Так называется научная статья кандидатов наук доцента Университета Решетнева Виктора Прохорова и доцента Красноярского ГАУ Владимира Пантелеева, опубликованная в Социально-экономическом и гуманитарном журнале (№2 за этот год).
В основной части статьи дается история и технологии организации и проведения военных облигационных займов в царской России и в советскую эпоху.
Проведен анализ механизма выпуска военных облигационных займов Российской империи, проводимых со второй половины XVIII века для финансирования русско-турецких войн, войны со Швецией, военных действий в Польше, Отечественной войны 1812 года и т. д. Отдельно рассмотрен выпуск «Займа Свободы», выпущенный Временным правительством в 1917 году. Исследованы выпуски военных облигационных займов, проведенные Советским Союзом в 1942–1945 годах во время Великой Отечественной войны.
Как показано в исследовании, в годы Великой Отечественной войны до 15 % военных расходов советского государства покрывалось за счет облигационных займов, размещаемых среди населения.
С практической точки зрения особенно важны умозаключения авторов о том, что облигационные займы – это способ и борьбы с инфляцией, и решения проблем дефицита бюджета, порождаемого условиями военного времени. Как известно, сегодня для российских банков выпуск государственных облигаций – это прекрасный и безрисковый способ зарабатывать деньги. По мнению ряда специалистов, с этой целью российские банки лоббируют раздувание федерального дефицита бюджета, а высокая и явно раздутая ключевая ставка Центробанка помогает им покупать государственные облигации на чрезвычайно выгодных и безрисковых условиях. В конечном итоге, через налоговую систему идет переток средств из карманов населения в кошельки банкиров и прочих ростовщиков.
В статье обоснован выпуск военных облигационных займов без привлечения посредников в лице банков и других участников финансового рынка. Предложен внебиржевой механизм размещения военных облигационных займов через сайт, то есть через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Нет никаких сомнений, что российские либеральные политики и их прислуга из научной среды встретят это предложение с отвращением и критикой. Потому что благодаря его реализации банки и их акционеры потеряют колоссальные деньги, исчисляемые сотнями миллиардов рублей. Их, как известно, устраивает современная практика, когда деньги из реального сектора экономики высасываются в финансовый сектор.
С текстом статьи можно ознакомиться на сайте журнала: http://www.kgau.ru/social/2025/2/content/02.pdf