Регион: Выбрать регион
Сейчас: 17 августа 15:06:26
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Новые подходы к формированию международных цепей поставок арктической нефти в страны Восточной и Юго-Восточной Азии

Гончаров Андрей Дмитриевич магистрант 1-го курса, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия E-mail: gonchaaar1922@yandex.ru

Павлова Елена Ивановна к.э.н., профессор, профессор кафедры Международный транспортный менеджмент и управления цепями поставки, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия E-mail: elenaivanovna@bk.ru

New approaches to the formation of international Arctic oil supply chains
to the countries of East and Southeast Asia

                                                                                                                    Goncharov Andrey Dmitrievich

       Student 1st year,

                   Russian University of Transport (MIIT)

         Moscow, Russia

           Pavlova Elena Ivanovna

Candidate of Economics, Professor, professor of the Department of International Transport Management and Supply Chain Management, Russian University of Transport (MIIT)

Moscow, Russia

В статье рассматривается порядок разработки международных цепей поставок арктической нефти, добываемой в Арктической зоне Российской Федерации, в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Предложено постав­ку нефти в страны этого региона осуществлять по Северному морскому пути, являющимся наиболее коротким и выгодным. Раскрыты сущность и особенно­сти звеньев международной цепи поставки нефти.

Ключевые слова: международная цепь поставки, арктическая нефть, антироссийские санкции, Северный морской путь, страны Восточной и Юго­Восточной Азии

The article discusses the procedure for developing international supply chains of Arctic oil produced in the Arctic zone of the Russian Federation to the countries of East and Southeast Asia. It is proposed to supply oil to the countries of this region via

the Northern Sea Route, which is the shortest and most profitable. The essence and features of the links of the international oil supply chain are revealed.

Keywords: international supply chain, Arctic oil, anti-Russian sanctions, Northern Sea Route, East and Southeast Asian countries

Россия занимает третье место в мире по величине запасов нефти, после США и Саудовской Аравии. Эти запасы оцениваются в объеме от 19 до 22 млрд т, четвертая часть из которых расположена на шельфе Северного Ле­довитого океана и в районе острова Сахалин. В 2024 г объем нефтедобычи в России составил 516 млн т, а её экспорт достиг 240 млн т. Доля доходов от неф­ти составила около 30 % от совокупных доходов федерального бюджета.

Начиная с 2022 г., США, ЕС, Великобритания и их союзники по G7 ввели антироссийские санкции, которые привели к ограничениям на экспортную по­ставку российской нефти, в частности, в страны Запада, импортировавшие до введения санкций около 55 % российской нефти. Это привело к необходимости поиска новых рынков сбыта нефти среди дружественных и нейтральных для России стран в различных регионах мира, освоения новых маршрутов перевоз­ки и изменению международных цепей поставок нефти.

К числу дружественных и нейтральных стран мира - импортёров россий­ской нефти - относятся страны Восточной и Юго-Восточной Азии, которые по­степенно превращаются из простых потребителей российской нефти в регио­нальных экспортеров нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью, что является достаточно выгодным для России. К ним относятся, прежде всего, Китай, Северная Корея, Вьетнам, Индонезия, Сингапур и др. В настоящее время большая часть экспортируемой в эти страны российской нефти отправляется из портов Балтийского и Черного морей, что довольно дорого, а сам маршрут перевозки достаточно длинный. Компании - импортеры и экспортеры - российской нефти ищут новые, более выгодные и безопасные логистические реше­ния для обеспечения своих импортных и экспортных потоков нефти и продуктов её переработки [1].

Поставка нефти в страны Восточной и Юго-Восточной Азии может быть осуществлена из месторождений Арктической зоны Российской Федерации по Северному морскому пути (СМП), являющемуся более выгодным, самым ко­ротким и более безопасным маршрутом между Россией и этими странами. На­пример, из Мурманска в Китай танкер идет около 2–3 недель, тогда как через Суэцкий канал - порядка 8 недель. При этом за провоз по СМП не взимается плата и не требуется оформление дополнительных документов при пересечении границ других стран. Кроме того, на СМП нет очередей и случаев пиратских нападений, как на маршруте через Суэцкий канал. Таким образом, организация и практическое осуществление процесса поставки нефти в эти страны является актуальным направлением, реализация которого может быть достигнута путем разработки и обоснования международных цепей поставок арктической нефти по СМП, что и является целью настоящего исследования.

Согласно принятому «цепь поставки - это упорядоченная совокупность участников - поставщиков, производителей, потребителей и посредников, свя­занных между собой технологической цепочкой. Каждый элемент этой сово­купности может рассматриваться как отдельное звено в цепи» [2, с. 68]. При этом имеется в виду, что цепь поставки рассматривают как объект, включаю­щий базовые элементы (производители, поставщики, логистические операторы и потребители), и как процесс - последовательность операций взаимодейст­вующих между собой поставщиков и потребителей. В качестве звеньев цепочек поставок рассматриваются «производственные или логистические мощности, осуществляющие виды деятельности по поставке нефти от производителя до потребителя, когда к товару, перемещаемому по цепи поставок, добавляется стоимость» [2, с. 68].

Количество и состав звеньев в цепи поставок могут быть достаточно раз­нообразными. Так, исходя из целей и задач формирования цепи поставок, коли­чества уровней поставщиков и потребителей в цепи поставок выделяют: пря­мые (простые) цепи поставок, сложные (расширенные) цепи поставок и макси­мальную цепь поставок (сети участников поставок). В любой цепочке поставок выделяют фокусную компанию, которая определяет структуру и участников цепи, прежде всего, поставщиков и потребителей.

Применительно к данному исследованию следует рассматривать макси­мальную цепь поставок арктической нефти, состоящую:

-     из поставщиков нефти - компаний, осуществляющих добычу нефти, её очистку от примесей и доставку в нефтяные терминалы или на танкеры- накопители;

-     контрагентов (логистических посредников), в число которых включают нефтяные терминалы, перевозчиков, таможенных брокеров и страховые компа­нии, оказывающих логистические услуги для фокусной компании, в виде неза­висимых организаций, связанных между собой договорными отношениями и информационными коммуникациями;

-     потребителей - компаний-грузополучателей из стран Восточной и Юго­Восточной Азии, определяющих вид импортирующей нефти, объем, сроки по­ставки и другие данные, необходимые в цепи поставки.

По территориально-географическому охвату такая цепь поставки нефти является международной, так как её практическая реализация должна осущест­вляться как на территории России, так и на территориях стран-импортёров рос­сийской арктической нефти.

Международная цепь поставки арктической нефти в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, как процесс, представляет собой последовательность по­токов и процессов в виде следующих взаимосвязанных звеньев, каждое из ко­торых является исходным для последующего: добыча и очистка нефти, транс­портировка на нефтяной терминал, погрузка в терминал, хранение в терминале, погрузка на танкер-перевозчик, таможенный контроль (затаможка), перевозка по маршруту, таможенный контроль (растаможка), выгрузка у потребителя, как это схематически показано на рисунке.

Поставщиками, осуществляющими добычу арктической нефти и её по­ставку, являются компании «Газпром нефть», «Роснефть», «НОВАТЭК» и «ЛУКОЙЛ», которые проводят её первичную очистку при добыче от примесей серы, кислорода, азота, различных металлов и других химических элементов, и транспортировку с использованием танкеров-челноков ледового класса к неф­теперевалочным терминалам или рейдовому перевалочному комплексу – тан­керу-накопителю, как это, например, осуществлено компанией «Газпром нефть» в порту Мурманска [3].

цепь

Международная цепь поставки арктической нефти

в страны Восточной и Юго-Восточной Азии: 1 – добыча и очистка нефти;

2 – транспортировка на терминал; 3 – погрузка в терминал; 4 – хранение
в терминале; 5 – погрузка на танкер-перевозчик; 6 – таможенный контроль
(затаможка); 7 – перевозка по маршруту; 8 – таможенный контроль
(растаможка); 9 – выгрузка у потребителя

Неотъемлемой составляющей цепи поставки нефти являются нефтяные терминалы, к которым предъявляются особые требования по хранению сырой нефти, являющейся легко воспламеняемым и взрывоопасным химическим ве­ществом. При хранении нефти на терминалах и последующей перевозке долж­ны строго выполняться международные и национальные требования, характер­ные для опасных грузов.

С нефтяного терминала нефть перегружается на танкеры-перевозчики, в качестве которых используют танкеры арктического класса Arc7, способные перевозить до 38 тыс. т нефти за рейс, пересекая льды толщиной до 1,8 м, и рассчитанные на круглогодичную навигацию в арктических морях при темпе­ратуре до –45 °С. Для обеспечения перевозки нефти танкерами другого класса или в условиях другой ледовой обстановки на маршруте используют ледоколы, которых на СМП в настоящее время 10. Планируется, что к 2030 г. их будет 17, а к 2035 г. – 22.

На каждом танкере имеется погрузочно-разгрузочное устройство, позво­ляющее танкеру находиться на расстоянии от терминала при загрузке или раз­грузке нефти, обеспечивающее безопасность проведения погрузочно­разгрузочных работ с нефтью.

Важнейшим фактором, влияющим на безопасность перевозки нефти по СМП, является постоянное обновление данных о состоянии ледовой обстанов­ки на маршруте. Такая информация поступает со спутников, однако, в связи с введенными антироссийскими санкциями и проведением специальной военной

операции на Украине возник дефицит космических снимков, в результате дан­ные из космоса представляются через шесть часов. При скорости судна 12 уз/ч (22,22 км/ч) судно за 6 ч может пройти по маршруту порядка 72 уз (133,32 км), не имея реальных данных о состоянии ледовой обстановки, что может отра­зиться на безопасности процесса перевозки нефти [4].

Одним из возможных способов оперативного получения информации о ледовой обстановке на маршруте является использование беспилотных лета­тельных аппаратов (БПЛА), оснащенных соответствующими приборами. С по­мощью БПЛА представится возможность получать эту информацию в реальном масштабе времени и на определенном расстоянии по маршруту перевозки, что позволит принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность пере­возки. Осуществление эксплуатации БПЛА может быть возложено на специ­ально обученных членов экипажа судна [5].

Таможенный контроль поставки нефти как при затаможке, так и при растаможке, осуществляется в целях обеспечения соблюдения националь­ного и международного законодательства таможенными органами страны экспортёра нефти - России и страны-импортёра в специально оборудован­ных пунктах пропуска.

Таким образом, в ходе проведённых исследований показано, что в усло­виях антироссийских санкций произошла определенная переориентация по­ставки нефти в страны Восточный и Юго-Восточной Азии. Разработана между­народная цепь поставки арктической российской нефти в страны этого региона и обоснована возможность её практического применения при перевозке по СМП. Предложена целесообразность применения БПЛА для оценки ледовой обстановки на маршруте перевозки нефти по СМП.

Библиографический список

1.    Аналитик предсказал рост экспорта российской нефти в Азию. – URL: https://news.ru/asia/analitik-predskazal-rost-eksporta-rossijskoj-nefti-v-aziyu/ (дата обращения: 14.03.2025).

2.    Карапетянц И.В., Павлова Е.И. Логистика и управление цепями поставок на транс­порте: учебник для вузов / под редакцией И. В. Карапетянц, Е. И. Павловой. – 2-е изд., пере- раб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 410 с.

3.    Как цифровой капитан помогает кораблям в Арктике. – URL: https://dzen.ru/a/YLjbsZMe5Sbh4WtG (дата обращения: 18.03.2025).

4.    Новшества на Севморпути: зачем ледоколам нужны беспилотники? – URL: https://dzen.ru/a/ZIB_vfkVrkXyDvh9 (дата обращения: 25.03.2025).

5.    Беспилотники в Арктике помогают ледоколам. – URL: https://dronus.ru/news/ bespilotniki-v-arktike-pomogayut-ledokolam?ysclid=m8db9jccu8855873469 (дата обращения: 25.03.2025).

 

Логистика – Евразийский мост 2025


Количество просмотров: 19
теги:
17.08.2025 10:15 | 2227блог автора

Еще публикации: