Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.
За последние годы произошёл выход на рынок финансовых услуг крупных технологических компаний, так называемых «бигтехов» (от английского «big techs»), которые уже создали успешные платформы в своей нише бизнеса, например, в электронной коммерции или создании социальных сетей. Крупные технические специалисты в сфере финансовых услуг из них ещё только зарождаются, но, учитывая их размер и охват клиентов, они могут вызвать быстрые изменения в финансовой системе. По этому поводу можно резюмировать общие выводы следующим образом. Во-первых, доступ крупных технических специалистов к данным клиентов расширяет возможности финансовой доступности за счёт снижения потребности в получении документального подтверждения платёжеспособности и залоге, по которым традиционно оценивались пользователи из числа претендентов на получение банковских услуг. В то же время приход крупных технологических компаний в финансы вносит новые элементы в уравнивание риска и выгоды. Некоторые из них представляют собой старые проблемы финансовой стабильности и защиты прав потребителей в новых условиях, которые можно решить, адаптировав или расширив существующие правила. Но есть и важные новые элементы. Государственная политика в отношении бигтехов в области финансов должна основываться на более комплексном подходе, основанном на финансовом регулировании, политике конкуренции и регулировании конфиденциальности данных.
«DNA» бизнес-модель крупных технологических компаний
Развитие в бизнесе больших технологий основана на обеспечении прямого взаимодействия между большим количеством пользователей. Важным побочным продуктом таких автоматизированных бизнес-процессов является огромный накопленный запас данных о пользователях. Эти данные могут быть использованы в качестве входных данных для предоставления ряда услуг, использующих естественные сетевые эффекты и генерируя дополнительную активность пользователей. Затем повышенная активность пользователей замыкает круг, поскольку генерирует ещё больше данных о них. Этот замкнутый саморазрастающийся цикл принято называть петлёй «данные-сеть-деятельность» или петлёй «DNA» (Data – Network – Activities).
Появление ещё большего количества данных порождает более сильные сетевые эффекты, которые вызывают большую активность, что приводит к получению ещё большего количества данных. Это означает, что крупные технологические фирмы с устоявшейся платформой имеют хороший старт, когда они начинают заниматься услугами в финансовом секторе.
Источник их конкурентного преимущества зависит от характера существующей платформы. Крупные бигтехи с платформами электронной коммерции собирают данные об активности продавцов и покупателей. Они могут объединять их с финансовой информацией и информацией о потребительских привычках пользователей. Такой массив информации о клиентах интернет-магазинов может стать ценным вкладом в модели кредитного скоринга, особенно для выдачи кредитов малым и средним предприятиям (МСП) и потребительских кредитов. У компаний, владеющих большими платформами социальных сетей есть данные о людях и их предпочтениях, а также «паутина» всех их активных связей. Поисковые системы не наблюдают за связями напрямую, но, как правило, имеют широкую базу пользователей и могут делать выводы об их предпочтениях на основе их запросов в онлайн-поиске. Как в случае с социальными сетями, так и при поиске в Интернете крупные технологические компании могут использовать информацию о предпочтениях пользователей для маркетинга финансовых продуктов или служить маркетплейсом для сторонних смежных услуг, таких как страхование.
Большие данные и доступность охвата
Все эти преимущества могут расширить спектр финансовых услуг для пользователей, которые ранее были исключены из процесса или которых вовсе не существовало. Можно взять для рассмотрения ситуации пример с обычным кредитованием. Не многие даже задумываются об этом, отправляя заявки сразу во множество банков, но проверка заёмщиков на предмет кредитоспособности является дорогостоящим мероприятием для кредиторов. Это касательно физических лиц, а с юридическими всё ещё сложнее - многие малые и средние предприятия зачастую не имеют финансовых отчётов, проверенных аудиторами. Такие заёмщики, из числа юридических лиц, у которых нет базовой документации для подтверждения кредитоспособности или которые находятся в регионах, где нет поблизости отделений определённого банка, выпадают из формального охвата кредитной организации. Бигтехи, при таком развитии ситуации, чувствуют себя в своей стихии. Они могут получать соответствующую информацию о потенциальных клиентах со своих существующих платформ и преодолевать почти любые информационные проблемы, предлагая свои услуги в неохваченных регионах, куда не дотянулись «щупальца» традиционных банковских структур.
Большие данные с платформы электронной коммерции позволяют более эффективно выявлять безнадёжные риски, чем стандартные методы оценки кредитоспособности. Возможно, это не так уж удивительно, поскольку этот поток информации повествует не только о заёмщике, но и о том, как он взаимодействует с остальным онлайн-сообществом на платформе электронной коммерции. Проанализировать можно не только деятельность самого заёмщика, а также деятельность всех его деловых контрагентов. Это все равно, что судить о чьём-то характере, имея возможность «видеть» характеры всех его друзей.
Помимо стоимости проверки, ещё одним затратным фактором для получения кредита является стоимость активов юрлица, контроля и принудительного исполнения кредитов. Банки обычно требуют, чтобы заёмщики вносили залог в виде части своих активов (недвижимость, средства производства и т.п.), чтобы минимизировать риск дефолта при банкротстве юридического лица. Крупные технологические корпорации могут по-другому решать вопросы мониторинга и правоприменения. Например, кредитному отделу бигтеха может быть относительно легко вычитать ежемесячные платежи из доходов от продаж, которые проходят через расчётный счёт заёмщика, который будет открыт в банковской структуре кредитора. Кроме того, если бигтех доминирует на рынке не только финансовых услуг в данном регионе, то даже простая угроза понижения рейтинга (например, в Яндекс Картах или Гугл Картах), либо полного исключения из её экосистемы будет мощной санкцией против неисполнения долговых обязательств. Это может объяснить, почему, в отличие от банков, предложение корпоративных кредитов от технологических «монстров» не сильно коррелирует с колебаниями цен на разные виды активов.
Вопросы финансового регулирования
До сих пор мы рассматривали только многочисленные преимущества от использования технологий бигдата. Но присутствуют в этом аспекте и издержки. Позвольте теперь обратиться к ним и сказать, как должны реагировать регулирующие органы и политики в ограничительных мерах.
Часть издержек связана с устаревшими проблемами финансового регулирования в новых условиях – необходима адаптация правил под изменившиеся обстоятельства жизни, в соответствии с развитием технического прогресса. Если такая адаптация потребует быстро преступить существующую букву правил, то потребуется переработка этих правил. Общее руководство государственного аппарата состоит в том, чтобы следовать принципу, основанному на оценке риска, и пропорционально адаптировать набор инструментов регулирования.
Хорошим примером является платёжная система, где крупные технологические компании, возможно, уже стали системно значимыми учреждениями. В Китае роль бигтехов, как платёжных сервисов, отражается их ролью в продуктах фондов денежного рынка (MMF - Money Market Fund), где пользователи поддерживают свои платёжные балансы в рамках какого-либо фонда. В свою очередь, эти MMF в основном инвестируют в необеспеченные банковские депозиты. Около половины активов составляют банковские депозиты и межбанковские кредиты со сроком погашения менее 30 дней, что создаёт потенциально системно-важные связи между крупными технологическими компаниями и банковской системой. Большой всплеск к погашению/изъятию вкладов (предположим в связи с наступлением любой шоковой социальной ситуацией) может передаться банковской системе через изъятие депозитов. Чтобы устранить эти риски, власти Китая ввели ряд новых правил, в том числе правила, требующие клиринга на общей общедоступной платформе для всех платёжных систем, а также ограничения на мгновенное погашение.
Доминирование на рынке и конкуренция
Технологические корпорации внедряют новые элементы, выходящие за рамки традиционного финансового регулирования. Бизнес-стратегия «петли», которая лежит в основе преимуществ крупных технологий, также является той самой особенностью, которая влечёт за собой скрытые риски, связанные с властным доминированием на рынке и сохранностью конфиденциальности данных. Как только закрытая экосистема создана - потенциальные соперники имеют мало возможностей для создания платформ, которые могут составить эффективную конкуренцию. Доминирующие платформы могут укрепить свои позиции, повысив требования для входа и создавая ограничительные барьеры или позиционируя свои платформы как «бутылочные горлышки» для множества услуг, которые могут благоприятствовать их собственным продуктам в ущерб другим поставщикам. Другие методы, такие как объединение продуктов или перекрёстное субсидирование, могут ещё понизить уровень конкуренции. Эти вопросы более знакомы антимонопольным органам и экономистам, работающим над промышленной организацией, а не органам финансового регулирования.
Новый регуляторный компас
Чтобы ориентироваться в новых, неизведанных водах, профильным ведомствам понадобится новый «регуляторный компас», в котором инструменты политики удержания баланса организованы по двум направлениям. Одно измерение компаса охватывает диапазон вариантов того, насколько поощряется или разрешается новый вход крупных технологических компаний в финансы, начиная от подхода поощрения до подхода полного ограничения входа на рынок финансовых услуг. Второе измерение в компасе охватывает выбор того, как обрабатываются данные в рамках нормативного подхода. Он варьируется от децентрализованного подхода, который «наделяет клиентов правами собственности на данные», до ограничительных мер, которые выстраивают преграды на использование таких данных. При оценке вариантов политики в соответствии с их эффективностью в достижении конечных целей необходимо будет учитывать взаимодействие между целями финансовой стабильности, конкуренции и конфиденциальности данных.