Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 17:02:31
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Этапы формирования транспортно-логистической системы Дальневосточного федерального округа

Ковыршина Екатерина Сергеевна

студентка 1 курса

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: kovyrshinakatya@gmail.com

Научный руководитель –  Владыкина Юлия Олеговна

к.э.н., доцент.

Сибирский государственный университет водного транспорта

г. Новосибирск, Россия

E-mail: ketf@nsawt.ru

Stages of formation of the transport and logistics system of the Far Eastern
Federal District

Kovyrshina Ekaterina Sergeevna

1st year student

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor – Vladykina Yulia Olegovna

Candidate of Economics, Associate Professor

Siberian State University of Water Transport,

Novosibirsk, Russia

 

Формирование транспортной сети в различных регионах России обуславливается различной интенсивностью транспортного строительства, бюджетными приоритетами и ограничениями, а также уровнем инженерно-технического развития в различные периоды времени. Анализ причинно-следственных связей развития территории и транспортных сетей позволяет определить приоритетность функционирования экономических отраслей внешнего и внутреннего снабжения в контексте транспортной зависимости.

Ключевые слова: история транспорта, этапы развития, финансирование строительства, ДВФО.

 

The formation of the transport network in different regions of Russia is determined by the different intensity of transport construction, budget priorities and restrictions, as well as the level of engineering and technical development in different periods of time. The analysis of the causal relationships between the development of the territory and transport networks allows us to determine the priority of the functioning of the economic sectors of external and internal supply in the context of transport dependence.

Key words: transport history, stages of development, construction financing, FEFU.

Развитие транспортной системы региона обусловлено особенностями хозяйственного комплекса Дальнего Востока России, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона, географическим положением и рядом других факторов.

Перспективы транзитных грузопотоков России Восток – запад связаны с исторической предопределённостью отдельных транспортных узлов Дальневосточного федерального округа.

Изучение становления данной области в конкретном регионе дает возможность совершенствования транспортных потоков на основании собранной информации, а также наиболее целесообразно обосновать распределение бюджета на развитие транспорта в данной области.

Дальневосточный федеральный округ обладает огромными природными ресурсами, имеет важное стратегическое и геополитическое значение для России. Дорожное строительство остаётся двигателем поступательного движения экономики как страны в целом, так и региона в частности. Развитие и совершенствование сети федеральных дорог, особенно международных транспортных коридоров, обеспечит прирост ВВП за счет активизации и развития международных экономических связей.

С 90-х годов ХIX в. среди переселенцев стали преобладать безземельные и малоземельные крестьяне, неспособные оплатить дорожные расходы. Всего с 1882 по 1905 г. в Амурскую и Приморскую области переселились более 166 тыс. чел. В 1907 г. приток переселенцев резко возрос, что было связано с началом проведения в 1906 г. столыпинской аграрной реформы и соответствующими мероприятиями правительства.

В 1895—1900 гг. была построена Забайкальская железная дорога от Мысовой до Сретенска длиной 1105 км. В 1897-1903 гг. по территории Маньчжурии провели Китайско-Восточную железную дорогу общей протяженностью 2941,6 км. В КВЖД также входила Южно-Маньчжурская железная дорога, шедшая к портам Дальний и Порт-Артур на Ляодунском полуострове. В 1905 г. вступила в строй Кругобайкальская железная дорога со значительным количеством тоннелей. С её окончанием был создан сплошной железнодорожный путь до Тихого океана, но около трех тысяч километров его проходило по территории Китая. В 1916 г. инженеры-проектанты А.А. Борисов и В.М. Воблый предложили проект Транссибирской железной дороги в северных широтах с выходом к Охотскому морю. Этот проект мог стать альтернативой Северному морскому пути и рассматривался вплоть до 1929 г., пока не был заменён проектом создания БАМа.

Отставания по всем сферам на Дальнем Востоке копились десятилетиями, поколения уже выросли в условиях, когда не строятся новые дома, спортивные комплексы и дома культуры, дороги, ветшают больницы. Здесь хуже развита транспортная, социальная и коммунальная и инфраструктура. Плотность автомобильных дорог в 5 раз ниже среднероссийского уровня (11,9 км на 1000 кв. км). Развитие бизнеса тормозят высокие тарифы на транспорт: доля транспортных издержек в ВРП региона вдвое выше, чем в среднем по России.

Создание Региональной дирекции строящихся автомобильных дорог на Дальнем Востоке в 1995 году было напрямую связано с принятым 1 декабря 1994 года постановлением №1310 «О федеральной целевой программе совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России» на 1995—2000 годы».

В 1995 году было принято решение о создании единой дирекции строящихся дорог на территории Дальнего Востока, перед которой была поставлена задача – обеспечить сквозной проезд от Читы до Хабаровска. В этот период и была создана Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе. Создание дирекции позволило оптимизировать процесс организации строительства федеральных дорог в Дальневосточном регионе, что положительно отразилось на качестве работ и во многом упростило ввод в эксплуатацию построенных километров.

В марте 2013 г. Правительство РФ утвердило Государственную программу РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Основным направлением выделения средств на ее реализацию в условиях жестких бюджетных ограничений было определено развитие опорной транспортной сети. На состоявшемся в начале апреля заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области председатель Правительства РФ Д. Медведев отметил: «Нужно обязательно изменить ситуацию, увеличивая пропускную способность БАМа и Транссиба, а также поменять ситуацию в дальневосточных морских портах». Только для развития двух железнодорожных магистралей объем дополнительного финансирования в 2013-2017 гг. составит не менее 260 млрд. рублей. Проектируемая модель транспортной сети ДФО учитывает развитие разных конфигураций государственно-частного партнерства, в том числе посредством заключения долговременных комплексных контрактов. Контрактов, которые могут учитывать строительство и содержание объектов транспортной инфраструктуры в промежуток между капитальными ремонтами; увеличение доступности кредитных ресурсов за счет субсидирования части процентных ставок из средств федерального бюджета государства; национальное содействие в защите и страховании капитала частных инвесторов.

Авторы изданных в конце советского периода работ рассматривают более объективно процесс формирования транспортной системы Дальнего Востока. Здесь можно выделить обстоятельные работы Г.Н. Романовой, которая освещает проблемы железнодорожного строительства, работы В.П. Калиничева, книга которого посвящена Транссибирской магистрали. Совокупный анализ внешней и внутренней ситуации, относящейся к работе отрасли, показал, что стратегическими приоритетами устойчивого социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа является создание доступных транспортных условий. Проводимые в настоящий момент программы, стратегии и мероприятия отвечают запросам рынка и социальным мотивам, так как являются их неотъемлемой частью.

Авторы, среди которых есть Л.И. Галлямова, С.В. Волегова, А.Б. Галузинский, занимающиеся данной проблемой, считают следующее: транспортная инфраструктура Дальнего Востока в ее современном состоянии является недостаточно устойчивой. Она не обеспечивает необходимого уровня транспортной доступности и качества услуг как для бизнеса, так и для населения, сдерживая реализацию транзитного потенциала территории и развитие транспортных технологий.

Таблица 1

Этапы формирования Дальневосточного участка транссибирской магистрали

Этапы развития транспорта

Транспортная система

Сроки строи-тельства

Протяженность дороги, км.

Капиталовложения

Дореволюционный этап

Великий Сибирский рельсовый путь

1891-1916 г.г.

7461 

более 350 млн. рублей

Амурская железная дорога

1908-1915 г.г.

1996

238 млн. рублей

Первый этап

Автодорога "Уссури"

1933-1934 г.г.

760

более 300 млн. рублей

Второй этап

Линия Комсомольск-Советская Гавань

1939-1946 г.г.

491

110 млн рублей в ценах 1926-27гг.

Третий этап

Железнодорожная линия Беркакит-Томмот-Якутск

2005-2010г.г.

более 800

110 млн. руб/км

Таким образом, в постоянных условиях ограниченности финансовых, кадровых, организационных и других ресурсов, а также в ограниченный период времени внедрение проектного подхода бизнес-моделирования к решению управленческих задач позволило решить глобальные проблемы инфраструктуры транспортной системы ДФО.

Библиографический список:

1.                 Программа развития Дальнего Востока [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd-partner.ru/other/comments/programma-razvitiya-dalnego-vostoka-predusmatrivaet-kompleksnuyu-modernizatsiyu-transportnoy-sistemy (дата обращения 20.02.2021)

2.                 Развитие автомобильного транспорта в Российской Федерации URL: https://studref.com/556341/tehnika/razvitie_avtomobilnogo_transporta_rossiyskoy_federatsii (дата обращения 20.02.2021)

3.                 Транспорт и порты URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/economic-activities/transport-ports (дата обращения 20.02.2021)

4.                 ФКУ ДСД «Дальний Восток» : 20 лет форсируя будущее [Электронный ресурс] URL: http://fkudsd-dv.ru/press-centr/stati/fku-dsd-dalniy-vostok-20-let-forsiruya-budushchee (дата обращения 20.02.2021)

5.                  Гурова И.П. Мировая экономика: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» - Москва: Омега-Л, 2007

6.                  «Развитие автомобильного транспорта в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://studref.com/556341/tehnika/razvitie_avtomobilnogo_transporta_rossiyskoy_fe deratsii (дата обращения 20.02.2021)

7.                 Транспортная система Дальнего Востока России: [Электронный ресурс] URL: https://works.doklad.ru/view/3VKPsYQ31YQ/3.html (дата обращения 20.02.2021)

 

 

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета

0Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 2954
теги:
06.01.2022 19:44 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама