Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 3:33:51
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Разработка приложения для оптимизации параметров международных грузовых автомобильных перевозок на основе алгоритма Дейкстры

Позняков Павел Андреевич

студент 4 курса,

Белорусский национальный технический университет

г. Минск, Беларусь

E-mail: pozniakoupavel@gmail.com

Научный руководитель – Лапковская Полина Игоревна

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и логистика»

 Белорусский национальный технический университет,

г. Минск, Беларусь

E-mail: p.lapkouskaya@gmail.com

 

The development of an application for optimizing the parameters
of international road freight transportation using Dijkstra's algorithm

Pazniakou Pavel Andreevich

4th grade student,

Belarusian national technical university

Minsk, Belarus

Scientific supervisor – Lapkovskaya Polina Igorevna

Candidate of Economic Sciences, associate professor of «Economics and logistics» department,

Belarusian national technical university,

Minsk, Belarus

 

Суть работы заключается в разработке экономико-математической модели с использованием алгоритма Дейкстры для нахождения кратчайшего тарифного расстояния между пунктами погрузки и разгрузки при планировании международных грузовых автомобильных перевозок. Практическая реализация проекта осуществляется при помощи языка программирования Python.

Ключевые слова: международная логистика, международные автомобильные перевозки,  внешнеэкономическая деятельность, перевозки грузов.

 

The essence of the work is to develop an economic and mathematical model using Dijkstra's algorithm to find the shortest tariff distance between loading and unloading points when planning international road freight transportation. The practical implementation of the project is carried out using the Python programming language.

Key words: international logistics, international road transportation, foreign economic activity, cargo transportation.

 

Одним из современных направлений рационального использования транспортных средств является оптимизация планирования перевозок грузов с применением методов линейного программирования, и в частности в случае проектирования рациональных или оптимальных маршрутов с помощью экономико-математических методов оптимизации (ЭММ) [1, c.25].

Разработанная экономико-математическая модель обладает следующими конкурентными преимуществами:

  • может быть применена на любом предприятии, занимающемся международными перевозками грузов;
  • невысокая стоимость программного решения;
  • в основе модели лежит экономико-математический метод оптимизации.

Рассмотрим ситуацию, когда осуществляется перевозка груза из Минска в Лейпциг. В Минске автомобиль загружается и едет в Колядичи на затаможивание. После затаможивания автомобиль через пограничные переходы транзитом едет через Польшу на растаможивание в Дрезден, и оттуда на разгрузку в Лейпциг. Для нахождения кратчайшего пути по тарифным расстояниям менеджер по перевозкам по указанию заказчика выставляет в программе следующие пункты: погрузки, затаможивания, растаможивания, выгрузки.

Учитывая возможные пограничные переходы между странами и тарифные расстояния между всеми пунктами маршрута, программа строит ориентированный сетевой граф (рисунок 1.1) и находит кратчайшее расстояние от пункта погрузки до пункта выгрузки.

alt

 

Рисунок 1.1 – Основные пункты маршрута перевозки груза из Минска
в Лейпциг

Программа написана на языке Python. Дополнительно использовалась библиотека Pandas для работы с табличными данными. Для создания графического интерфейса программы использовался фреймворк Qt и библиотека PyQt. При запуске программы пользователь видит окно с графическим интерфейсом (рисунок 1.2).

 

https://sun9-39.userapi.com/impg/prLPbXwgioRJOgAzPdSkno9p40I-BbG4-xKhcA/p6nXk5BT00g.jpg?size

Рисунок 1.2 – Окно с графическим интерфейсом

 

В меню «Файл» при выборе пункта «Открыть», либо при нажатии сочетания клавиш «Ctrl+O» пользователь может загрузить данные о пунктах и расстояниях между ними из файла (рисунок 1.3).

 

https://sun9-16.userapi.com/impg/OZEDAMenXQUHDCb7FX_bm0mIOzk1bTchyK7HnQ/Mp_GWviwJNc.jpg?size

Рисунок 1.3 – Загрузка данных о пунктах и расстояниях между ними

 

Данные хранятся в формате csv (от англ. Comma-Separated Values – значения, разделённые запятыми). Всего присутствует 3 поля: Start – начало пути, Finish – конец пути, Distance – длина пути (рисунок 1.4).

 

https://sun9-5.userapi.com/impg/rTbm20GI7IwLQzCqSXNq5I13GXwQJ5yNjxkb1g/XkoZPSUEl28.jpg?size

Рисунок 1.4 – Данные с тарифными расстояниями

 

После выбора файла загружаются элементы выпадающего списка. В выпадающем списке менеджер по перевозкам выбирает пункты погрузки, затаможивания, растаможивания и выгрузки (рисунок 1.5).

 

https://sun9-15.userapi.com/impg/tma4FEp82OCri9S4xrAB4yr__vym6gIY1VB53g/rZEP_EB_7aQ.jpg?size

Рисунок 1.5 – Элементы выпадающего списка

 

После выбора четырех пунктов маршрута пользователь может нажать на кнопку «Найти путь», после чего будет вычислен кратчайший путь из заданной начальной точки в конечную. Путь будет выведен в виде отрезков с пунктами на концах, которые необходимо преодолеть. Для каждого отрезка будет выведена его длина (тарифное расстояние). Также будет выведена общая длина маршрута (рисунок 1.6).

 

https://sun9-35.userapi.com/impg/AWUc2rjW9Xws9VUin6PfOdSKWHRohmwecKSfrg/-BuiAlYD1Vg.jpg?size

Рисунок 1.6 – Вычисление кратчайшего пути

 

Кратчайший путь вычисляется с помощью алгоритма Дейкстры, который позволяет найти кратчайшие пути из одной вершины в графе, во все остальные. Краткое описание алгоритма:

  • изначально расстояние до каждой вершины равно бесконечности, а расстояние до начальной вершины равно нулю;
  • берется еще не посещённая вершина с минимальным расстоянием до нее и обозначается как u;
  • рассматриваются все вершины, в которые ведут ребра из u: берется очередная вершина, находится новое расстояние до нее из u, прибавив к расстоянию до u расстояние из u до этой вершины, если новое расстояние меньше существующего, то старое расстояние заменяется на новое;
  • вершина u помечается как посещенная;
  • берется новая не посещенная вершина, расстояние до которой минимально, пока все вершины не будут посещены.

В результате написания программного кода получился готовый программный  продукт, который позволяет осуществлять международные грузовые автомобильные перевозки по наиболее оптимальным маршрутам за счет применения оптимизационного алгоритма Дейкстры.

 

Библиографический список:

  1.  Плоткин Б.К., Делюкин Л.А. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности и логистике. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2015. – 345 с.

 

 

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета


Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021


Количество просмотров: 2524
теги:
07.01.2022 06:57 | log2021блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама