
Современная Сибирь, являясь одной из инновационных площадок России, 
до сих пор живет внешними и внутренними стереотипами - холод, елки, 
медведи, пельмени и валенки формируют систему стандартных смысловых и 
визуальных координат, исключающих позитивную перспективу. Новосибирск, 
считающий себя столицей Сибири, имеет признаки мирового города — он 
толерантен, поликультурен, является финансовым, образовательным, 
технологическим, медицинским центром. По уровню конкурентоспособности 
Новосибирск занимает одно из первых мест в России.
При таком потенциале городу нужны катализаторы развития. Новосибирску 
необходима яркая культурная акция, призванная обозначить наш город как 
место, где конструируются региональные бренды, эффективные технологии их
 продвижения, где формируются пространства надежды и созидания.
Задача международного фестиваля «Сибирские бренды» - создать 
среду, в которой можно творить, иронично и азартно превращая 
«стереотипы» в новации, в драйв и достоинство. Главные продукты 
фестиваля – перспектива и социальный оптимизм.
Фестиваль ориентирован на проектное многоголосье. Он смешивает в 
информационном поле современного города новейшие тренды и традиции, 
науку и дизайн. Визуальность, соединяясь со словом и смыслом, становится
 эффективным гуманитарным ресурсом и методом преобразования 
действительности.
Тема Первого фестиваля «Сибирские бренды» – ВАЛЕНКИ, как 
стереотипная характеристика сибиряка, как элемент национального 
наследия, как культурный символ и бренд.
Его пространство формируют выставочные арт-проекты. Его ключевой точкой 
становится конкурс «Памятник сибирскому валенку». Его перспективы 
демонстрируют международная конференция и семинар.
Кураторы фестиваля:  Олег Семенов (Новосибирск), Виталий Михеев 
(Новосибирск), Валерий Кламм (Новосибирск), Ирина Октябрьская 
(Новосибирск)
Валенки, изобретенные в России в 18 веке, стали технологической 
инновацией. Лаконичные по форме, функциональные и практичные они 
покорили страну простотой, доступностью и рукотворным теплом. Пережив 
эпохи и технологии, валенки стали современниками постиндустриальной 
глобализации и обрели знаковый статус. Их история – повод к размышлению,
 диалогу и творческому эксперименту.
Воспользовавшись визуальным языком для трансляции смыслов, участники 
фестиваля попытаются создать новую матрицу мировосприятия, где ВАЛЕНКИ 
станут объектом и поводом к художественному и интеллектуальному 
творчеству, направленному на формирования яркого образа – эффективного 
бренда – коллективного памятника культуре Сибири в единстве прошлого, 
настоящего, будущего.
ВСЕГДА СИБИРСКИЕ - ЭТА ФОРМУЛА ОПРЕДЕЛЯЕТ ИДЕОЛОГИЮ ФЕСТИВАЛЯ
МЕРОПРИЯТИЯ ФЕСТИВАЛЯ:
•    АРТ-ПРОЕКТЫ (МУЛЬТИМЕДИА, ДИЗАЙН, ФОТО),
•    КОНКУРС ПРОЕКТОВ ПАМЯТНИКА СИБИРСКОМУ ВАЛЕНКУ,
•    КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЮ,
•    СЕМИНАРЫ ПО БРЕНДИНГУ.
Почему вещь превращается в символ культуры, региона, страны. Что знают о
 валенках художники из дальнего и ближнего зарубежья. Какое место 
валенки занимают  в жизни Сибири. Как выглядит современное пимокатное 
производство и что стоит за фразой «не мытьем, так катаньем» для жителей
 сибирского мегаполиса. На эти вопросы ответят художественная и 
фотовыставки. Это будут выставки-воспоминания и выставки-бренды. Они 
станут попыткой рассказать современным визуальным языком о вечных 
ценностях – творчестве, азарте ремесла, теплоте рукотворных вещей.
Арт-проекты:
Мультимедийная акция «Амы»
Кураторы - Олег Семенов (Новосибирск), Виталий Михеев (Новосибирск)
Конкурс предполагает поддержку молодых кинематографистов России и 
возможность живого кинодиалога с коллегами из других стран. Что можно 
рассказать о валенках за 60 секунд: кто мы – те, кто еще носит валенки 
или помнит о них. Как пимы связаны с математикой и  можно ли их 
использовать в эпоху техницизма. При безграничности тем и образов, смысл
 конкурса состоит в том, чтобы дать новое прочтение старым символам. 
Когда кругом – обезличенные глобальные тренды, «сибирский валенок» – это
 должно звучать гордо. Конкурс направлен на актуализацию творческого 
потенциала авторского короткометражного кино и анимации, а также на 
развитие экспериментов в области визуальных искусств. Результатом 
конкурса станет открытие новых режиссерских имен и креативных решений.
Фотовыставка «Голыми руками»
Кураторы – Валерий Кламм (Новосибирск), Ирина Октябрьская (Новосибирск)
Пимокаты сегодня: hand-made
Конкурс «Проект памятника сибирскому валенку»
Куратор - Игорь Ельченко (Новосибирск)
Визуализация идеи исконности, первозданности, рукотворности определит 
содержание конкурса. Образ валенок как памятника технического гения 
человека, памятника истории и уходящей культуры будет проинтерпретирован
 современными монументалистами. Цель конкурса в том, чтобы дать 
возможность талантливым скульпторам и художникам, работающих в сфере 
актуального искусства, проявить себя в монументальной области и 
реализовать проект в рамках современных художественных и архитектурных 
контекстов. Предполагаемое место установки памятника Первомайский сквер 
Новосибирска
Международная конференция «Дизайн-образование. Опыт, инновации, перспективы»
Семинар «Брендинг сегодня: образ территории в антропологии, искусстве, маркетинге».
Семинар "Дизайн-система Сибири"
Кураторы - Олег Семенов (Новосибирск), Ирина Октябрьская (Новосибирск)
Конференция и семинары посвящены поиску новых форм, образов и тем для 
привлечения к Сибири позитивного интереса в России и мире. К работе 
конференции и семинара будут привлечены этнологи, социологи, 
культурологи, дизайнеры, архитекторы, связанные с развитием 
художественного творчества, с изучением, созданием и освоением 
региональных социо-культурных ландшафтов - специалисты из России, 
Венгрии, Германии, США, Казахстана, Киргизии и др. Сравнительный 
междисциплинарный анализ брендирования территорий позволит обобщить 
национальный и региональный опыт преподавания, теоретических и 
прикладных изысканий. Это сделает более эффективным разработку локальных
 программ маркетинга и обеспечит создание конкурентных в национальном и 
мировом масштабе имиджевых стратегий городов и территорий Сибири.
Кураторы фестиваля:
Олег Семенов - Член Союза дизайнеров России, член Союза
 художников России. Президент Международного биеннале знаков и логотипов
 «ТаМга» (www.tamga.biz) Заведующий кафедрой дизайна Института искусств 
ГОУ ВПО НГПУ. Арт-директор дизайн-студии BISON. Участник, призер и 
лауреат конкурсов и выставок дизайна в России и за рубежом. Куратор ряда
 международных, российских и региональных, выставок, в том числе 
выставки плакатов «Культура» и "Экология" в рамках Олимпиады дизайна 
(Москва 2011)
Игорь Ельченко - Председатель новосибирского отделения Союза художников 
России, член Союза дизайнеров России. Лауреат Государственной премии, 
1991 г. Организатор и участник международных, российских и региональных 
выставок.
Ирина Октябрьская - Доктор исторических наук, 
заведующий отделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН; 
член РГО (эксперт Новосибирского отделения) Автор, руководитель и 
исполнитель серии российских и международных грантов фондов Сорос, 
Мак-Артур, РГНФ, РФФИ, ФЦП «Интеграция» и др.; организатор ряда 
международных, общероссийских и региональных конференций. Участник и 
организатор фотоэкспедиций по Западной Сибири. Автор более 150 научных и
 научно-популярных публикаций; соавтор фотофильмов.
Валерий Кламм - фотограф, фотопродюсер, координатор 
проекта «Родинки на карте» (фотоблог-сообщество – визуальный архив 
российской провинции), член Союза фотохудожников России, член Русского 
географического общества. Руководитель фотоэкспедиций по Северной Азии 
(2002-2006 ). Автор и куратор ряда международных, общероссийских и 
региональных фото-проектов (выставочных, мультимедийных, 
образовательных) и фото-конкурсов.
Виталий Михеев – Художник и дизайнер. Организатор 
объединения молодых художников Next Line. Организатор и участник 
выставки «Форма реальности» (2011) «Мимика» и другие..
Приглашенные участники и спикеры:
•    Иван Головнев (Екатеринбург) – режиссер, член 
союза кинематографистов РФ, программный директор РФАФ (Российский 
фестиваль антропологических фильмов), руководитель молодежного 
образовательного брэнд-проекта «Этнокино» по актуализации 
этно-культурного наследия Урала; автор и разработчик брэнд-проекта по 
актуализации этнокультурных ценностей ХМАО-ЮГРЫ «Маленькая Катерина»;
•    Кульшат Медеуова (Астана) – доктор философских 
наук, профессор кафедры философии Евразийского национального 
Университета; автор и разработчик брэнд-проекта «Антропология и утопия 
новой столицы Казахстана. В поисках эстетики власти»
•    Елена Волосникова (Сургут) – кандидат 
экономических наук, декан факультета управления Сургутского 
государственного педагогического университета; автор и разработчик 
брэнд-проекта «Сургут: реальность и мечта»;
•    Павел Родькин (Москва) – эксперт в области 
визуальных коммуникаций, автор книг «Промышленный бренд будущего. 
Визуальная революция в эпоху атомного ренессанса», «Визуальная политика.
 Фирменный стиль России», «Футуризм и современное визуальное искусство»;
 автор исследований по истории и теории визуальных коммуникаций, 
визуальной политике, корпоративным и рекламным коммуникациям, 
графическому и социальному дизайну и коммуникативным технологиям;
•    Эркен Кагаров (Пермь-Москва) – дизайнер-график, основатель и 
арт-директор брендинговой компании «Imadesign» (Москва); академик 
Академии графического дизайна; руководитель пермского Центра развития 
Дизайна;
•    Владимир Черепанов (Новокузнецк) - член Клуба 
Арт-Директоров ADCR, идеолог «POWER Креативные стратегии». Компетенции: 
аналитика, разработка платформы бренда, нейминг, креативная стратегия, 
дизайн. Награды: Гран-При, золото и серебро Московского фестиваля 
рекламы Red Apple, серебро европейского фестиваля рекламы Epica Awards, 3
 золота национального фестиваля рекламы Идея!, бронза фестиваля рекламы и
 дизайна ADCR Awards;
•    Ирина Октябрьская (Новосибирск) – доктор 
исторических наук, заведующая отделом этнографии Института археологии и 
этнографии СО РАН; куратор фото-выставок «Новосибирск. Город это мы», 
«Новосибирск- судьба и город»; автор исследований по визуализации 
образов Сибири;
•    Евгений Антропов (Новосибирск) - директор Центра устной истории Музея города (Новосибирск), руководитель программы «Новосибирск. Устная история»;
•    Лада Юрченко (Новосибирск) – директор ГБУ НСО «Агентство регионального маркетинга, директор Международного молодежного инновационного форума ИНТЕРРА
•    Илья Кабанов (Новосибирск) – редактор блога metkere.com, соавтор 
футурологическогопроекта "Эльманьяна", организатор конференций 
"Новоблогика". Тема выступления: «Будущие бренды Сибири»
•    Валерий Кламм (Новосибирск) – фотограф, координатор фотоблога «Родинки на карте» (будни российской провинции) rodinki.newsib.ru;
•    Наталья Родигина (Новосибирск) - доктор 
исторических наук, профессор кафедры отечественной истории  Института 
истории, гуманитарного и социального образования НГПУ; автор и 
разработчик проекта «Сибирь. Образ региона как феномен общественного 
мнения и интеллектуальный конструкт».
Дополнительная информация: http://www.russia-design.com/
