрасли на Дальнем Востоке:

1) Влияние мирового экономического кризиса. Логистика, как и многие отрасли, претерпела серьезные изменения, в числе которых общее снижение грузооборота и деловой активности, переориентация рынков в связи с изменением структуры производства и потребления, однако различные исследования констатируют, что складская логистика в числе немногих отраслей, которые набрали новые количественные и качественные темпы роста в этот период.

2) Нехватка качественных складов и терминалов. Большинство объектов складской инфраструктуры региона представляют собой помещения общего назначения, используемые в качестве складов. Такие помещения не отвечают современным стандартам и зачастую не позволяют реализовывать современные технологии хранения. Для удовлетворения потребности в качественных складах производится модернизация и реконструкция этих зданий, а также ведется строительство новых терминалов и складов, отвечающих требованиям к объему и скорости переработки грузов.

3) Рост спроса на склады большой площади. Это связанно с продвижением федеральных сетей в регионы и повсеместным увеличением доли электронной торговли. Помимо этого на Дальнем Востоке этот спрос можно обосновать развитием государственных программ, которые являются драйверами развития современных крупных логистических терминалов и складов.

4) По мере увеличения арендной ставки все острее встает вопрос о рациональности использования полезной площади складирования. С этой целью внедряются прогрессивные технологии, позволяющие осуществлять многоуровневое хранение, а также строятся многоэтажные склады.

5) Возрастает спрос на склады со стороны компаний, занимающихся электронной торговлей. Однако, несмотря на интенсивный рост электронной коммерции, крупные компании редко могут позволить себе автоматизированные склады. Решением этой проблемы является адаптация складов общего назначения для их нужд [4].

6) Перераспределение спроса на складские площади в зависимости от деятельности арендодателя. Как видно на рисунке 2 в последние годы наблюдается активное изменение профилей деятельности арендодателей. Это связанно с общим изменением структуры рынков производства и потребления. От профиля деятельности зависят многие показатели, предъявляемые к размеру площади складирования, классу склада, его месту положения.

728

 

Рис. 1. Динамика распределения сделок покупки складских зданий

по профилю арендаторов [5]

 

7) Возрастает популярность строительства в формате built-to-suit. Это предполагает механизм строительства зданий под конкретные технические требования резидента. Так, в сентябре 2020 года резиденты территории опережающего развития «Хабаровск» открыли производственно-логистический комплекс. Один из автоматизированных складских комплексов объекта построен в формате built-to-suit, что является новинкой для региона. Судя по развитию тренда на западе страны популярность этого формата строительства будет возрастать.

Таким образом, развитие логистики Дальнего Востока на сегодняшний является приоритетной задачей, решение которой позволит раскрыть имеющийся потенциал региона для расширения торговых и экономических связей со всеми странами азиатско-тихоокеанского региона. Наблюдаемые тенденции, в изменении требований к складским комплексам и росте спроса на них, а также увеличение величины грузооборота, выявляют необходимость количественного и качественного развития транспортно-складского комплекса. Решение этой задачи позволит повысить привлекательность грузового транзита через территорию региона.

Результатом проведенного исследования является выделение драйверов, сдерживающих факторов и основных тенденций развития транспортно-складской логистики в регионе, в рамках которых будет функционировать отрасль в ближайшие годы.  Анализ текущего состояния отрасли позволяет сделать вывод о перспективности ее развития. Учет обозначенных тенденций позволит выявлять приоритетные направления развития и грамотно выстраивать стратегию успешного функционирования предприятий региона.

Библиографический список:

1. Склады: сегмент, который выжил [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bfm.ru/news/458278 (дата обращения 16.12.2020)

2. «Дорога – связующая нить» [Электронный ресурс]. - URL: https://transportrussia.ru/item/5524-dorog-svyazuyushchaya-nit.html (дата обращения 20.12.2020)

3. "Авиаполис Янковский": 712 млн рублей инвестиций сейчас и 13 тысяч рабочих мест в будущем // Медиахостинг «PrimaMedia» выжил [Электронный ресурс]. - URL: https://primamedia.ru/news/608473/ (дата обращения 09.12.2020)

4. V круглый стол по складской недвижимости Hard Industrial [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cre.ru/analytics/63209 (дата обращения 03.12.2020)

5. Отраслевой портал logistics.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://logistics.ru/skladirovanie/spros-na-sklady-v-regionakh-rossii-pobil-rekord-za-vse-vremya-suschestvovaniya-rynka отраслевой портал logistics.ru (дата обращения 10.12.2020)

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 2584
теги:
06.01.2022 19:24 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама