Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 апреля 2:56:42
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Внедрение и развитие экранопланов как транспортной связи в труднодоступных регионах

Минбаев Муса Кадырович

Бакалавр 4 курса,

Московский государственный технический университет

гражданской авиации,

г. Москва, Россия

E-mail: Musa.minb@gmail.com

Научный руководитель – Полешкина Ирина Олеговна

к.э.н., доцент кафедры Организация перевозок на воздушном транспорте

Московский государственный технический университет

гражданской авиации

г. Москва, Россия

E-mail: ipoleshkina@mail.ru

Introduction and development of ekranoplans as a transport connection in hard-to-reach regions

Minbaev Musa Kadyrovich

4 th grade bachelor-student,

Moscow State Technical University of Civil Aviation,

Moscow, Russia

Scientific supervisor –  Poleshkina Irina Olegovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Organization of Transportation by Air Transport

Moscow State Technical University of civil aviation

Moscow, Russia

В данной работе рассматриваются пути реализации и создания транспортной связи с труднодоступными регионами страны при помощи использования экранопланов, а также анализ их влияния на развития туризма.

Ключевые слова. Экраноплан, экранный эффект, летательное средство, логистика.

This paper examines the ways of implementing and creating a transport connection with hard-to-reach regions of the country using ekranoplanes, as well as an analysis of their impact on tourism development.

Key words: ekranoplan, screen effect, aircraft, logistics

 

Одними из самых необычных советских разработок были экранопланы. Это летательные аппараты, которые используют для полета так называемый экранный эффект. Согласно ИМО (международная морская организация), экранопланы относятся к морским судам. В ИМО определение экраноплана звучит так - это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях за счёт взаимодействия с воздухом, отраженным от подстилающей поверхности. Грубо говоря, экранный эффект – это воздушная прослойка (подушка), образуемая набегающим потоком. Основное отличие от «обычных» самолетов заключается в том, что экранопланы двигаются не только за счет разреженного давления над верхней плоскостью крыла, а еще и за счет повышенного давления под нижней плоскостью, которое можно создать только на небольшой высоте (до нескольких метров).

Рассмотрим преимущества и недостатки данных летательных средств, после чего приступим к анализу производства экранопланов. К самым значимым преимуществам экранопланов перед другими видами транспорта относятся: высокая живучесть – в случае непредвиденной ситуации, пилот может посадить экраноплан спустя минуту-две после ее возникновения, благодаря чему уменьшается вероятность инцидентов, высокая скорость – экраноплан развивает скорость свыше 500 км/ч, что в разы превосходит скорость тех же судов на воздушной подушке или на подводных крыльях, а также для экраноплана не важен тип поверхности, создающий эффект экрана, они с легкостью могут перемещаться как над поверхностью льдов, бездорожьем или снежной равниной. Однако, у экранопланов есть и свои недостатки. К ним относятся: низкая маневренность – как и самолет, экраноплан должен создавать центростремительную силу для изменения вектора движения, единственным источником которой, является крыло. На обычной высоте полета экраноплана (до 3 метров) возможные крены очень малы, а радиусы поворотов слишком велики. Еще одним недостатком экраноплана является то, что он не способен летать над неровной поверхностью.

Одним из крупных изготовителей экранопланов является Арктическая торгово-транспортная компания – ИНВЕСТ. С 2014 года компания выполняет контракты на разработку экранопланов. Также с июля 2020 года ЦКБ по СПК им. Алексеева разрабатывает новые модели экранопланов, например, А-050 «Чайка 2» - сможет приземляться на необорудованный берег, перевозить до 100 человек и при необходимости подниматься на высоту до 3 км. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде. Также, компания «Орион» планирует организовать производство экранопланов в Хабаровском крае, которые в дальнейшем будут использованы на Дальнем Востоке и в Арктике. Производство будет локализовано в Комсомольске-на-Амуре, по данным представителей компании, в перспективе возможно наладить экспорт созданных экранопланов.

В данной работе, мы предлагаем использовать экранопланы в качестве транспортной связи между Россией и Абхазией. Так как Абхазия является частично признанной республикой, она не способна наладить воздушное сообщение с другими странами, ввиду отсутствия свобод воздуха. Соответственно, создание транспортной линии на основе экранопланов между Абхазией и Россией станет наиболее перспективным решением в отношении развития туризма. Расстояние от Геленджика до Мачары (400 км) можно будет преодолеть меньше, чем за час, когда на автомобильном транспорте путь занимает около суток. Благодаря высокой скорости (400-500 км/ч) и способности перемещаться над водной гладью, экраноплан быстро доставит пассажира с багажом из точки А в точку Б. Такое решение положительно скажется на развитии туризма, так как количество желающих попасть в Абхазию достаточно велико, а экранопланы существенно сократят как финансовые расходы, так и расходы времени.

В рамках данной работы, также предлагается использовать экранопланы в северных регионах страны, где достаточно затрудненная транспортная доступность социальных услуг (главным образом медицинского обслуживания), страдает транспортная связь с основными транспортными артериями страны и внешним миром. Использование экранопланов эффективно в местах, где трудно построить безопасную взлетно-посадочную полосу для воздушных судов из-за вечной мерзлоты, куда трудно добраться на автомобильном транспорте, там можно использовать экранопланы в качестве средства доставки грузов и почты. Уже разработаны проекты пассажирских грузоперевозок над акваториями и льдами Арктики. Это позволит выполнять грузоперевозки в северных портах круглогодично, независимо от сезона. Как пример – Экраноплан «Стерх», он будет обладать максимальной скоростью 250 км/ч, дальностью плавания 1500 км, пассажировместимостью в 30 человек и возможностью круглогодичной эксплуатации в ледовых условиях. Мы предлагаем ввести экранопланы в качестве транспортной связи в арктических регионах страны из-за наметившегося дефицита пропускной способности транспортных коридоров, созданных на внутренних и водных и морских акваториях в этих регионах, а также связанную с этим сложность поисково-спасательного обеспечения.

Углубляясь в цифры, можно смело утверждать, что экранопланы будут чрезвычайно эффективны в условиях Севера, это в особенности касается транспортировки продуктов жизнеобеспечения. В таблице представлены технические характеристики «Акваглайд-5», «Орленок» и «Лунь».

 

Таблица 1

 

Взлетный вес, т.

Аэродинамическое качество на взлёте, ориентировочно, ед.

Аэродинамическое качество на крейс. скорости, ед.

«Акваглайд-5»

2,40

5,3

8,0

«Орлёнок»

140

4,5

13,6

«Лунь»

380

5,5

14,6

Представление об энергетической эффективности экранопланов может дать также параметр расхода топлива на 1 пассажиро-километр.

Экраноплан «Акваглайд-5» может перевозить 4-х пассажиров со скоростью 150-170 км /час., при этом расходует на крейсерском режиме 32 кГ. топлива в час.

Тогда:    32 кГ/час/ (170 км/час * 4 пасс) = 0,047 кг/ пасс*км

Провозоспособность экраноплана «Акваглайд-5» составит при этом 680 пассажиро-километров в час.

Данная провозоспособность может конкурировать с самолетами-аналогами («Cessna-206»), однако, самолеты-аналоги не приспособлены летать в арктических условиях.

Важный параметр – аэродинамическое качество по полезной нагрузке, а, точнее, по сумме весов полезного груза, топлива, экипажа, воды и провизии (Кэ), является определяющим фактором при расчётах транспортной эффективности.

Кэ = К * Dw/D

Это позволяет использовать аэродинамическое качество по полезной нагрузке (Кэ) как основу для качественного (не количественного) сопоставления транспортной эффективности аппаратов.

Примеры весовых характеристик представлены в таблице 2.

Таблица 2.

 

Полный вес,

D, т.

Вес порожнём

D0, т.

Нагрузка,

D - D0 = Dw, т.

Коэффициент использования полного веса по нагрузке Dw / D

«Акваглайд-5»

2,40

1,89

0,51

0,21

«Орлёнок»

140

120

20,0

0,14

«Лунь»

380

243

137

0,36

Исходя из расчетов, аэродинамическое свойство «Акваглайд-5» = 1.7,

«Орлёнок» = 1.9, «Лунь» = 5.3. Такие технические данные позволят эффективно использовать экранопланы в арктических широтах, а также помогут в исследовании Дальнего Севера.

Подводя итоги, можно сказать, что такой вид транспорта, как экраноплан имеет достаточно много перспектив применения и использования в области доставки грузов и пассажиров в труднодоступные регионы, в поисково-спасательных операциях, а также в направлении развития туризма. В перспективе возможности экранопланов могут быть широко использованы для перевозки грузов и участников научных экспедиций в Арктике и Антарктиде. Таким образом, реализация предлагаемой концепции обеспечит создание скоростных морских, экономически выгодных и имеющих высокую надежность функционирования, грузопассажирских транспортных линий на базе экранопланов в различных регионах мира. Это особенно актуально для приморских стран, которые широко используют морские перевозки в районах, опасных для морского судоходства и отличающихся резкими изменениями погодно-климатических условий. В качестве возможных вариантов на основе использования экранопланов могут быть реализованы такие международные коммерческие проекты в акватории Балтийского моря, как скоростные транспортные линии Санкт-Петербург - Хельсинки и Санкт-Петербург - Стокгольм.

Библиографический список:

1.                 Экраноплан [Электронный ресурс] // Википедия, URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD (дата обращения: 07.02.2021).

2.                 Экранопланы. История создания и перспективы [Электронный ресурс] // http://rusdarpa.ru/ URL: http://rusdarpa.ru/?p=1559 (дата обращения: 07.02.2021).

3.                 Им аэродром не нужен [Электронный ресурс] // www.pnp.ru URL: https://www.pnp.ru/politics/im-aerodrom-ne-nuzhen.html (дата обращения: 07.02.2021).

4.                 Катастрофа экраноплана «Пинега» – не долетел до производства [Электронный ресурс] // https://regnum.ru/ URL: https://regnum.ru/news/society/3185033.html (дата обращения: 07.02.2021).

5.                 Великое арктическое противостояние [Электронный ресурс] // https://web.archive.org/ URL: https://web.archive.org/web/20070928022158/http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=5254 (дата обращения: 07.02.2021).

6.                 В Хабаровском крае намерены запустить производство экранопланов [Электронный ресурс] // https://tass.ru/ URL: https://tass.ru/ekonomika/9059279 (дата обращения: 07.02.2021).

7.                 ЦКБ по СПК им. Алексеева разрабатывает новые модели экранопланов [Электронный ресурс] // https://nn.rbc.ru/ URL: https://nn.rbc.ru/nn/freenews/5f02c15e9a794753614346f1 (дата обращения: 07.02.2021).

8.                 Арктическая торгово-транспортная компания - ИНВЕСТ [Электронный ресурс] // www.aviaport.ru URL: https://www.aviaport.ru/directory/aviafirms/1007/ (дата обращения: 07.02.2021).

9.                 Экраноплан "Стерх" адаптируют для Арктики [Электронный ресурс] // https://flotprom.ru/ URL: https://flotprom.ru/2014/179622/ (дата обращения: 07.02.2021).

10.             Снова на экране [Электронный ресурс] // nplus1.ru/ URL: https://nplus1.ru/material/2017/07/20/gorundeffect (дата обращения: 07.03.2021).

 

 

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 


Количество просмотров: 3033
теги:
07.01.2022 05:53 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама