Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 14:53:43
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Интеграционные подходы к организации цепей поставок продовольственной продукции

Курьянович Екатерина Александровна

магистрант 2 курса

Сибирский федеральный университет

г. Красноярск, Россия

E-mail:katuxa-k@mail.ru

Научный руководитель – Драганчук Людмила Стратоновна

к.э.н. доцент кафедры «Менеджмент»

Сибирский федеральный университет

г. Красноярск, Россия

E-mail: draganchuk07@mail.ru

 

Integration approaches to organizing food supply chains

Kuryanovich Ekaterina Alexandrovna

2 nd year master's student

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor– Draganchuk Lyudmila Stratonovna

Ph. D. associate Professor of the Department of Management»

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russia

 

Всеобщая глобализация привела к росту конкуренции при производстве и сбыте продукции. Для успешного и эффективного функционирования компаний, а также для повышения своей конкурентоспособности на рынке, требуется эффективное управление цепочками поставок, которое имеет первостепенное значение для пищевой промышленности. Пищевая промышленность важна и вносит огромный вклад в экономику страны.

Ключевые слова: цепь поставок ,логистика, интеграция ,издержки, управление

 

General globalization has led to increased competition in the production and marketing of products. The successful and efficient operation of companies, as well as to increase their competitiveness in the market, requires effective supply chain management, which is of paramount importance for the food industry. The food industry is important and makes a huge contribution to the country's economy

Key words: supply chain, logistics, integration, costs, management

 

Цепь поставок — это группа поставщиков товаров и услуг, задействованная для создания одного конкретного продукта вашей компании[1]. Контроль качества на протяжении всей цепи поставок — основа основ для бизнеса, связанного с продуктами питания. Все поставщики должны применять лучшие мировые практики и всегда быть «на проводе» с потребителями и магазинами

 Для выделения ключевых особенностей продовольственных цепей поставок рассмотрим понятие «пищевая промышленность». Оно определяется как - пища, которая претерпела некоторые изменения в форме или добавленной стоимости. Пищевая промышленность может быть на разных уровнях добавленной стоимости. Как анализируется в [3], обработка пищевых продуктов может быть на трех разных уровнях:

- первый уровень обработки пищевых продуктов может включать сортировку, очистку, измельчение и упаковку овощей и фруктов с фирменными наименованиями в маркетинговых целях;

- второй уровень имеет более высокий уровень добавленной стоимости, вид сельскохозяйственных продуктов изменяется, и это может быть преобразование овощей и фруктов в пасту, мякоть и хлопья. Это может также включать замороженные продукты, например, замороженное мясо, рыбу, морепродукты, фрукты, овощи и т.д.

- третий уровень обработки пищевых продуктов связан с преобразованием сельскохозяйственной продукции в другую форму, полностью как готовый продукт, с целью сохранения, легкости перевозки (кетчуп, соки, чайные пакетики, готовые к употреблению блюда и т.д.)[2].

Отличия общей логистики перевозок от перевозок продовольственной продукции представлены в таблице 1.

 

Таблица-1 Отличия в процессах перевозок товаров от перевозок продовольственной продукции

Критерии сравнения

Общая логистика перевозок

Перевозки продовольственной продукции

 

 

 

Управление запасами

Определение точного уровня резервных запасов;

Учет и контроль над текущим уровнем запаса;

Расчет размера заказа (EOQ);

Определение системы управления запасами (с фиксированным временем заказа и с фиксированным количеством: t-system и q-system соответственно).

 

Критически важен уровень резервных запасов, поскольку более высокий уровень запасов уменьшает оставшийся срок годности продуктов к моменту продажи, и, следовательно, приведет к большему количеству продуктов с истекшим сроком годности;

Постоянное обновление и контроль над предполагаемыми датами истечения срока годности продуктов для определения, в какой момент времени или в каком месте разумно выводить продукт из общего потока товаров;

Определение частоты и месторасположения контроля истечения сроков годности (склады производителя, распределительные центры или точка розничной торговли) обеспечивают своевременность информации об истечении срока годности продукта, которая впоследствии будет передана в распределительные центры и отделы производственного прогнозирования.

 
 
 
 

 

Время доставки груза

 

В общей логистике перевозок, говоря о восприятии товара конечным потребителем, .время доставки является важным фактором,

Задержки во времени могут привести к дополнительным финансовым издержкам.

Одним из наиболее важных факторов, связанных с работой со скоропортящимися продуктами, является время. В отличие от не скоропортящихся грузов, продукты, мясо и молочные продукты имеют определенный промежуток времени, в рамках которого они уже должны дойти до потребителя. Как минимум, задержки приводят к тому, что скоропортящиеся продукты не будут самыми свежими, когда они окажутся в магазинах, и это может отрицательно сказаться на продажах. В худшем случае, скоропортящиеся продукты вовремя не доходят до магазина и отправляются сразу в корзину.

 

Затраты на обработку и доставку груза

В основном, обработка обычного груза касается грамотного крепления в транспортном средстве.

В случае постоянного контроля над логистической цепью и процессами доставки, а также введения проактивных мер регулирования, дополнительных издержек возникать не должно.

- Преждевременная обработка продукта, а также меры, проводимые для более долгого сохранения продукта, требуют дополнительных финансовых вложений и учета времени (например, охлаждение продукта для доставки);

- Выбор специального вида (или нескольких видов) транспорта, который поддерживает температуру на определенном уровне - дополнительные расходы;

- Затраты на специальное оборудование для контроля за продуктом в режиме реального времени;[3]

 

 

Рассмотрим подходы к интеграции цепей поставок,которые представлены в таблице 2 в общей логистике перевозок наших соотечественников и зарубежных авторов. Определим различия и общие положения, чтобы в дальнейшем вывести определение интегрированной цепи поставок для продовольственных цепей поставок с учетом их особенностей, которые мы выделили ранее.

 

Таблица 2 –Подходы к интеграции цепей поставок в общей логистике

Автор

Определение

Уотерс Д

Интегрированная логистика: в организации все взаимосвязанные логистические виды деятельности выполняются согласованно-в виде единой функции

Она отвечает за все виды хранения и перемещения материалов через организацию

Она занимается возникающими проблемами, решая их в интересах всей организации, и старается добиться максимальной общей выгоды[4].

Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж.,

Интегрированная логистическая система рассматривается как единое целое — интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в фирменных интегрированных ЛС материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем производству, распределению, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей. система интегрированной логистики обеспечивает продвижение продукции через непрерывную и последовательную цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара и услуг в необходимое время, в надлежащем количестве и форме. Добавочная стоимость означает, что каждая сторона ЛС включает действия, повышающие стоимость продукта или услуги для тех, кто будет получать товар[5].

 Сергеев В.И

В настоящее время в передовых фирмах функциональные области бизнеса — снабжение, производство, дистрибьюция, а также традиционные в этих сферах бизнеса логистические функции — транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка сотовый картон — интегрируются на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему. Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в области качества товаров и сопутствующего сервиса.

В концепции интегрированной логистики особое значение приобретает согласование между различными функциональными областями логистики (логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения) в отношении общих издержек, сервиса доставки и гибкости.[6]

 А.И. Семененко

Логистическая интеграция определяется А.И. Семененко как "... способ, форма системообразования в слабоструктурированной среде, к каковой, в частности, относится производственно-комплексная (предпринимательская), коммерческая и др. Экономическая деятельность, позволяющая синтезировать логистические системы на всех уровнях экономики: микро-, мезо-, макро".[7]

Плотников  В.В

Плотников дает следующее определение логистической интеграции: логистическая интеграция - это процесс объединения деятельности различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации на основе использования свойств логистики в рамках их совместной работы параметров реализации функциональных потоковых процессов[8]

В.В. Дыбская

Сущность концепции интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как некоторые центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса[7].

 

Исходя из выше представленных определений можно выделить общие положения интегрированной логистики:

-объединение, совместная координация всех функциональных областей логистики (логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения) либо внутри компании- внутренняя интеграция, или внешняя координация при которой данные процессы объединены на уровне нескольких фирм(партнеров)

-нацеленность на повышения гибкости цепи поставок в целом, а также на снижение издержек и повышении уровня сервиса доставки

Теперь мы можем дать определение интегрированной логистике для предприятий, занимающихся реализацией продовольственной продукции с учетом специфики и особенностей данной отрасли. Определение даем следующие: это процесс объединения функциональных областей логистики (логистики снабжения, логистики производства и логистики распределения) нескольких предприятий, который позволит выполнить все условия специфики хранения продовольственных товаров, а также требуемой скорости их транспортировки и доставки и позволит повысить экономическую эффективность работы каждой из них и снизить издержки.

 

Библиографический список:

1.Runo образовательный центр.[Электронный ресурс] : Обзорная статья // Что такое цепь поставок?  Примеры цепей поставок от мировых лидеров  «https://cpb-runo.ru».–Режим доступа: https://cpb-runo.ru/news/logistika/upravlenie-tsepyami-postavok-dlya-novichkov-osnovy-printsipy-i-primery-chast-1/

2.Зиновьева О.Г,Клевцов Д.В,Савин А.Г «яУПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВОК В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ» научная статья

3.Хоменко Д.В «Совершенствование цепи поставки скоропортящихся экспортных грузов в морские порты Дальневосточного бассейна»диссертация Санкт-Питербург 2018

4. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с. - (Серия «Зарубежный учебник»).

5. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Пинскера]. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2008. — 640 с.

 

6. Корпоративная логистика в вопросах и ответах [Текст] / [Сергеев В. И. и др.] ; под общ. и науч. ред. В. И. Сергеева ; Высшая школа экономики, нац. исследовательский ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 633 с

7.Каточкин В.М,Левина А.Б «ОЦЕНКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ г. ЧЕЛЯБИНСКА»научная статья

8. Плотников, В.В. Эффект логистической интеграции: монография /В.В. Плотников. - М.: Научная книга, 2002. - 104 с.

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 2844
теги:
06.01.2022 20:10 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама